8 июля 2024 07:40

Автор материала: Алина Камалютдинова

Татарстан остается в стороне от обсуждений о запрете никабов

В России активно обсуждается вопрос о запрете никабов из-за угрозы безопасности населению. Многие религиозные деятели не поддерживают таких нововведений, а некоторые регионы уже ввели запрет.

Наталья Селиверстова/РИА Новости

Первые разговоры о запрете никаба, традиционного женского головного убора с прорезью для глаз, начались ещё в конце мая. Поводом для обсуждений стал теракт в «Крокус Сити Холл». 28 мая в Госдуму и вовсе внесли законопроект о запрете одежды, которая полностью закрывает лицо. Добавим, что помимо запрета на никаба уже обсуждается вопрос отмены хиджаба — накидку, закрывающая голову, шею и плечи.


Противники никабов активнее начали продвигать свою идею после теракта в Дагестане, где боевики напали на синагогу и церковь, и расстреляли полицейские посты. В их числе оказался и глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Свою позицию он выразил во время Международного молодежного юридического форума в Санкт-Петербурге. Именно после этого обсуждения вышли на новый уровень. Председателю ведомства ответил глава Чеченской республики Рамзан Кадыров. Он заявил о том, что в подобных высказываниях нужно быть предельно аккуратным и не сравнивать какую-либо религию с террором.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Через несколько дней муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев объявил о временном запрете никаба. Фетва была подана ещё в начале июня, а накануне отдел фетв допустил возможность внедрения нововведения. Однако оснований для запрета эксперты не нашли.

Вслед за Дагестаном никаб временно запретили и в Карачаево-Черкесии. Соответствующий указ приняли в ДУМ республики. Муфтий и, в том числе, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Хаджи Бердиев заявил, что указ был принят в связи с постановлением совета Муфтиев о ношении хиджаба и никаба. Запрет будет действовать «до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения».

Официальных заявлений первых лиц Татарстана по этому поводу не было. «Вечерняя Казань» направила запрос в духовное управление мусульман республики, чтобы узнать позицию ведомства по данному вопросу. Нам ответили, что ранее муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин уже давал исчерпывающий комментарий по этой теме. Тогда муфтий заявлял, что решение о том, носить никаб или нет всегда должна принимать женщина и её семья. На данный момент головной убор уже не востребован среди мусульманок России, как это было в начале двадцатого века, но никабы активно носят в ОАЭ, Катаре и других странах. Именно они, по словам муфтия, поддерживают с нашей страной дружественные отношения, а такие запреты могут быть использованы в целях разжигания информационной войны и межконфессиональной ненависти. По его мнение, запрет на религиозные атрибуты одежды будет отождествлять Россию с недружественными странами, где подобные законы действуют уже давно. В ведомстве заявили, что добавить им к этому нечего.

Многие, с кем мы хотели поговорить на эту тему ссылались на позицию ДУМ Татарстана, полностью её поддерживая. По словам ректора Российского исламского института Рафика Мухаметшина, этот вопрос обсуждали уже давно. По словам Мухаметшина, никаб не является обязательным элементом одежды мусульманок в отличие от хиджаба.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

- Если речь идет, например, о запрете чего-либо со стороны государства, то мотивация должна быть правовая. В данном случае для чего что-либо заключать? Для того чтобы исключить угрозу террора. Но стоит ли сводить это к запрету никабов? Сводится ли эта проблема только к религиозной атрибутике? Запрет никабов это прерогатива духовных управлений, но не государства, - отмечает собеседник.

Напомним, что сразу же после решения муфтия Карачаево-Черкесии о запрете никабов, свою позицию выразил и Кремль. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что «они в этой дискуссии не участвуют».

По словам собеседника, никаб не даёт возможности идентифицировать человека, однако есть другие способы спрятать лицо. В пример Мухаметшин привёл маски, которые мы все активно носили в период пандемии. Ещё один атрибут — балаклава, которая защищает от холода в зимнее время и была популярна этой зимой.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

- С этой точки зрения мне кажется, что проблему надо обсуждать немного в другой плоскости, - отметил спикер.

По мнению Мухаметшина, необходимо искать более эффективные приёмы решения проблемы идентификации, особенно в местах массового скопления людей.

Комментарии
Аноним8 июля 2024 14:10
А я сделал замечание - купи нормальное платье свое жене. это ползучая агрессия, нам тут такие не нужны.
0
ПутНик9 июля 2024 14:20
Я чувствую агрессию от вас.
1
Аноним11 июля 2024 14:13
И это нормально!
0
Сибирский татарин8 июля 2024 11:49
"Гюдьчитай открой личико..!" - " Пипец тебе Петруха!!". Сняв паранджу, сказал Абдулла. ..Космонавты подтвердят.
0
Аноним9 июля 2024 14:24
Запрет никаба никакого отношения к безопасности не имеет - это дешевый популизм ультраправых. Ни один террорист не был в никабе. Что касается закрытия лица, то это традиция у татар до прихода большевиков к власти. оверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры» («Народы России», с. 256, Санкт Петербург, 1878 г.).
2
Сибирский татарин9 июля 2024 19:27
Норд Ост! Смертницы с поясами шахидов! Уже из памяти ушло? Спросите тех, кто близких в этом зале потерял. Та! Там был показ женской моды, в соответствии с обычаями Ислама??
0
Уральский татарин10 июля 2024 22:26
Пишут же вам, что у нас своя традиция была, из-за террористов их оставлять что ли?
0
Дивергент8 июля 2024 11:05
Раньше, татарских бабушек и дедушек ни с кем не путали. Берегли традиции. А сейчас. Ничего татарского не осталось, Обарабились до безобразия. 21 век, а вместо развития всеобщая деградация.
1
ПутНик9 июля 2024 14:21
«Три дня я бродилъ съ жандармами по городу. Татарки съ покрытыми лицами, скуластые мужья ихъ, правовѣрныя мечети рядомъ съ православными церквями — все это напоминаетъ Азiю и Востокъ». (Александр Герцен, Собрание сочинений в тридцати томах, том восьмой “Былое и думы, 1852-1868” стр. 225, Москва, 1956г.)
0
Ирсан10 июля 2024 23:48
Мы- не арабы, мы-тюрки.
0
Аноним8 июля 2024 09:53
Татарки никогда не носили ни никаб, ни хиджаб. Только платок или калфак. Не надо идти на поводу салафитских проповедников. Надо придерживаться своих традиций.
0
Сибирский8 июля 2024 11:51
Подтверждаю! Дома есть фото прадед с семьёй, начало 20 века, Сибирь. Все в национальных костюмах.
1
ПутНик9 июля 2024 14:22
«Чем татарин богаче, тем более укрывает свою жену. В бы­ту бедного, рабочего люда, как городского, так и сельс­кого, такое укрывательство женщины, разумеется, не­возможно; но и бедная женщина этого класса при встрече с мужчиною обязана закрыть свое лицо или по крайней мере отвернуться от него при разговоре…» (П. В. Знаменский «Казанские татары», с. 16, Казань, Издательство «Иман», 2004.). «Когда идут женщины их по улице, то лицо занавешивают, да и дома не кажутся» («Описание всех обитающих в российском государстве народов», с. 16, Санкт Петербург, 1799 г.).
1
Сибирский татарин11 июля 2024 19:43
С тех пор. Прошло много лет, эпохи сменили друг друга. Была революция, гражданская Война, индустриализация и коллективизация . Затем Великая Отечественная. Изменился мир, самолёты, космос! Да если такой ревнитель старины, откажитесь от смартфона, кроссовок, джинсов. А в первую очередь употреблять никотин, либо ветры, алкоголь. Это не лично вам. И автомобиль тоже не упомянут в середине XIX века. Пешком, как православные к святым местам. У многих, кто отстаивает "свою чистую татаркость", просто какой комплекс. Может в свое время на физмат не поступили, кандидатскую не удалось защитить. Сходите в планетарий, там расскажут про возраст Земли, развитие жизни и появление приматов. Некоторые своей упертостью от них недалеко ушли. В XIX веке какой был уклад татарской семьи, и где работала татарка - жена народного татарина? Дома! Предложите продавщицам, студентами , курсанткам Юридической академии предложить носить никак. Услышите о себе очень много...
0
Сибирский татарин11 июля 2024 19:44
Вейпы, а не ветры!
0
Сибирский11 июля 2024 19:45
Носить никаб
0
ПутНик9 июля 2024 14:21
«У себя дома женщины и девушки оставляют свои лица открытыми. Снаружи они носят большое покрывало на голове, которым закрывают лицо, когда они не заняты. Те, кто живет в достатке, соблюдает этот обычай более строго». (Ф.Х. Паули. «Этнографическое описание народов России». 322нче бит, Санкт Петербург, 1862 ел).
1
Сибирский татарин9 июля 2024 19:35
Издания каких годов цитируете? В 1861 в Российской империи отменили крепостное право. Может ещё что подревнее найдёте? Марьяна у Толстого в " Казаках" тоже лицо от солнца жаркого прикрывала. Да женщины в полеводческих бригада тоже 😀
0
Сибирский татарин10 июля 2024 03:27
В СССР женщине водителю -профессионала разрешается водить троллейбусы, трамваи и грузовые автомобили Газ-51 -53, на дорогах общего пользования.. Берегли женское здоровье. Сейчас собираются создавать женские экипажи для городских автобусов. Нравственность не зависит от формы одежды. Курящая вейп с портаками (татухами), использующая мат для связки слов в предложении может быть завернута хоть в парч
0
Уральский татарин10 июля 2024 22:28
Знаменского информация это начало 20 в. Фетва Г. Баруди тоже. Обычая закрывать лицо концом платка оставался и во время СССР у нас в Поволжье и Урале, не знаю, как у вас там в Сибири
0
Оставить комментарий