5 апреля 07:39

Автор материала: Дилия Мингазова

Судьба электросамокатов в Казани повисла в воздухе

В столице Татарстана уже долгое время держится теплая погода, однако открывать сезон сервисы кикшеринга не спешат. Эксперты подчеркивают повышенную опасность такого транспорта, но уверяют, что отказаться от него уже не получится.

Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

В столице республики уже многие дни стоит теплая погода. Но электросамокаты так и не появились на улицах города. Если в прошлом году прокатный сезон от сервиса кикшеринга Whoosh начался с 5 апреля, то в этом году даже не назначена дата начала проката. Ранее оба крупных сервиса проката — Urent и Whoosh — говорили, что ждут стабильного плюса, сухого асфальта и таяния снега. В то же время с конца марта сезон возобновился в соседнем Иннополисе. Казанцы предполагают, что сезон может вовсе не начаться в городе. Кто-то не хочет расставаться с вошедшим в привычную жизнь транспортом, а кто-то надеется на отказ от самокатов по примеру Перми.

В исполкоме Казани нам сообщили, что по началу сезона проката пока нет информации. В сервисе Whoosh также рассказал, что конкретной даты старта пока нет.

- Мы не готовы подробно комментировать предстоящий сезон и сопутствующие вопросы, - отметили в сервисе.

Что будет, если самокаты больше не появятся на улицах города?

Самокаты стали важным элементом современной городской мобильности, считает урбанист Василь Закиев. Они снижают нагрузку на дороги, помогают эффективнее использовать общественный транспорт и делают город удобнее. Сейчас самокаты в столице республики явно оказались в подвешенном состоянии, отмечает он. В то же время Закиев уверен, что возможная отмена кикшеринга не решит проблему с самокатами — на место арендованных просто придут личные.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Власти взяли самый простой курс – на ужесточение регулирования и, кажется, не совсем понимают, что простой запрет не решит проблемы. Люди уже активно пользуются личными самокатами, число которых растёт ежегодно, и их никто контролировать не сможет. Вместо готовых к диалогу шеринговых компаний мы получим полный хаос с детьми и владельцами личных самокатов. В результате пострадают комфорт и безопасность на улицах, — считает эксперт.

Электросамокаты уже вошли в привычную жизнь россиян — у них много постоянных пользователей, отмечает автоэксперт Петр Шкуматов.

- В Казани нет таких гигантских расстояний, как в Москве или в Питере. Но все равно Казань — большой город, пешком его не пройти. Поэтому, конечно, любые моторизованные средства очень помогают людям. Особенно если они недорогие, доступные и быстрые. Их можно также быстро припарковать, можно хранить даже на домашнем балконе. Но у этой медали есть, конечно же, обратная сторона — это то, что города у нас не приспособлены для движения электросамокатов и электровелосипедов, — поделился мнением эксперт.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Страдают от такого резкого увеличения числа средств индивидуальной мобильности на дорогах прежде всего пешеходы. Чтобы это предотвратить, нужно развивать инфраструктуру, создавать места, где водители таких средств могут быть безопасны для себя и для окружающих. Автоэксперт, редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков также уверен, что запрещать самокаты не вариант. Даже если ограничить движение в центре города, проблема останется на окраинах.

- Это большая проблема, на самом деле, государственная. Например, у нас строят новые микрорайоны, но не изменяют градостроительные правила — можно же изначально закладывать строительство не только дорог, тротуаров, детских площадок, но и велодорожек. Реализация механизмов, которые могут изменить ситуацию, у нас отстает лет на 10, — подчеркнул специалист.

«Необходимо к этому вопросу жестко подходить»

Последнее масштабное обсуждение электросамокатов состоялось на коллегии МВД по Татарстану. В прошлом году в республике зафиксировали 38 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, 39 человек получили травмы, а один погиб. По стране цифры, конечно, выше. Известно, что только за первое полугодие 2024 года три ребёнка погибли и 354 получили травмы.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Большое количество происшествий обусловлено увеличением количества СИМ, в первую очередь за счет прокатных электросамокатов. Зачастую ими управляют именно дети. Эти ДТП показывают, что сегодня дорожная инфраструктура городов республики не позволяет интегрировать в неё электросамокаты. В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос по исключению возможности предоставления земельных участков под размещение прокатных электросамокатов, — ранее говорил глава МВД по Татарстану Дамир Сатретдинов.


Раис республики Рустам Минниханов одобрил предложение, отметив, что всегда был против этого вида транспорта. По его словам, электросамокаты должны использоваться только в специальных местах, где есть инфраструктура и отдельные дорожки.

- Они не только себя подвергают опасности, они напрягают и нас, людей. Необходимо к этому вопросу более жестко подходить, — резюмировал глава Татарстана.

В марте этого года вопрос о проблеме самокатов поднял и председатель Госдумы Вячеслав Володин. Поводом для этого стало обращение главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, который указал на резкий рост ДТП с участием таких устройств.

Аварийность растет, и с этим нужно что-то делать

Важность усовершенствования системы подчеркивают и наши эксперты, ведь количество ДТП с самокатами растёт. На сегодняшний день нужно более жёсткое законодательное регулирование, поделился с нами наблюдениями врио начальника Госавтоинспекции Татарстана полковник полиции Айрат Самигуллин. 

По мнению автоэксперта Шкуматова, для устранения проблем самокатчикам нужно сдавать тест на знание правил дорожного движения и получать водительское удостоверение. Кроме того, у каждого самоката должен быть идентификационный номер.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Водители будут знать, что им можно и нельзя делать. Прежде всего станет гораздо безопаснее. А случайные люди, которые катались ради «покуражиться», конечно же, станут пешеходами, — прогнозирует автоэксперт.

- Чтобы сделать транспорт комфортнее и безопаснее, Казани необходимо развивать связную сеть велодорожек, выравнивать тротуары и очищать их от препятствий, срочно убирать позорные заборы. А с точки зрения регулирования самокатов ужесточать контроль за соблюдением правил парковки, внедрять обязательную идентификацию пользователей самокатов (как это сделали в Москве через Mos.ID) и активнее использовать технологии для автоматического ограничения скорости в зонах высокой плотности пешеходов, — считает урбанист Закиев.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов рассказал «Вечерней Казани», что видит в самокатах угрозу безопасности горожан.

- К самокатам отношусь осторожно, сам никогда самостоятельно не пользовался, но когда рядом дети, правда они уже взрослые, их на это тянет, и, конечно же, не могу остаться в стороне. Самокаты являются угрозой как для водителя, так и для пешехода. Необходимо регулировать этот вопрос, и чем быстрее, тем лучше. В Госдуме есть предложение Следственного комитета, я уверен, что в ближайшее время будут рассматриваться эти законопроекты, — рассказал депутат.

Регулировать электросамокаты нужно однозначно, ведь они опасны и для детей, заключил Фаррахов.

Комментарии
Активный пользователь самоката14 апреля 14:31
В 2024 году в Татарстане произошло более 1000 автомобильных ДТП, в которых погибли десятки людей. Но где радикальные меры? Где ужесточение ПДД, повышение штрафов или реальная борьба с лихачами? Вместо этого все внимание почему-то приковано к электросамокатам. Да, среди самокатчиков есть безответственные водители, но разве на дорогах не больше безумных "шашечников", гонщиков и пьяных водителей? При этом именно за самокатчиками закрепился стереотип "безумной езды", хотя статистика говорит о куда более серьезных рисках от автомобилей. Может, вместо бесконечных ограничений, город должен развивать инфраструктуру — строить велодорожки, выделенные полосы для микротранспорта? А прокатным компаниям — внедрять биометрическую идентификацию, систему рейтингов или другие способы контроля, а не просто запрещать? Проблема не в самокатах, а в системном подходе к безопасности. И пока власти борются с симптомами, а не с причинами, ситуация вряд ли изменится.
0
Urent6 апреля 20:29
Добрый вечер , сезон будет , ждем когда стабилизируется погода. И ничего не мешало взять наши самокатики 🥰
2
Турист5 апреля 16:22
Вообще не удивлен, что депутаты не катались на самокатах и против них, ведь у них дорогие машины и вертолеты, им с нами ездить не по статусу. Все что нужно знать про Рустама Минниханова, чтобы понять что он самокат никогда не попробует, так это то, что в 2016 году его жена возглавила рейтинг самых богатых жен российских депутатов. Вот и думайте, будет ли такой депутат кататься на самокате или велосипеде, или он как и все "честные" депутаты будет ездить на дорогой машине.
5
Михаил5 апреля 15:35
Катаюсь 5 лет. На всех велодоржках в Казани всегда есть пешеходы, порой идущие за руку, и всем плевать. Про безопасность оставьте эти разговоры в пользу бедных, просто у кпатп пассажиропоток снижается и стоянки бесплатные их беспокоят. А властьимущие из своих рабочих авто и вертолётов жизни простой совсем не видят. Жду начала сезона очень. Не дождусь - куплю себе и жене по самокату. Альметьевск почему то нормально работает, а у нас даже скорость снижена до 20 км/ч, колхоз.
5
Ришат5 апреля 13:19
Зимой доставщики с коробками на спинах на своих электропедах доставали , а сейчас к ним ещё самокатчики присоединятся . Ужас просто .
4
Поживем. увидим5 апреля 13:06
Что важнее? Покой горожан или прибыль прокатчиков-самокатчиков? Ответ на этот простой вопрос покажет чьи интересы важнее
2
Аноним5 апреля 11:27
Как это не возможно отказаться от самокатов, в Китае и много где они запрещены, безопасность людей превыше всего, а у нас бизнес превыше всего
3
Аноним5 апреля 11:31
Состояние людей на самокатах не проверяют, а могут ими пользоваться и пьяные и больные на голову и обдолбанные
5
Турист5 апреля 16:14
А состояние пешеходов проверяют, а ведь они могут быть пьяные и больные на голову и обдолбанные!
10
Аноним5 апреля 18:10
Сравни скорости, если своей головой не доходит
2
Валерий5 апреля 10:52
Очень,ОЧЕНЬ много аварий с самокатами! Я не против них, но пусть делают светофоры отдельно для них и пешеходов! Летят в бочину авто на полной скорости зная что якобы им Все можно! Или пусть номера с ПДД и права получают раз не могут ездить!
2
Турист5 апреля 16:15
Аварий с машинами еще больше, хотя светофоры для них есть...
6
Гость5 апреля 08:13
Создайте безопасные условия для пешеходов. Для электросамокатов, отдельная дорожка и минимальная скорость. Не надо наживаться на чужих бедах.
1
Айгуль5 апреля 10:54
Правильно. А то придумали по ПДД которые в СССР для велосипедов было. И толкают эту чушь в массы. Скорость самоката СИМ уже выше чем положено. Не успевают реагировать не водители авто, не шагающие дети.
1
Турист5 апреля 16:26
А выше чем положено это сколько? На переходах самокатчик должен спешиться, так что водители машин как бы не должны успевать реагировать, только вот это правило нарушают и велосипедисты. И что значит самокат СИМ?
4
Оставить комментарий