Роман Лизалин: «Речные перевозки по себестоимости сравнимы с авиаперелетом»
Навигация в Татарстане стартует уже 25 апреля. «Флот РТ» планирует выпустить в эксплуатацию 18 судов, три из которых прошли масштабный ремонт. Также в компании мечтают о новых судах, но напоминают, что старые могут прослужить до 150 лет.

АО «Флот РТ» в этом году планирует выпустить три своих «новых» судна, которые были куплены у подконтрольной Равилю Зиганшину судоходной компании АО «Татфлот». О том, что ещё нового будет в этой навигации и почему не стоит бояться старых судов «Вечерней Казани» рассказал генеральный директор компании Роман Лизалин.
По данным системцы Контур.Фокуса, численность сотрудников составляет 172 человека. Баланс на конец 2024 года — 2,4 миллиарда рублей, а выручка — 99 миллиона рублей.
Нововведения предстоящей навигации
- Что нового будет в этой навигации?
- В этом году наша основная задача — выполнение планов, как минимум, не меньше тех, которые мы достигли в навигации 2024 года. Конечно, в этом году откроются новые направления.
В июне, может чуть раньше получится, хотим ввести единственное круизное судно в Татарстане «Павел Миронов». Оно стояло без дела примерно десять лет. Мы провели огромную работу по его ремонту. В этом году, конечно, хотели бы вести его в эксплуатацию совместно с нашими партнерами и отправить по межрегиональным направлениям.

Также планируем запустить судно, которое также стояло уже достаточно давно, примерно 5-10 лет. Это судно - банкетоход — теплоход «Адмирал» (компания объявляла тендер на ремонт «Павла Миронова» и «Адмирала» на сумму 20 миллионов рублей - ВК). Надеемся, что оно тоже будет пользоваться спросом. На самом деле, мы чувствуем это уже сейчас, потому что приходят заявки на проведение различных банкетов, конференций и так далее. Большую работу мы провели по его обновлению. Запускать в работу планируем в мае этого года.
Кроме того, мы отремонтировали скоростное судно типа «Восход», которое было аварийным. У предыдущего собственника оно вылетело на мель. Работали над ним с нашими коллегами из завода имени Горького в Зеленодольске. Огромное им спасибо. Планируем ставить его на наши коммерческие маршруты.
Уже в перспективе, когда появится понимание по причалу Камского устья, мы бы хотели соединить Казань и Камское устье. Это востребованное направление. Есть хороший потенциал у этой стоянки.
Таким образом, мы планируем по два-три судна запускать в каждую навигацию.В этом году мы большую работу провели по ремонту судов, которые эксплуатировались в прошлом году. Значительное внимание уделили техническому состоянию. Прежде всего тому, что связано с безопасностью, уровень которой за последние годы нам удалось поднять.
На нашем балансе также существуют еще и дебаркадеры, которые необходимы для перевозок в населенные пункты, которые находятся на правом берегу Волги. Мы много сделали по корпусным работам, по железобетонным конструкциям. Это опять-таки напрямую связано с безопасностью. И мы рассчитываем, что в дальнейшем постепенно сможем все-таки привести суда в нормативное состояние.
Нам досталось большое хозяйство. Не в самом хорошем состоянии, если уж прямо говорить. Мы проводим большую работу, идём ударными темпами. Рассчитываем, что приведём в порядок все суда в ближайшие десять лет. Кроме этого, конечно, мы ожидаем, что при поддержке раиса Татарстана Рустама Минниханова, правительства республики нам удастся купить новые суда. Необходимо работать над омоложением парка.
- Какие направления будут в этом году?
Наша компания была создана для осуществления социальных перевозок. Это основная задача. Направления по соцперевозкам всем прекрасно знакомы: вверх — до Свияжска и вниз — до Болгар. Также у нас есть маршрут Чистополь — Красный Яр.
Кроме того, мы планируем в этом году продолжать работу над развитием региональных направлений благодаря нашим новым скоростным судам типа «Метеор-2020». Мы видим заинтересованность наших соседей. Наши «Метеоры» прошли некую модернизацию, потому что были проблемы технического характера. В этом году мы рассчитываем, что все-таки удастся с этими проблемами справиться. Ожидаем судна в ближайшее время, они сейчас находятся на доработке на заводе имени Горького.

Ещё у нас есть коммерческие направления, бюджет республики не безграничен. В прошлом году мы проводили эту работу, но к сожалению, не смогли выпустить большое количество судов в эксплуатацию. На коммерческой составляющей у нас работало два судна. В этом году таких будет пять. Одно из них скоростное. Мы планируем, что оно будет использоваться до Болгар.
У нас также планируются коммерческие прогулки по реке Казанке.
- Сколько у вас на балансе судов?
- На балансе у нас более 20 судов и десяток дебаркадеров. Однако в том году у нас эксплуатировалось 15 единиц судов, в этом году 18. Плюс ко всему у нас действующих 11 дебаркадеров и три причала: Казань, Болгары, Свияжск. В этом году мы также планируем получить на свой баланс причал Чистополя.
Кроме этого, с районом мы прорабатываем вопрос по передаче нам причала Камского Устья. Там тоже предстоит большая работа.
Реабилитация метеоров и уголовное дело относительно покупки старых судов
- Что на данный момент с метеорами и, в том числе с метеором «Михаил Девятаев», который ремонтировали в прошлом году? Какие проблемы были найдены?
У нас на балансе два «Метеора». Была проблема в энергетических установках, к которым есть особые требования. Ввиду того, что внешний рынок закрылся, выбор поставщиков ограничился. Его практически не было. В связи с этим завод строил из того, что получалось находить.
Эти двигатели, которые удалось найти от китайского производителя, себя не зарекомендовали. Они вышли из строя.

Мы не стали опускать руки и совместно с заводом определили линейку двигателей, среди которых можно искать. В этом году ожидаем, что придут новые двигатели, китайского производства, с большей мощностью, с достаточно хорошим удельным отношением массы к мощности. Мы рассчитываем, что технические критерии позволят обеспечить надежность этих двигателей, безаварийность и бесперебойность в работе.
- В прошлом году вы говорили, что в следующей навигации откроется направление Казань-Ульяновск. Будет ли в итоге это реальным?
- Планируется открытие навигации. Сейчас пока думаем, сколько будет единиц выходить. Мы работаем с властями Ульяновской области, с министерством транспорта. Эти перевозки должны быть субсидированы.
- А завершился ли уже процесс по передаче судов на ваш баланс?
Да, процесс завершился в прошлом году. Все суда приняли. В этом году мы сделали дорожную карту ремонта судов. Все они на 100% будут отремонтированы. Некоторые спрашивают, почему мы взяли старые и сломанные суда, которые надо ремонтировать и так далее. Я отвечаю на это, что ремонтировать всегда дешевле, чем строить. В Европе существует практика, когда суда ходят по 100-150 лет и их поддерживают в нормативном состоянии. Стоит отметить, что потребители с каким-то трепетом относятся к путешествиям на старых судах. Для многих это возможность вспомнить молодость.
Мы уделяем особое внимание уровню безопасности. Поэтому некоторые наши «взрослые» суда ни в чем не уступают, а некоторые даже находятся в более выигрышном положении в части безопасности.
- Сколько вашему самому старому судну?
- С 1951 года один из них эксплуатируется. Но повторюсь нельзя смотреть на возраст. 20% успеха — хорошее судно, 80% - хороший экипаж.
- На каком этапе рассмотрение дела о причинении ущерба бюджету в 65,5 млн рублей — путем закупки 13 изношенных речных судов?
- Нас опросили, мы выразили своё мнение. Я думаю, что нас услышали. Я не слежу за этим делом, потому что, честно говоря, не понял сути дела. Мы купили эти суда. Неужели у нас был выбор? Не купив эти суда смогли бы мы выйти в навигацию 2024 года?
Кадровый дефицит
- Сейчас почти во всех сферах — кадровый дефицит. Насколько сегодня подготовка специалистов в казанских техникумах и вузах отвечает критериям АО «Флот РТ»? Работают ли выпускники техникума у вас?
- Хочу выразить слова благодарности нашему казанскому филиалу Волжского государственного университета водного транспорта имени М.П. Девятаева. Ребята к нам приходят из института, и речного техникума. Те знания, которые им учебные заведения дают, в полной мере нас устраивают. Люди приходят уже со знаниями своего дела.
Очень часто в первую навигацию ребят нужно дообучать, потому что хороший специалист на одной теории «не уедет». Но без теории не будет прочного фундамента, без которого даже с практикой нельзя стать хорошим специалистом.
Совместно с нашими учебными заведениями, мы ввели понятие «наставничество». У нас каждый студент закрепляется за тем или иным специалистом, капитаном и так далее. Мы рассчитываем на преемственность поколений.

- Ощущаете ли вы дефицит кадров?
Я очень осторожно скажу, что в прошлом году было гораздо сложнее нам с кадрами, чем в этом. Наверное, это связано с тем, что в том году мы только входили в большую навигацию. Нас еще никто не знал, будем ли мы деньги платить, какие у нас условия и так далее. Со своей стороны мы постарались выполнить все обязательства перед нашими работниками, обеспечить им условия труда, заработную плату достойную. И люди это понимают.
Сейчас уже видим, что люди приходят от других компаний и хотят к нам. Это не может не радовать.
Планируется создание приложения
- Хотелось бы ещё узнать про покупку билетов. В прошлом году были проблемы с покупкой билетов онлайн. Как решилась эта проблема?
- Мы запускаем онлайн-продажи, причем сейчас как раз занимаемся не только доступностью приобретения билетов на социальные поездки, но и на коммерческие. Мы видим тенденцию к увеличению роста продаж онлайн. Это же прежде всего доступно и комфортно, потому что никуда не нужно ехать.
Сейчас сайт работает в тестовом режиме. Планируем, что к навигации нашего 25-го года сайт будет работать в полном объеме и каждый желающий сможет приобрести билет. В дальнейшем будет приложение, но это всё так быстро не происходит. У нас всё создается с нуля.
Себестоимость речных перевозок сравнима в полетом на самолете
- Рентабельны ли речные перевозки?
Пассажирские перевозки — это специфическая отрасль. Себестоимость самих перевозок очень дорогая, это сравнимо с полетом на самолете и так далее. Естественно, мы стараемся минимизировать издержки.
Конечно, мы понимаем, что у нас уникальный случай, когда регион поддерживает речные перевозки. Не будь этого, то и стоимость билета была бы не 100-200 рублей до ближайших каких-то населенных пунктов, а в несколько раз больше. Поездка стоила бы полторы-две тысячи рублей.
Коммерческие направления тоже не приносят сверхприбыли. Но практика показала, что в принципе это идея живая, заработать можно. Мы обязательно этим будем пользоваться. Это не так выгодно, как грузовые перевозки, добыча ПГС.

- Многие жалуются на дорогивизну билетов на речные перевозки. От чего зависит ценообразование?
- Нужно понимать, что судно очень дорого стоит. Даже старенькие суда, амортизированные требуют очень много вложений. Необходим очень дорогостоящий ремонт.
Балансовая стоимость судов не маленькая, что соответственно ложится на ценообразование. Еще есть переменные расходы: обслуживание судов, обеспечение транспортной безопасности, содержание причальной инфраструктуры. Всё это влияет на стоимость.
- А какие у вас планы есть на следующий год?
Мы бы, конечно, очень сильно хотели, чтобы у нас появились ресурсы на приобретение новых судов. Может быть, даже в этом году, но я пока ничего не буду вам говорить. Мы не бросим наши старые суда, они будут ходить, но новые пора приобретать.
9 мая в честь 80-летия Победы будут организованы бесплатные экскурсионные перевозки по нашим маршрутам для участников войны, участников боевых действий и их родных. Вся информация об этом есть на нашем сайте.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
После новости о согласовании варианта дублера Оренбургского тракта казанцы выразили недовольство отсутствием обсуждений проекта с экспертным сообществом. На круглом столе пришли к выводу о необходимости создания другого варианта дороги.












