Общество
Автор материала:Алина Камалютдинова

Общественный транспорт Татарстана не вывозит

Уже в следующем году казанцев ждёт традиционное повышение стоимости проезда. В этот раз цена билета в автобусах вырастет на три рубля. Однако руководители ПАТП считают, что эта мера «развал» сферы не остановит.

Общественный транспорт Татарстана не вывозит

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

Транспортная сфера Казани — один из самых больных вопросов, который не может решиться на протяжении нескольких лет. Особенно плохо обстоят дела с автобусами. Ситуация лишь ухудшается, несмотря на попытки властей города и самих руководителей ПАТП решить проблемы. Единственное, что они могут сделать сейчас — повысить стоимость проезда.

В последний раз цена на билет росла в конце 2023 года. Тогда стоимость выросла на три рубля для безналичной оплаты и на семь для оплаты наличными. По итогу казанцы платят 38 и 42 рубля соответственно. Повышают стоимость проезда уже шесть лет подряд. Началось это в 2019 году, когда стоимость проезда составляла всего 27 рублей. Директора казанских ПАТП объясняли повышение отсутствием средств. Сейчас по этой же причине они подали заявки на увеличение цены на проезд в Госкомитет Татарстана по тарифам. Об этом заявлял глава ведомства Александр Груничев. По его словам, из-за сложной экономической ситуации вероятность повышения возрастает. Тем более, что в ведомстве придерживаются политики периодического, но незначительного увеличения стоимости. Это помогает избежать резкого роста цен. Тарифы должны утвердить до 20 декабря. Перевозчики просят увеличения до 45 рублей. Вероятно, что до этого предела возрастёт стоимость оплаты наличными. Таким способом и перевозчики, и мэрия пытаются научить казанцев платить картами, поскольку безналичная оплата выгоднее.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

Жителей города такая новость не обрадовала. Большинство начали винить перевозчиков в желании как можно больше заработать, несмотря на состояние автобусов и сокращение маршрутов. Напомним, до конца года в Казани появится 157 новых автобусов и 39 синих троллейбусов. Основная часть автопарка отработала уже более 10 лет, что приводит к постоянным поломкам и сходу с линий. В свою очередь страдают пассажиры, которым приходится ждать транспорта по 20-30 минут. Интересно, что изначально исполком города подавал заявку на приобретение 400 новых автобусов, однако покупка экипажей бессмысленна из-за нехватки людей. Дефицит кадров в отрасли городских пассажирских перевозок составляет порядка 1200 человек — водителей и кондукторов. Нехватка объясняется достаточно сложным режимом работы, повышенными требованиями к работе водителей и неконкурентной заработной платой. Водители переходят в смежные отрасли.

Дробление маршрутов началось в этом году. В комитете по транспорту Казани рассказали, что негативное влияние на сферу городских пассажирских перевозок оказал целый ряд факторов. Это, в первую очередь, неполная компенсация убытков за перевозку льготных категорий граждан — 28 рублей вместо 42 руб. Во-вторых, значительный рост цен на запчасти, комплектующие и ГСМ (дизельное топливо). В-третьих, серьезный дефицит кадров: укомплектованность штата водителей составляет всего 59,9%, кондукторов — 57,6%. И, наконец, снижение пассажиропотока на 11% от допандемийного уровня 2019 года.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

Именно поэтому поменяли 12 схем движения маршрутов. Восемь из них сократили, два закрыли, ещё два удлинили и скорректировали. По городу перестали курсировать два автобуса: № 25 от улицы Технической до жилого массива Дербышки и № 49 от станции Лагерная до вещевого рынка. Тем, кто пользовался этими маршрутами, предложили ездить с пересадками. Альтернативой стали автобусы № 1, 43, 91, 34, 30, 36, 45. Не исключено, что маршруты будут сокращаться и в этом году по просьбе перевозчиков.

- Транспорт очень страдает. Мы видим, сколько сейчас жалоб. Их всё больше и больше. Перевозчики отказывают возить. Я говорил ещё пару лет назад, что будет коллапс. Теперь он с каждым годом всё усиливается, - отметил один из казанских перевозчиков. - Сейчас параллельно обсуждается подъем стоимости проезда, но и опять те же самые. Транспортники жируют, хотят все мешки набить. Если действительно мешки набиваются, то, наверное, желающих в этом бизнесе было бы полно. И это ещё с учетом, что дают новые автобусы.

По словам собеседников, причина проблемы в недофинансировании, а именно - неполной компенсации за льготников. Перевозчики мечтают о внедрении брутто-контрактов, благодаря которым доход перевозчики будут получать от городской администрации. В исполкоме отметили, что сейчас перейти на такую систему невозможно.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

Для перехода на систему брутто-контрактов Казани требуется ежегодно от 2,5 миллиарда рублей, таких средств в бюджете города, к сожалению, нет. По этой причине внедрение системы брутто-контрактов в настоящее время не обсуждается, рассказали в комитете по транспорту.

Ещё один вариант, при котором транспортная сфера может возродиться, — полная компенсация за льготников.

- Не должен простой пассажир платить и за себя, и за льготника, — отметил наш собеседник из транспортной отрасли.

Однако власти Татарстана не всегда выплачивают даже частичную компенсацию. Её долгое время не мог получить управляющий ООО «Экспресс» Дмитрий Грузков. Именно поэтому в Зеленодольске на некоторых маршрутах льготного проезда нет.

По словам казанского перевозчика, если ситуация не изменится, то коллапс будет лишь расти. Повышение стоимости проезда не приведет к улучшению.

- Если дальше это продолжится, то во многих городах республики транспортники уйдут из этой сферы. И что бы они ни делали, если транспортники уходят и находят другую сферу деятельности, они не возвращаются сюда. Бизнес подконтрольный, сложный, постоянно с людьми, нехватка рабочей силы.

Автор фото: Павел Хацаюк/ИД «Вечерняя Казань»

- Сейчас под вопросом большой ПАТП-9, выход настолько упал, по 30% выхода автобусов. Сейчас всё больше и больше, — добавил спикер.

Случаи полного «ухода» есть. Так было в Бугульме три года назад, когда перевозчик был на грани банкротства. Неделю работа общественного транспорта была приостановлена. Администрация сразу начала поиски нового перевозчика, но никто не находился. Пришлось даже брать часть межгородских автобусов и возить жителей на них. В других городах Татарстана ситуация не лучше. Перевозчики массово уходят и переключаются на другой бизнес. Например, в новом году в Набережных Челнах будет работать всего один перевозчик вместо двух.

Для того, чтобы этого не случилось, исполком Казани со своей стороны предпринимает возможные меры для улучшения ситуации, но этого недостаточно. К примеру, к саммиту БРИКС закуплены 100 новых автобусов, на приобретение которых часть средств выделено из городского бюджета. Также по ходатайству исполкома города автотранспортным предприятиям была предоставлена республиканская субсидия на частичную оплату лизинговых платежей по автобусам, приобретенным в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». По этой программе ПАТП № 2 и ПАТП № 4 в 2020-2021 годах закупили 113 автобусов.