Общество
16 июля 07:45
Автор материала:Елизавета Зеленина

Max выиграет борьбу за пользователей блокировкой Telegram

Эксперты сравнивают российский национальный мессенджер с китайским WeChat и считают, что такой «вольницы», как в платформе Павла Дурова, в Max не будет.

Max выиграет борьбу за пользователей блокировкой Telegram

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Национальный мессенджер

Президент России Владимир Путин 24 июня подписал указ о создании многофункционального сервиса обмена информацией, который обеспечит россиянам и органам власти безопасное виртуальное общение. Приложение Max объединит в себе функции мессенджера с доступом к государственным сервисам. Ответственность за разработку и развитие сервиса возложена на компанию «Коммуникационная платформа» – дочернюю компанию холдинга VK.

Еще в марте вышла бета-версия Max. Пользователи могли скачать приложение, общаться как текстовыми, так и голосовыми сообщениями, звонить через него и отправлять файлы весом до четырех гигабайт. К июлю зарегистрированных в Max было около двух миллионов. Недавно, 14 июля, Max в тестовом режиме начал добавлять каналы, к которым все привыкли в Telegram. Сейчас пользователи могут подписаться на канал, ставить реакции, настраивать уведомления, закреплять и объединять их в папки. В ближайшее время планируется добавить счетчик просмотров, возможность комментирования постов, настройки чата и визуального оформления канала. Первыми свои каналы запустили ТАСС, РИА Новости, «Коммерсантъ» и РБК. Однако не так гладко - некоторые каналы появляются без ведома авторов. Например, автор телеграм-канала «ВПШ», у которого насчитывается почти 1,5 миллиона подписчиков, обнаружил копию своего канала в Max, к которому не имеет никакого отношения.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Новый сервис вызывает неоднозначную реакцию. Политолог Сергей Старовойтов в своем телеграм-канале выразил мнение, что в Max каналы не нужны, в них просто нет необходимости.

«Огромное неконтролируемое пространство общественно-политического диалога, которое сейчас представляет собой «Телеграм», сложно поддается контролю, и приблизительно к выборам в Госдуму в 2026-м создает политические риски. Поэтому никаких каналов в Максе не будет. Потому что каналов вообще не будет», - написал Старовойтов.

Хотели сделать как у китайцев


Казанский обозреватель Альберт Бикбов уверен, что разработка Max, аналогичного китайскому приложению WeChat, говорит о взятом Россией курсе на создание суверенного интернета по китайской модели. Однако модель не совсем конкурентоспособного качества. Как полагает обозреватель, замысел «сделать русский WeChat» столкнулся с проблемами реализации: продукт получился несовершенным, однако акцент был сделан на обеспечении суверенитета.

«Видится, что Max протащили на финансирование именно по аналогии китайского опыта регулирования интернета. Давайте сделаем русский WeChat? А давайте! И заверте... Сыро, криво получилось, но суверенитет же!» - написал в своем телеграм-канале Бикбов.

Вместе с тем механическое копирование китайской модели суверенного интернета просто нереалистично, уверен эксперт. В частности, из-за того, что невозможно полностью заблокировать нежелательный входящий трафик и использование VPN-сервисов для обхода ограничений. Несмотря на попытки имитировать китайский «Великий файервол» (с подсистемами «Золотой щит» и «Зеленая дамба»), эффективность подобных сомнительна из-за влияния санкций.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Политолог Павел Салин также считает, что попытка создать подобие китайского WeChat не увенчается успехом.

- Продвигая Max, власти, вероятно, стремятся к тотальному контролю над всем населением. Об этом свидетельствуют как рекламная кампания, так и законодательные инициативы, ориентированные скорее на граждан в целом. Таким образом, цель Max - создание системы контроля, аналогичной той, что реализована в Китае, для «регулирования поведения» населения, - прокомментировал «Вечерней Казани» эксперт.

Эксперт также затронул тему возможной блокировки привычного нам Telegram. Салин не исключает такого развития событий, потому что только так Max сможет избавиться от конкурента. 

- Приведет ли создание Max к блокировке Telegram? Учитывая сходство этих мессенджеров, такая вероятность существует. Однако, судя по текущей функциональности, Max пока неконкурентоспособен по сравнению с другими платформами. Его успех во многом зависит от административной поддержки государства, в частности, от блокировки конкурентов. Вероятно, такие планы уже существуют и могут быть реализованы в этом году, - считает политолог.

Если цель создания платформы Max - контролировать поведение граждан, то любая нежелательная информация будет подвергаться максимальной цензуре. Max - это не просто мессенджер, заключил Салин. По примеру Китая, власти стремятся создать нечто большее - суперапп (от английского - super app), подобный WeChat, в котором будет сосредоточена практически вся цифровая жизнь граждан.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Поэтому задача состоит в том, чтобы Max стал не просто средством обмена сообщениями, а централизованной платформой, где протекает большая часть цифровой жизни россиян под контролем государства. По мнению эксперта, это касается не только источников информации, но и всех аспектов цифрового взаимодействия, которые власти хотят контролировать и блокировать при необходимости.

У Max есть надежда на будущее


Автор Telegram-канала «Нецифровая экономика» Олег Салманов рассказал корреспонденту «Вечерней Казани», что при начале работы у приложений или иной системы могут быть определенные недоработки, но потом эти недочеты могут быть исправлены.

- Как в любом продукте на начальной стадии Max есть куда улучшаться в вопросах удобства интерфейса для пользователя, - пояснил собеседник.

Эксперт также обеспокоен защищенностью платформы от мошенников. Он допустил возможное введение «функции защищенного канала» тем, что сегодня операторы связи могут создавать системы, защищающие от мошенников звонки по телефону, но звонки и сообщения в мессенджерах из-за особенностей архитектуры ими не контролируются. При этом популярные в России мессенджеры не имеют представительств в стране, не сотрудничают с российскими регуляторами и не осуществляют блокировки нежелательных для пользователя звонков и сообщений. Поэтому Max может стать таким мессенджером, в котором будет такая же защита, какую уже осуществляют операторы связи. Про блокировку Telegram Олег Салманов высказался лаконично - «прогнозировать блокировки в России - дело неблагодарное».

В истории создания национальных сервисов на государственном уровне практически нет. Даже в Китае WeChat, хотя и поддерживается государством, является частной корпорацией. Уникальность ситуации с Max заключается в том, что он создается по прямому указу президента, что само по себе представляет значительный интерес, рассказал политолог, директор центра развития региональной политики Илья Гращенков. А вариант с блокировкой Telegram все равно остается, но имеет определенные издержки.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Остается открытым вопрос о конкуренции Max с другими мессенджерами, в частности, будет ли Telegram заблокирован в России. Закрытие Telegram связано с рядом издержек. Во-первых, значительная часть пользователей привыкла получать из него относительно независимую информацию, аналог которой Max вряд ли сможет предоставить. Анонимные каналы, очевидно, будут невозможны. Во-вторых, даже популярные каналы, включая политологические, могут столкнуться с ограничениями в плане независимости и привлекательности контента. Кроме того, российские власти активно используют Telegram для распространения информации и продвижения своей политики. Существует множество каналов, аффилированных с властью, - аргументировал Гращенков.

Также переход на новые мессенджеры влечет не столько финансовые издержки, сколько риск потери наработанной аудитории. Пример YouTube и Rutube показывает, что, несмотря на рост просмотров, наиболее активная и политизированная часть населения продолжает получать информацию преимущественно из YouTube, где присутствует больше независимых блогеров, добавил спикер.

Поэтому, даже при миллионных просмотрах на Rutube и VK, реальная аудитория может быть значительно меньше. Насколько необходимо было создавать Max? Как минимум, для власти важно иметь альтернативу на случай блокировки внешних мессенджеров, считает Гращенков. Разговоры о запрете, несомненно, спекулятивны, но в случае, если внешние мессенджеры станут недоступны в России, необходима отечественная альтернатива. Аналогично, как существуют альтернативы YouTube (Rutube, VK-видео), должна быть альтернатива Telegram, WhatsApp и другим мессенджерам в виде Max.

- Несмотря на то, что у людей Telegram и WhatsApp популярны, Max создается как альтернатива. В случае его успеха можно ожидать вытеснения этих платформ аналогично тому, как ограничивается доступ к YouTube. Государство, которое беспокоится о нравственности граждан, стремится предотвратить любое нежелательное влияние и утечку информации. Это отражает общую охранительную тенденцию, - комментирует смысл создания отечественного сервиса почетный член Общественной палаты Татарстана Юрий Алаев.

Предсказать сейчас, повлечет ли внедрение Max блокировку Telegram, нельзя, возможно любое развитие событий, заключил эксперт.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей