Ключевая ставка душит российскую металлургию
Российская сталь теряет позиции на мировых рынках и доходы из-за недостатка финансирования металлургических компаний. Эксперты указывают на высокую ключевую ставку как одну из причин, но проблема глубже.

Отраслевой кризис не за горами
Гендиректор «Северстали» Алексей Шевелёв заявил о заявил о начале кризиса масштабов 1990-х в металлургической отрасли России. Он связал это с резким сокращением экспорта, введением санкций и рекордно высокой ключевой ставкой Центробанка.
«Недостаток средств может превратить промышленные предприятия в заброшенные, покрытые ржавчиной объекты», - отметил Шевелёв.
Руководитель одной из ведущих сталелитейных компаний в России подчеркнул, что металлургическая отрасль неоднократно сталкивалась с кризисными ситуациями. Однако, по его мнению, текущий спад спроса на внутреннем рынке по своей интенсивности можно сравнить лишь с кризисом 1990-х годов. Отрасль получила двойной удар: высокая ключевая ставка привела к снижению потребления металла на 14-15 процентов в первом полугодии 2025 года. Второй удар нанесли санкции и экспортные ограничения, которые они повлекли.
Шевелев отметил, что компании успешно справляются благодаря накопленному опыту, а «Северсталь» удерживает низкий уровень долга. Но, по его словам, главная угроза для металлургов — недостаток финансирования, который может привести к деградации производства. Для решения проблемы Шевелев предложил три стратегии. Во-первых, необходимо углублять сотрудничество с клиентами, предлагая не просто металл, а комплексные решения. Во-вторых, важно находить новые рынки. И, наконец, нужна государственная поддержка.

На заседании подкомиссии по укреплению финансовой системы и ключевых отраслей экономики было решено, что Минэкономики и Минпромторг рассмотрят возможность введения моратория на банкротство металлургических предприятий до 28 октября текущего года. Кроме того, планируется повысить ставку экспортной пошлины на черный металлолом на 5 процентов, но не менее 25 евро за тонну.
Профильные ведомства планируют с 2026 года отменить акциз на жидкую сталь для электрометаллургических предприятий. При этом, новые производственные мощности, которые будут построены с инвестициями от 50 миллиардов рублей, освободят от уплаты акциза на время активной инвестиционной фазы и еще на три года после ее завершения.Минпромторг также получил задание разработать предложения по изменению формулы расчета акциза на жидкую сталь.
Представители Минпромторга, Минэкономики, «Северстали», ММК, НЛМК и «Евраза» не ответили на запрос ИД «Вечерней Казани».
«Не стоит нагнетать»
Как подчеркнул аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев, металлургический комплекс Татарстана не располагает собственными ресурсами, поэтому сталь и прокат поставляются в республику с Урала. При этом, среди ключевых направлений работы местных предприятий — производство стальных труб для нефтегазовой отрасли, нанесение антикоррозийных покрытий на трубы, а также переработка металлолома.
- Продукция металлургов востребована в самых разных отраслях: от топливно-энергетического комплекса и автомобилестроения до судостроения и транспорта. Металл незаменим в строительстве, где из него делают балки, трубы и уголки для конструкций. Его используют при производстве кровельных материалов, таких как металлочерепица и профнастил. Металлоконструкции также находят применение в нефтегазовой отрасли, на строительных и машиностроительных предприятиях, а также в оборонном секторе, - отметил Калачев.
Он подчеркнул, что пока нет необходимости в масштабном спасении металлургической отрасли. Речь идет о публичных компаниях, крупнейших игроках на рынке, за исключением нескольких исключений.

По словам Калачева, «Северсталь» завершила прошлый год с прибылью 149,6 миллиарда рублей по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО), а первое полугодие этого года — уже с прибылью в размере 36,7 миллиарда рублей. Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) в прошлом году получил 79,7 миллиарда рублей чистой прибыли, а за первые шесть месяцев этого года — 5,6 миллиарда рублей. Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) по итогам 2024 года заработал 121,9 миллиарда рублей чистой прибыли, а в первом полугодии 2025 года — 44,9 миллиарда рублей.
- Да, прибыль снижается, но пока это прибыль, а не убыток. Даже в непростое время металлурги продолжают инвестировать в ремонт и модернизацию. Более того, у компаний сохраняется низкая долговая нагрузка: их чистые долги отрицательны, то есть средства на счетах превышают кредитные обязательства. Поэтому о банкротстве или его предотвращении пока речи не идет, - считает Калачев.
По мнению эксперта, большинство металлургических компаний страны справятся с текущим кризисом. Однако «Мечел» — исключение. В прошлом году предприятие показало консолидированный убыток по МСФО в 36,3 миллиарда рублей, а за первое полугодие 2025-го убытки выросли до 40,5 миллиарда.
- У «Мечела» значительная долговая нагрузка, и справиться с ней становится все труднее. Большинство кредитов просрочены, но их неоднократно продлевали и реструктурировали. К середине лета краткосрочная задолженность компании выросла до 224,2 миллиарда рублей. Обслуживание долга составляет значительную часть расходов, что негативно сказывается на финансовых результатах. «Мечелу» действительно нужна защита от банкротства. Однако компания находится в таком положении уже давно, и долг настолько велик, что кредиторам выгоднее снова реструктурировать его, чем доводить дело до банкротства, - добавил Калачев.

Кризис в металлургии, вызвавший сокращение выплавки стали, по его мнению, лишь частично связан с санкциями на экспорт. В 2022 и 2023 годах компании успешно преодолели эти трудности.
- Главная проблема — повышение ключевой ставки Центральным банком России. Внутренний спрос на сталь упал из-за снижения инвестиционной активности в строительстве и машиностроении, которые зависят от кредитов и чувствительны к их условиям. Снижение ключевой ставки до 14 процентов или даже до 12 процентов могло бы оживить инвестиции и увеличить потребление стали, - считает эксперт.
Мирное урегулирование, по его словам, также стало бы важным фактором для металлургии, открыв возможности для проектов по восстановлению разрушенной инфраструктуры на новых территориях. Это создало бы дополнительный спрос на металл.
Шеф-редактор Прометалл.инфо Сергей Митин, утверждает, что текущий кризис, несмотря на его видимую новизну, не похож на кризис девяностых. В то время он был преимущественно организационным. Сегодня же мы сталкиваемся с рыночным кризисом, вызванным дисбалансом мировой экономики и санкциями против российской промышленности.
- Санкции против российской промышленности привели к сокращению экспортных поставок. Падение внутреннего строительства вызвало снижение потребления внутри страны. Общая рецессия в мире привела к сокращению спроса на наш металл даже на тех рынках, которые не подпадают под санкции.Как помочь металлургам в условиях, когда все негативные факторы действуют одновременно? На мой взгляд, необходима государственная поддержка в разумных пределах. Это не значит, что нужно давать дотации. Необходимо предоставить скидку на транспортировку.Скидка должна распространяться на перевозку руды, концентрата, глинозёма, коксующегося угля и металлопродукции.В первую очередь это должно коснуться РЖД.Кроме того, нужно рассмотреть возможность льготного налогообложения и предоставления скидок по НДС. Важно понимать, что дешёвый металл стимулирует развитие всех отраслей, где он используется: от строительства до автомобилестроения, - отметил Митин.
По его словам, компании сейчас работают отлично. Они задействовали все внутренние ресурсы, чтобы сохранить производство, сохранить сотрудников, технологии, преодолеть локальные кризисы и обойти санкции там, где это было возможно. Сейчас, вероятно, достигнута точка, когда внутренние резервы предприятий почти исчерпаны.
- Прежде всего, необходим мир для стабилизации мирового рынка. Пока же стоит задуматься о государственной поддержке. Мораторий на банкротство предприятий — это временная мера, которая не решает проблему. Это как ввести пациента в искусственную кому и ждать, станет ли ему лучше.Для начала стоит рассмотреть возможность компенсации металлургам средств, которые они отдали государству в соответствии с законами Белоусова. Эти деньги могли бы сейчас быть очень полезны для компаний. Пока особых мер по поддержке металлургов не видно, но об этом стоит задуматься, - сказал Митин.
Спикер подчеркнул, что будущее остаётся неопределённым. Металл нужен всем, но экологическое законодательство и перспективы европейской металлургии вызывают вопросы. Неясно, выживет ли отрасль при высоких ценах на энергию в эпоху глобальных перемен, поэтому нельзя расслабляться, но и спешить не стоит.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Республика хочет модернизировать ветхую инфраструктуру и найти справедливый баланс стоимости ЖКУ. А тарифы сейчас не поспевают за инфляцией.
Суд вынес суровое, но справедливое решение в отношении группы предпринимателей, похитивших миллионы у десятков покупателей квартир. Реального срока наказания не смогла избежать даже фигурантка с детьми. Но у потерпевших впереди еще суды.
Холода не помешали горожанам окунуться в крещенские купели в праздничный день.
В суде по делу экс-председателя Пестречинского и Менделеевского райсудов республики Ирека Набиева допросили главного потерпевшего - директора ООО «Кишер» Вячеслава Утробина. В 2017 году мужчину похитили, чтобы опустошить счета его фирмы.
В прениях сторон по делу о вымогательстве пяти миллиардов рублей у Игоря Куляжева бывшая жена чиновника рассказала, как он покупал квартиру сам у себя и скрывал теневые активы.








