Общество
Автор материала:Андрей Мартыгин

Казаньоргсинтез отрабатывает негативные комментарии через суд

Иск об оскорблении деловой репутации казанского предприятия рассматривается Арбитражным судом Татарстана. К ответу призвана жительница города Диляра Гайсина, писавшая «экспрессивные комментарии» в социальных сетях государственных ведомств.

Казаньоргсинтез отрабатывает негативные комментарии через суд

Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»

Неугодными оказались шесть публикаций о вреде Казаньоргсинтеза для экологии: Гайсина связывала болезни жителей приграничных к предприятию территорий именно с деятельностью завода – и делала это в оскорбительной форме, что, как уверяют в пресс-службе предприятия, доказала лингвистическая экспертиза.

Впрочем, оскорбились промышленники не столько из-за формы, сколько из-за содержания этих комментариев.

– Они строят свою позицию на том, что ответчик распространяет сведения, которые не соответствуют действительности. И получается, если суд сейчас удовлетворит иск, то, значит, все материалы проверок могут быть подвергнуты пересмотру, – заявил суду адвокат Гайсиной Андрей Железнов.

Говоря о материалах проверок, юрист имел в виду данные о выявленных на Казаньоргсинтезе нарушениях производства – он предоставил суду заключения Росприроднадзора, министерства экологии и природных ресурсов Татарстана, данные Природоохранной прокуратуры и Ростехнадзора, в которых зафиксированы грубые случаи загрязнения воздуха и сточных вод.

Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»

Сторона истца же настаивала на том, чтобы не привлекать госорганы к судебному разбирательству, аргументируя это документами об уплате штрафов и данными о том, что работы по устранению замечаний выполнены.

Суд дал Гайсиной и Казаньоргсинтезу время на ознакомление с предоставленными друг другу документами — до тех пор стороны могут прийти к мировому соглашению.

— Вы удаляете все, что написали, и больше так не делаете. Мы отказываемся от иска. Сэкономим время и себе, и вам, — с таким предложением на выходе из зала заседания обратился к ответчику юрист Казаньоргсинтеза.

Гайсина на такую «мировую» не согласилась, о чем «Вечерней Казани» сообщили в пресс-службе предприятия.

У поданного иска нет финансовых целей, единственная цель – защита репутации многотысячного коллектива предприятия через опровержение ответчицей своих суждений, опубликованных в социальных сетях, прокомментировали иск в пресс-службе промышленного гиганта. Лингвистическая экспертиза подтвердила оскорбительный характер ее однотипных комментариев, публикуемых на систематической основе. С учетом публичных комментариев ответчицы о том, что она не получала направленной предприятием досудебной претензии, мы повторили ее в виде предложения по мировому соглашению, согласно которому Диляра Гайсина отказывается от порочащих репутацию Казаньоргсинтеза высказываний.

Обвинения голословны?

В личной беседе с журналистом нашего издания представитель Казаньоргсинтеза ответил на закономерный вопрос: если комментарии Гайсиной основаны на официальных проверках, то в чем «недостоверность информации»?

Собеседник заявил, что документально нигде не сказано, что причина смерти — завод, а значит, и нельзя писать, что Казаньоргсинтез «травит людей». Как нельзя обвинять в плохой экологии лишь одно предприятие: вся деятельность Казаньоргсинтеза занормирована и согласована в госорганах, а нарушения устраняются в рабочем порядке.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

— По поводу связи между выделением ядовитых газов и ухудшением здоровья мы предоставим заключения специалистов или даже научные работы, которые говорят об обратном: о том, что выбросы предприятия непосредственно влияют на здоровье, — рассказал «Вечерней Казани» адвокат Гайсиной Андрей Железнов.

Он также добавил, что в случае безвредности выбросов предприятия не было бы смысла устанавливать предельно допустимую концентрацию (ПДК) выбросов.

Повышение верхнего порога в 66 раз

Поддержать Гайсину на процессе пришли около десяти человек: в суд явились простые жители домов, находящихся близ Казаньоргсинтеза, правозащитники, юристы и экоактивисты.

— Я как биолог понимаю, что любое биологическое вещество в определенных концентрациях может нарушать работу биологических систем, в том числе клеток человеческого организма, — рассказал «Вечерней Казани» эколог и экоактивист Антон Бортяков.

Собеседник заявил, что периодически выезжает на рейды вокруг Казаньоргсинтеза, чтобы проверить состояние воздуха. И часто во время поездок он сталкивался с удушливым запахом сероводорода. В пресс-службе предприятия заявили, что сероводород не является частью производственной цепочки.

Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»

— Когда мы едем по улице Химической и чувствуем этот удушливый запах, то используем бытовой газоанализатор, например, сероводорода, и он показывает четырехкратное превышение ПДК. Сколько бы мы ни фотографировали эти данные, сколько бы ни писали актов, судья в своих решениях может учитывать только данные сертифицированных приборов, сертифицированных сотрудников, — заявил Бортяков.

Биолог подчеркивает, что превышение ПДК обязывает человека надевать противогаз, поскольку появляется риск вреда здоровью. А постоянное пребывание в зоне повышенных выбросов наносит кумулятивный вред здоровью.

Бортяков вспомнил случай проверки чистоты воздуха сотрудниками Роспотребнадзора, которые приезжали на жалобу жителей домов, расположенных недалеко от КОС. Проверка выявила 0,9 ПДК: «Превышения нет, а значит, все нормально». Однако представитель завода в общении с «Вечерней Казанью» напомнил, что сероводород не является частью производственной цепочки Казаньоргсинтеза, а значит, и вопросы экологу нужно задавать по другому адресу.

Но с начала нулевых годов, как утверждает экоактивист, ПДК только по метилмеркаптану в жилой зоне был повышен не в два раза, а сразу в 66 раз.

— Человек-то с советских времен как вид не изменился. То, что было доказано советскими врачами, санитарными органами в те времена, сейчас практически отброшено, — заявляет эколог.

«Мне нужно, чтобы люди так же не пострадали»

Свои комментарии Диляра Гайсина начала писать после обнародования проверок Росприроднадзора и других ведомств — тема чистого воздуха для нее является болезненной, поскольку женщина столкнулась со смертью своих родителей из-за онкологии. Они жили на Тэцевской, в санитарной зоне Казаньоргсинтеза.

— Это моя личная боль, и я хочу, чтобы люди к такой ситуации не пришли. Моя цель участия в этом иске — дойти до конца не из-за финансов, просто мне нужно, чтобы люди так же не пострадали, — поделилась Диляра Гайсина.

По мнению жительницы города, помочь ситуации могли бы новые очистные сооружения на заводе — предприятие с чистой прибылью в десятки миллиардов рублей в год может реализовать подобный проект.