Ультраскоростной поезд до Москвы — только после Питера
Для начала строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань ждут завершения аналогичного проекта Москва — Санкт-Петербург (магистраль станет первой подобной в России). Это значит, что соединить Казань и столицу поездом смогут только после 2028 года, с утверждением финансирования. С магистралью до Северной столицы проект ВСМ Москва – Казань конкурировал еще с момента разработки. Проект участка, проходящего через Татарстан, уже готов и получил положительное заключение Главгосэкспертизы.
О проекте ВСМ Москва — Казань говорят еще с нулевых. Проект всё обсуждают и переносят, ведь денег на него нет. Начать работы планировали в 2017 году, но «не пошло», и в 2019 году проект заморозили. Вице-премьер Марат Хуснуллин объяснял это высокой стоимостью и неопределенностью с пассажиропотоком, после взгляд сместили в направлении Северной столицы.
К идее ВСМ от Казани до столицы вернулись в 2023 году. Директор РЖД Олег Белозеров заявлял, что на первом этапе планируется строительство участка от Москвы до Нижнего Новгорода, затем магистраль начнут прокладывать до Казани. Президент России Владимир Путин также поддержал проект. Магистраль соединит шесть регионов: Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области, Чувашию, Марий Эл и Татарстан. Поезд сможет разгоняться до 360 километров в час, что значительно быстрее, чем по обычной магистрали (например, «Сапсан» развивает скорость до 200 километров в час). Не исключено, что в будущем дорога станет частью высокоскоростной магистрали «Евразия» с конечной точкой в Китае.
Работы от Москвы до Казани, предварительно, продлятся по 2036 год, сообщал замглавы комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. ВСМ по маршруту Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург потребует 4 триллиона рублей. Большую часть этой магистрали планируют завершить до 2043 года.
M-12 — альтернатива или дополнение?
С момента создания проекта скоростной магистрали появилось серьезное обстоятельство: в декабре 2023 года открыли движение по трассе M-12 от Москвы до Казани. Дорога стала занимать 6,5 часа, раньше путь на авто был почти в два раза дольше. Строительство платной магистрали обошлось государству в 820 миллиардов рублей — меньше, чем ожидаемые траты на ВСМ. Трассу продлят до Екатеринбурга до конца года, а позже «дойдут» и до Тюмени.
Автор фото: Сергей Батурин / РИА Новости
Ранее глава Татарстана Рустам Минниханов признавался, что обрадовался, когда проекту ВСМ отказали. По его словам, после запуска столица выкачивала бы кадровые ресурсы из республики, в то время как M-12 «нужна». Мэр Москвы Сергей Собянин тоже шутил, что столица и Казань «станут друг для друга пригородами, можно ездить на работу».
Юрист Федерации автовладельцев России (ФАР) в Татарстане Владлен Копвиллем согласен с этим мнением и считает, что деньги на строительство будут «лишними». Урбанист Дмитрий Сагдеев же отмечает, что трасса больше предназначена для грузовых перевозок.
- Трассы строятся для того, чтобы было проще ездить грузовым автомобилям. Хотя в прессе любят сказать для красного словца, что для туристов. В первую очередь на М-12 сделали много различных точек сервиса для дальнобойщиков, для увеличения грузопотока. Высокоскоростные железнодорожные магистрали же в первую очередь для перевозки людей, их пассажироемкость больше. Проекты не противоречат друг другу, а наоборот, дополняют друг друга. В такой стране с огромной ж/д сетью и отсутствием адекватного количества скоростных железнодорожных магистралей, я считаю, уже давно необходимо приступить к строительству, — говорит эксперт.
- Это направление очень востребовано и постоянно пользуется большим спросом. Для тех, кто ездит в Казань по М-12, это транзитное направление. Либо же остановиться на день-два, проехаться по таким местам, как Свияга, куда невозможно добраться пешком или на общественном транспорте. Казань уже стала популярным туристическим городом, куда постоянно приезжают (в том числе на поезде) люди без машины, чтобы передвигаться на общественном транспорте. Поэтому М-12 и ВСМ никак не будут конкурировать, — считает автоэксперт Дмитрий Золотов.
Президент Ассоциации турагентов РТ Рамиль Мифтахов заявил, что с точки зрения турпотока за скоростными железнодорожными магистралями будущее.
- Высокоскоростные магистрали в Китае последние 10 лет — это бурноразвивающееся направление. Кратно увеличивает пассажиропоток, это и коммерческие перевозки. А М-12 это прежде всего автомобильный транспорт и перевозка грузов. Скоростной поезд позволит кратно увеличить пассажиропоток между Казанью и Москвой, и далее Москва — Санкт-Петербург. И за этим, я думаю, будущее, — считает Мифтахов.
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов отмечал, что после открытия M-12 туристы стали чаще посещать Татарстан на авто, расширилась география приезжающих. Новая магистраль должна повысить доступность, скорость и качество перевозок. Сейчас путь от Казани до Москвы на обычном поезде займет до 13 часов, на автобусе — до 15 часов, полет на самолете продлится примерно 2 часа. Помимо развития туризма есть перспективы роста инвестиционной привлекательности Татарстана.