24 октября 2024 13:31

Автор материала: Дмитрий Московский

Казань проиграла Санкт-Петербургу в битве за ВСМ

В проекте «долгостроя» высокоскоростной магистрали от столицы Татарстана до столицы России появились подвижки. Строить ВСМ начнут после завершения ж/д магистрали Москва – Санкт-Петербург. Но нужна ли она, если есть М-12?

телеграм-канал мэра Москвы

Ультраскоростной поезд до Москвы — только после Питера

Для начала строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань ждут завершения аналогичного проекта Москва — Санкт-Петербург (магистраль станет первой подобной в России). Это значит, что соединить Казань и столицу поездом смогут только после 2028 года, с утверждением финансирования. С магистралью до Северной столицы проект ВСМ Москва – Казань конкурировал еще с момента разработки. Проект участка, проходящего через Татарстан, уже готов и получил положительное заключение Главгосэкспертизы.

О проекте ВСМ Москва — Казань говорят еще с нулевых. Проект всё обсуждают и переносят, ведь денег на него нет. Начать работы планировали в 2017 году, но «не пошло», и в 2019 году проект заморозили. Вице-премьер Марат Хуснуллин объяснял это высокой стоимостью и неопределенностью с пассажиропотоком, после взгляд сместили в направлении Северной столицы.

К идее ВСМ от Казани до столицы вернулись в 2023 году. Директор РЖД Олег Белозеров заявлял, что на первом этапе планируется строительство участка от Москвы до Нижнего Новгорода, затем магистраль начнут прокладывать до Казани. Президент России Владимир Путин также поддержал проект. Магистраль соединит шесть регионов: Московскую, Владимирскую и Нижегородскую области, Чувашию, Марий Эл и Татарстан. Поезд сможет разгоняться до 360 километров в час, что значительно быстрее, чем по обычной магистрали (например, «Сапсан» развивает скорость до 200 километров в час). Не исключено, что в будущем дорога станет частью высокоскоростной магистрали «Евразия» с конечной точкой в Китае.

Работы от Москвы до Казани, предварительно, продлятся по 2036 год, сообщал замглавы комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. ВСМ по маршруту Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург потребует 4 триллиона рублей. Большую часть этой магистрали планируют завершить до 2043 года.

M-12 — альтернатива или дополнение?

С момента создания проекта скоростной магистрали появилось серьезное обстоятельство: в декабре 2023 года открыли движение по трассе M-12 от Москвы до Казани. Дорога стала занимать 6,5 часа, раньше путь на авто был почти в два раза дольше. Строительство платной магистрали обошлось государству в 820 миллиардов рублей — меньше, чем ожидаемые траты на ВСМ. Трассу продлят до Екатеринбурга до конца года, а позже «дойдут» и до Тюмени.

Автор фото: Сергей Батурин / РИА Новости

Ранее глава Татарстана Рустам Минниханов признавался, что обрадовался, когда проекту ВСМ отказали. По его словам, после запуска столица выкачивала бы кадровые ресурсы из республики, в то время как M-12 «нужна». Мэр Москвы Сергей Собянин тоже шутил, что столица и Казань «станут друг для друга пригородами, можно ездить на работу».

Юрист Федерации автовладельцев России (ФАР) в Татарстане Владлен Копвиллем согласен с этим мнением и считает, что деньги на строительство будут «лишними». Урбанист Дмитрий Сагдеев же отмечает, что трасса больше предназначена для грузовых перевозок.

- Трассы строятся для того, чтобы было проще ездить грузовым автомобилям. Хотя в прессе любят сказать для красного словца, что для туристов. В первую очередь на М-12 сделали много различных точек сервиса для дальнобойщиков, для увеличения грузопотока. Высокоскоростные железнодорожные магистрали же в первую очередь для перевозки людей, их пассажироемкость больше. Проекты не противоречат друг другу, а наоборот, дополняют друг друга. В такой стране с огромной ж/д сетью и отсутствием адекватного количества скоростных железнодорожных магистралей, я считаю, уже давно необходимо приступить к строительству, — говорит эксперт.

- Это направление очень востребовано и постоянно пользуется большим спросом. Для тех, кто ездит в Казань по М-12, это транзитное направление. Либо же остановиться на день-два, проехаться по таким местам, как Свияга, куда невозможно добраться пешком или на общественном транспорте. Казань уже стала популярным туристическим городом, куда постоянно приезжают (в том числе на поезде) люди без машины, чтобы передвигаться на общественном транспорте. Поэтому М-12 и ВСМ никак не будут конкурировать, — считает автоэксперт Дмитрий Золотов.

Президент Ассоциации турагентов РТ Рамиль Мифтахов заявил, что с точки зрения турпотока за скоростными железнодорожными магистралями будущее.

- Высокоскоростные магистрали в Китае последние 10 лет — это бурноразвивающееся направление. Кратно увеличивает пассажиропоток, это и коммерческие перевозки. А М-12 это прежде всего автомобильный транспорт и перевозка грузов. Скоростной поезд позволит кратно увеличить пассажиропоток между Казанью и Москвой, и далее Москва — Санкт-Петербург. И за этим, я думаю, будущее, — считает Мифтахов.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов отмечал, что после открытия M-12 туристы стали чаще посещать Татарстан на авто, расширилась география приезжающих. Новая магистраль должна повысить доступность, скорость и качество перевозок. Сейчас путь от Казани до Москвы на обычном поезде займет до 13 часов, на автобусе — до 15 часов, полет на самолете продлится примерно 2 часа. Помимо развития туризма есть перспективы роста инвестиционной привлекательности Татарстана.

Комментарии
Аноним227 октября 2024 05:50
Пусть сейчас лучше потратят деньги на модернизацию Казанского авиационного завода им. Горбунова, для ускорения процесса модернизации и сборки самолётов Ту 204/214, а потом уже вкладываются в ВСМ Москва Казань
0
Аноним27 октября 2024 01:55
В Китае большинство высокоскоростных ж/д дорог убыточны. Зачем при ничтожно малом количестве населения дополнительная нагрузка на бюджет, что проблем нет? Если дороги окупали себя, то имеет смысл строить, а так для чего. Пока в мире только строительство дорог UST может претендовать на окупаемость высокоскоростных дорог, но пока высокоскоростные дороги UST реально не построены. Хотя для скоростей до 150 км/ч показаны дороги в ОАЭ и Белоруссии. При этом заявлены низкие эксплуатационные расходы, а также дороги UST это дороги второго уровня (т.е. над землёй) и движение осуществляется автоматически без человека. РФ не надо копировать западные технологии. Лучше бы новую технологию имеющую потенциал обойти запад по экономичности и безопасности внедрили и создали высокоэффективную отрасль. Научные институты и промышленность подключили к созданию экспериментальной трассы, а затем при подтверждении эффективности высокоскоростной дороги UST масштабировали в рамках всей страны. Однако, для реализации таких проектов нужен хозяйственник во главе и ответственность чиновников за выполнение поставленных задач. Вплоть до расстрела чиновников за саботаж, воровство и разгильдяйство.
0
Аноним25 октября 2024 06:56
урбанисты все самозванцы. как известно не учат на специальность с такими названием. и специальности такой нет. Достаточно как кояш говорить что автомобили это ЗЛО автодороги строить не нужно .ЧТо нужно строить,велодорожки вместо жилья строить парки инабережные и вот ты урбанист неуважаемы
0
Старик25 октября 2024 02:26
Если через всю Россию будет положено две магистрали, это только в плюс. Одна скоростная, пассажирская, вторая - грузовая. На транспорте наземном, любом, что газопровод, что контейнерные перевозки нормальные страны получают прибавку в бюджет. Количество водителей фур будет в дефиците. Один эшелон сколько фур заменяет, освобождая рабочие руки. Современных брокеров и курьеров на фуру калачом не заманить. А аноним в своё репертуаре... Ярко выраженный эгоист.
0
Щёрс24 октября 2024 19:11
Не надо мне ВСМ, оно шумное и заборов от неё много
0
Старик25 октября 2024 03:03
Похоже слышал звон, да не знает, где он. Заборы и противошумные экраны защищают от нарушителей переездов ж/д путей и от шума... Да и в районе Тарлыши.. идёт шум от самолётов, аэропорт близко..может с него начнёте? Любитель тишины.
0
я24 октября 2024 14:28
Стройте скорей! я самолетов боюсь, буду на ВСМ ездить.
0
Аноним24 октября 2024 15:07
вас таких ненормальных мало. чтобы ради тебя неуважаемого строить ты понял презренный ходи пешком
0
Аноним24 октября 2024 13:44
ВСМ для китая ну да там зим не бывает и заносов путей.Плюс китайцы не умеют самолеты делать сами вот и катаются архаическим видом транспорта
0
Аноним24 октября 2024 13:43
ВСМ едет до москвы ПЯТь часов самолет н уневрно 2 часа где лучше? реально ЧАС летит.и да багаж сдавать посадка ну то и на поезд сильно заранее надо вообщем вес ваши эксперты ну не очень умные
1
Аноним24 октября 2024 13:41
для недалеких урбанистов передайте им САМОЛЕТЫ ЕСТЬ. ЧА СДО МОСКВЫ 20 МИНУТ БАГАЖ 20 МИНУТ ДО БЛИЖАЙШЕЙ СТАНЦИИМЕТРО НА АВТОБУСЕ если совсем бедные а ВСМ ну н е нужно вообще
1
Аноним24 октября 2024 13:41
для недалеких урбанистов передайте им САМОЛЕТЫ ЕСТЬ. ЧА СДО МОСКВЫ 20 МИНУТ БАГАЖ 20 МИНУТ ДО БЛИЖАЙШЕЙ СТАНЦИИМЕТРО НА АВТОБУСЕ если совсем бедные а ВСМ ну н е нужно вообще
1
Оставить комментарий