Звездная система набирает обороты: в России с её помощью будут оценивать кемпинги, глэмпинги и иные объекты размещения. Власти решили пойти дальше и распространить систему на медицинские частные клиники. Идею озвучили на круглом столе в Комитете Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности. Основная тема разговора — проблемы защиты прав потребителей в негосударственных медицинских учреждениях.
По данным открытых источников, на мероприятии присутствовали общественные деятели, представители министерств, Роспотребнадзора и Росздравнадзора. Сотрудники последнего ведомства отметили, что число жалоб на частные медицинские организации растёт. За девять месяцев прошлого года количество возросло на 15,5%. По последним данным, почти каждая проверенная (более 90%) частная клиника имела нарушения.
Надзорные ведомства должны будут разработать методику оценки частных клиник. Что именно будет включено в классификацию, пока неизвестно. При оценивании будут учитываться качество и безопасность предоставляемых услуг. Вполне возможно, что эксперты учтут и работу сайта, персонала, вежливость и приятное общение, список предоставляемых услуг и соотношение цены и качества. Система будет аналогична той, которая действует в отношении гостиничного бизнеса.
Забытое старое
Об этой инициативе говорят уже давно. Звездную систему предлагали внедрить ещё в 2020 году, однако распространялась бы она на все виды медицинских учреждений. Максимальный уровень комфорта и лучшее медицинское обеспечение оценивались в три звезды. Из 22 имеющихся критериев лучшие больницы должны были бы соответствовать 19. Предполагался учет уровня оснащения больницы, квалификации врачей и комфортабельности учреждения. Для получения хотя бы одной звезды необходимо соответствовать восьми критериям, для двух звезд достаточно выполнить 15 условий.
Цель внедрения системы - повышение конкуренции и рост качества медуслуг. К слову, в тот раз идея не нашла поддержки и была впоследствии забыта. Вспомнили о ней только сейчас, когда искали решения для контроля и улучшения работы частных клиник.
Лечение пациентов не может оцениваться звездами
Директор клиники «9 месяцев» Аделя Закиева отметила, что в медицине принцип объективных «звезд» применять не совсем уместно. Рейтинги отелям присваивают, исходя из четких критериев. Например, количество лифтов, скорость, время ожидания, разнообразие номеров, клининговые услуги и так далее.
- Как это возможно или уместно применить к медицине? Скорость лечения пациента? Количество пациентов? Рейтинги по субъективным отзывам существуют и сейчас, - отметила Закиева.
На данный момент узнать о клинике можно благодаря отзывам на различных сайтах. Там же представлены оценка и отзывы пациентов, которые подробно расписывают, что им понравилось или не понравилось в клинике. Узнать подробнее можно даже о враче, к которому человек записан на прием: достаточно лишь в поисковой строке ввести фамилию и специализацию медика. Помимо этого, о компетентности врача говорят его категория и научные степени. Эта неофициальная система уже сейчас помогает выбрать клинику и подходящего специалиста.
По словам руководителя сообщества «Врачи России», федерального сервиса «Врачи города» и сети многопрофильных клиник «Медел», члена общественного совета Минздрава Татарстана Ленара Салахутдинова, объективную оценку медучреждения сделать невозможно из-за огромного количества индивидуальных факторов.
- Например, даже многопрофильное учреждение имеет более развитое направление и работает над его улучшением. Это значит, что другое менее развито, - отметил спикер.
Салахутдинов считает, что в большинстве случаев оцениваются прежде всего врачи, а не само медучреждение, так как оно - лишь вторичный фактор. Клиника - это воспитательная база медицинского специалиста, дающая все необходимые условия для оказания помощи пациентам. В случае, если врач увольняется, а на его место приходит менее опытный специалист, качество услуг может поменяться.
- Если взять, к примеру, гостиничный бизнес, то там все просто и легко, поскольку есть четкий чек-лист параметров: в гостинице должно быть чисто и убрано, необходимо создание хороших условий для проживания и отдыха. Клиент приходит в гостиницу ради добротного красивого интерьера с необходимыми условиями. В медучреждение приходят в целях получения качественной помощи от хорошего врача. Пациент может прийти в суперсовременную клинику, но при этом не получить должного результата от врача слабого уровня, - рассказал Салахутдинов.
По словам Закиевой, каждый человек и конкретный случай уникальны. Медицина - личная сфера: пациентам даже с одинаковым диагнозом не всегда может помочь один и тот же специалист.
- Недавно наконец-то вывели медицину из сферы услуг — и теперь снова. Безусловно, любая оценочная система, скорее всего, приведет к развитию дополнительных расходов или выкупу недобросовестными участниками рынка «звезд». В итоге вряд ли вы пойдете к врачу, у которого стоит 5 звезд, когда отзывы ваших близких друзей, коллег говорят об обратном. Всегда работает персональная рекомендация, сарафанное радио и живые отзывы, - добавила собеседница.
По словам исполнительного директора сети многопрофильных клиник «Разумед» Рамиля Нифталиева, с одной стороны, инициатива хорошая: рейтинг покажет, где пациенты наиболее удовлетворены работой медицинских работников, и клиникам будет к чему стремиться. С другой стороны, это похоже на очередную попытку натравить друг на друга врачей и пациентов. Медиков снова будут сравнивать с обслуживающим персоналом – официантами, горничными.
- Пациенты же ещё громче станут возмущаться дороговизной медицины, ведь в пятизвездочной клинике и стоимость услуг, наверняка, будет выше, - отметил собеседник.
Врач-гинеколог Римма Замалтдинова считает, что звездная система будет полезна для ориентации пациентов. Качество предоставляемых услуг и ценовую политику покажет количество звезд. Высокая оценка будет свидетельствовать о соответствующей стоимости услуг. Таким образом, поиск клиники значительно упростится.