Набирает обороты уже не новый для Татарстана формат отдыха — глэмпинги. Этот вид туризма сочетает комфорт гостиничного номера и возможность насладиться природой. Объекты временного размещения предлагают удобные шатры, домики и юрты, в которых можно найти всё самое необходимое.
Татарстан готов предоставить все условия для развития глэмпинга
Загородные объекты размещения занимают почти 40% от общего объема номерного фонда республики, в прошлом году появилось 15 новых объектов загородных отелей и баз отдыха. В республике функционируют 59 глэмпингов на 2500 номеров. В прошлом году Госкомитет Татарстана по туризму помог финансово в развитии бизнеса около 90 предпринимателям, занимающимся загородными объектами размещения. По данным ведомства, совокупный объем инвестиций в загородные объекты отдыха в республике на конец 2024 года составил 4,5 миллиарда рублей. Среднегодовая загрузка сохраняется на уровне 50%.
Большее количеств глэмпингов расположено в Зеленодольском и Верхнеуслонском районах. Интерес к этим территориям объясняется наличием Волжской тропы, которая проходит по правому берегу Волги.
- Около 80% гостей наших загородных объектов, в основном глэмпингов, люди из Татарстана и в значительной степени из столицы республики — Казани. Остальная часть туристов прибыла из других регионов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Киров, а также из ближайших областей, — рассказал председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов.
Власти республики активно поддерживают развитие инфраструктуры для загородного туризма, в том числе выдавая субсидии на модульные средства размещения и туристическое оборудование. Однако рынок ещё не перенасыщен, поэтому ожидается увеличение числа объектов размещения. Предполагается, что к 2028 году в Татарстане будет работать 70—75 объектов, прогнозируют в госкомитете. Бум ожидается уже в этом и следующем году. При этом конкуренция в отрасли очень высокая, что подтверждают владельцы глэмпингов.
В 2025 году перечень мер поддержки расширен. Например, Татарстан выделит субсидии в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство» на сооружение модульных бань, чанов и купелей, которые сделают пребывание в загородных гостиницах более привлекательным, особенно в холодное время года, поскольку загруженность в этот период небольшая, а затраты очень высокие. Планируется расширить функционал глэмпингов, что должно повлиять на туристический поток и востребованность загородного отдыха. В Госкомитете республики по туризму заверили, что будут поддерживать создание зон для кейтеринга и организацию мероприятий: свадеб, фуршетов и банкетов.
Средняя стоимость отдыха в загородных объектах, естественно, растет. На конец 2024 года, по данным госкомитета, она превышала 11 тысяч рублей. Сейчас найти номер за такую сумму тоже возможно. Стоит учитывать, что цена за одну ночь пребывания во время майских каникул вырастет примерно в два раза. Бронирование на праздники уже открыто. Основатели глэмпингов рекомендуют бронировать места заранее, так как в этот период спрос традиционно высок. Найти свободные номера с каждым днем становится всё сложнее. Некоторые объекты размещения уже могут похвастаться 100-процентной загруженностью в майские дни.
В сервисе «Яндекс Путешествия» нашему изданию сообщили, что средняя длительность отдыха в глэмпингах Татарстана составляет две ночи. Средняя стоимость ночи пребывания сейчас составляет 13 150 рублей.
Глэмпинги «восстают» после зимы
Межсезонье — время затишья, особенно в будние дни, отметил совладелец глэмпинга Urman camp Ильнар Хамидуллин. Февраль и март считаются самым незагруженным временем, поэтому в этот период в Urman Camp предусмотрены различные акции, чтобы «загрузить» будние дни. Это помогает объекту не выйти в минус. Спикер предупредил, что в летний период они будут вынуждены повысить цену. Счета за электричество, дрова и многое другое выросли.
- Уже активно занимают номера на апрель, май и лето, потому что у нас обычно всегда бронируют заранее, и места заканчиваются. Бронирование открыто, и сейчас есть возможность забронировать летнее время заранее, чем рекомендую воспользоваться, — добавил Хамидуллин.
Основатель глэмпинга «Прибой» Ильдар Гариев рассказал, что из-за погоды и распутицы поток гостей снизился, но это время использовали для подготовки к новому сезону.
- Мы улучшали инфраструктуру, развивали сельское хозяйство и планируем новые активности. Например, сейчас у нас появились козы и лошади, а скоро вернутся коровы. Затем мы планируем заново запустить сыроварню, которую пришлось временно закрыть после потери коров в сложном для нас 2024 году, — рассказал собеседник.
Одна из тенденций, которой следует глэмпинг «Прибой», — развитие мини-фермы и создание условий для активного отдыха. На территории объекта появилась возможность проводить конные прогулки, тренировки и походы.
- Мы планируем запустить новые экскурсии и ретриты. Кроме того, мы стали проводить дыхательные практики, которые помогают гостям расслабиться и восстановить силы. В ближайшее время запустим кузницу, где будем создавать настоящие кузнечные сувениры — это станет уникальным предложением для наших гостей. Пасеку мы уже перевезли на новое место, чтобы гости могли наслаждаться свежим медом и отдыхать, медитировать. Также мы поставили настоящий деревенский домик, которому уже более 70 лет. Он был тщательно отреставрирован и станет идеальным вариантом для тех, кто хочет почувствовать атмосферу традиционной деревенской жизни, — отметил спикер.
Все эти нововведения не должны повлиять на цены в этом году, рассказал Гариев. Спикер советует приезжать в глэмпинг на несколько дней, потому что зачастую работает формула: чем дольше остаетесь, тем ниже цена.
Совладелец глэмпинга Urman camp Хамидуллин рассказал, что недавно на рынке появилась тенденция избинга — установка аутентичных деревенских изб с русской и татарской печью. Они используются для краткосрочного проживания для аренды.
- У нас есть программы парения, перезагрузки, чтобы людей вытащить из городской суеты, чуть-чуть перезагрузить, замедлить, — рассказал спикер.
По словам Гариева, ситуация на рынке довольно сложная, гостей стало заметно меньше. Возможно, одна из причин — перенасыщение рынка, поскольку за последние годы открылось слишком много глэмпингов. Также не стоит исключать и финансовые трудности, которые заставляют людей выбирать более бюджетный отдых.