Что привело к скандалу?
История школы «СОлНЦе» в Нижнекамске — это история о том, как идея столкнулась с бюрократическими барьерами. Мысль о появлении учреждения с применением авторских методик в Нижнекамске была выдвинута ещё в 2020 году. По словам директора казанской школы «СОлНЦе» Павла Шмакова, инициативу сразу поддержал бывший тогда на посту мэра города Айдар Метшин. Напомним, казанская школа работает с 2013 года и регулярно входит в список лидеров по результатам ЕГЭ и количеству победителей и призеров олимпиад среди учеников.
- Мы ездили на педсоветы, родительские собрания, нам давали лучшие залы Нижнекамска. Постепенно сформировали коллектив, но тут Айдар Раисович ушёл в Госдуму. Был перерыв небольшой – примерно полгода. Потом Ильсур Раисович помог, познакомил нас со следующим мэром Нижнекамска Рамилем Муллиным. Опять же, все это сначала медленно начиналось, потом нам постепенно выделили помещение маленькое, треть детского садика, и попросили потерпеть, – рассказал спикер.
Власти пообещали позже предоставить полноценное здание, а пока предложили начать работу в имеющихся условиях. Были утверждены ставки для кружков, и в 2022 году начались первые занятия. Год за годом росло число учащихся. Спустя год набрали первый и пятый классы, в 2025-м в школе уже учились дети с первого по третий и с пятого по седьмой классы.
Ещё в 2021 году, по словам Шмакова, раис Татарстана Рустам Минниханов поддержал его идею об открытии школ в трех городах: Нижнекамске, Альметьевске и Набережных Челнах. Быстрее всего инициатива реализовывалась в первом городе.
Однако в итоге обещания городских властей о выделении полноценного помещения не были выполнены, а осенью кризис достиг критической точки. Управление образования исполкома Нижнекамска попросило освободить помещение из-за отсутствия юридического оформления школы, и перестало выплачивать зарплату педагогам. Это привлекло внимание прокуратуры Татарстана, начавшей проверку законности деятельности школы.
Позиция Шмакова: власти не выполнили обещания
Директор казанского «СОлНЦа» Шмаков уверен, что все проблемная ситуация возникла из-за того, что руководство управления образования Нижнекамска в лице Айдара Гарифуллина явно не желает продолжать эксперимент с инновационной муниципальной школой. В связи с чем постановление исполнительного комитета об оформлении муниципальной школы так и не было инициировано.
Вместо поддержки муниципальному проекту власти фактически вынуждают родителей идти по пути создания частной школы, добавил собеседник. Школу уже выселили из муниципального помещения, предоставленного предыдущими мэрами, а родителям теперь предлагают самостоятельно пройти все этапы оформления — получить лицензию, создать юридическое лицо. Обучение продолжается, но уже в арендованном здании, стоимость которого составляет 60 тысяч рублей в месяц.
Сопряженный со скандалами последний месяц прошёл для всех в напряжении, отмечает мама одной из учениц Галина. Сейчас её класс безвозмездно приютила Евангельская церковь.
- Если наша администрация планировала нас выжить, можно было летом провести беседы, встретиться с родителями и всё объяснить. А так они действуют за спиной, выживают нас, надеясь, что мы сдадимся. Сейчас они предлагают нам арендовать помещение, в котором мы учились три года, за счёт родителей там сделали ремонт, так как состояние здания было плачевным. Родители будущих первоклассников буквально жили там. А сейчас за счёт нашего ремонта стоимость аренды стала больше, — отметила собеседница.
Спикер отметил, что его учреждение всегда придерживалось принципа доступности. Школа, по его словам, изначально создавалась не для обучения избранных, а для детей любого уровня достатка. Переквалификация школы в частную лишит детей равных шансов на поступление.
Позиция исполкома Нижнекамска: шансов «СОлНЦу» давали достаточно
Однако у исполкома Нижнекамска своя правда. По данным местного управления образования, с сентября 2022 года образовательному проекту «СОлНЦе» было предоставлено помещение с условием последующего создания юридически оформленной организации и оформления договора аренды. Однако за это время лицензия на образовательную деятельность не была получена, а участвующие в проекте дети по инициативе родителей перешли на семейное обучение, проходя ежегодно аттестацию в общеобразовательных школах города.
- 13 октября 2025 года профильными ведомствами была организована проверка, в ходе которой было выявлено нарушение федерального законодательства, заключающееся в использовании муниципального имущества для осуществления образовательной деятельности без оформления соответствующих документов. Следовательно, дальнейшие продолжение образовательного процесса в данном помещении стало невозможным, – рассказал начальник управления образования Гарифуллин.
По его словам, в администрации Нижнекамска ещё на прошлой неделе прошла встреча руководства района с инициативной группой «СОлНЦе», в состав которой вошли руководитель, педагоги и родители учеников.
- В ходе беседы был достигнут компромисс, касающийся дальнейшего функционирования образовательного проекта, – заверил спикер.
Инициативной группой сейчас проводятся процедуры по регистрации юридического лица, после чего школа сможет претендовать на аренду муниципального помещения. Администрация района в свою очередь создала рабочую группу под руководством заместителя руководителя исполкома Ильдара Рамазанова, которая разработает дорожную карту по реализации мер для обеспечения законной работы образовательного проекта.
По словам адвоката Николая Иванова, регистрация образовательной организации — процесс многоэтапный и строго регламентированный. Упрощенно его можно представить в виде следующего алгоритма: подготовительный этап, учредительный, получение лицензии до регистрации юрлица, государственная регистрация юрлица.
Подготовительный этап:
- выбор организационно-правовой формы. Чаще всего это автономная некоммерческая организация (АНО) или некоммерческое учреждение. Выбор зависит от целей создания, числа учредителей и источников финансирования;
- определение видов образования. Нужно четко прописать, какие образовательные программы будет реализовывать учреждение (например, дошкольное, дополнительное для детей или взрослых, профессиональное обучение и т. д.);
- выбор наименования.
Учредительный этап:
- принятие решения о создании. Если учредитель один — он готовит единоличное решение. Если несколько — заключается учредительный договор;
- утверждение устава. Это главный документ организации. В нем подробно прописываются все аспекты деятельности: цели, структура, порядок управления, права и обязанности учредителей, виды реализуемых программ и другие.
Далее следует получение лицензии до регистрации юрлица. По закону некоммерческая организация создается для осуществления образовательной деятельности и подлежит регистрации в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях. На практике это означает, что учредители сначала должны подготовить пакет документов, подтверждающий соответствие будущего учреждения лицензионным требованиям, и обратиться в министерство образования и науки Татарстана с заявлением о предоставлении заключения о соответствии, рассказал спикер.
После получения заключения можно регистрировать НКО.
Государственная регистрация юридического лица проходит так:
- с полученным положительным заключением от Минобрнауки республики пакет документов (заявление, устав, решение о создании, квитанция об уплате госпошлины и то самое заключение) подается в управление министерства юстиции РФ по Татарстану;
- Минюст проверяет документы на соответствие законодательству о некоммерческих организациях и принимает решение о регистрации. Данные затем передаются в ФНС для внесения в реестр юрлиц (ЕГРЮЛ).
После получения листа записи ЕГРЮЛ организация должна изготовить печать, встать на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах, открыть расчетный счет в банке. Только после официальной регистрации юрлица выдается бессрочная лицензия на образовательную деятельность, отметил Иванов.
Бремя же подготовки и сбора всех необходимых документов лежит на учредителе (или учредителях) будущего образовательного учреждения. В случае, если инициативной группой будут получены все документы, школа будет считаться частной.
Надежда на Минниханова и Метшина
Однако Шмаков в ответ на аргументы властей Нижнекамска отметил, что процедуру регистрации юридического лица родители проходят вынужденно, чтобы сохранить школу. Создание НКО или АНО это путь к школе частного формата, что противоречит всей концепции и принципиального условия специализированного олимпиадно-научного центра (СОлНЦе) для увлеченных детей и таких договоренностей изначально назначено не было. А по данным источников «Вечерней Казани», власти Нижнекамска не могут зарегистрировать школу как муниципальную из-за нехватки бюджетного финансирования.
В борьбе за школу Шмаков надеется на поддержку со стороны руководства республики. Он уже говорил с Ильсуром Метшиным об этой теме и заручился его поддержкой. По словам собеседника, казанский мэр обещал поговорить и с раисом Татарстана, и с мэром Нижнекамска. Учителя и родители уже оставляют комментарии под постами руководителя республики в его официальном телеграм-канале с просьбой вмешаться в ситуацию, поскольку разрешить её может только глава Татарстана.