Образование
22 ноября 07:56
Автор материала:«Вечерняя Казань»

Вадим Ковригин: «Вассерман не прав: мысли об отмене ЕГЭ навязаны не Западом»

Нужен ли детям дополнительный год в школе и каковы реальные альтернативы единому государственному экзамену - в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассказывает кандидат педагогических наук.

Вадим Ковригин: «Вассерман не прав: мысли об отмене ЕГЭ навязаны не Западом»

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

Недавно об идеях введения двенадцатилетнего образования в школе и отмене ЕГЭ высказался член комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман. «Желание увеличить срок обучения и желание отменить Единый государственный экзамен — это на самом деле последствие того, что на протяжении уже примерно полувека на Западе усиленно продвигается идея не просто отказа от формирования целостной картины мира, а прямого разрушения этой картины», - ключевая идея депутата. То есть фактически Вассерман против отмены ЕГЭ (хотя совсем недавно на этот вид экзамена «вешали всех собак») и 12-летней системы обучения.

Вряд ли в этой идее можно реально проследить «руку» Запада. ЕГЭ мы вводили по своей инициативе. И, как и у любой формы контроля, у него есть достоинства и недостатки. Может, в помощь ЕГЭ стоит предусмотреть иные формы контроля.

Однако, действительно, фундаментальность образования Россия сохранила. Хоть и где-то с трудом, но воспитательные, развивающие цели деятельности школы реализуются. Да, была попытка подменить цель в основном только передачей знаний. Из уст некоторых россиян можно было услышать, что воспитывать «должны родители, а не школа», но это мнение не стало главенствующим.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Одиннадцатилетняя система образования и единый госэкзамен уже давно укоренились в российской системе образования. Они – лишь форма. И разговоры об их отмене, переходе на «двенадцатилетку», отказ от ЕГЭ – сущность, содержание образования не изменят.

В тех странах, где существует «двенадцатилетка», образование в школах начинается с шести лет, а не шести с половиной – семи, как в России. Фактически и юридически дошкольное образование в нашей стране существует, и уже с детьми пяти-шести лет в детских садах проводятся обучающие мероприятия. Отечественные психологи (в частности, Алексей Леонтьев) установили, что для ребёнка как минимум до семи лет ведущей деятельностью является игра, и только у этой отметки начинается замещение игры учёбой. Есть ли смысл стремиться раньше замещать ведущую деятельность и осуществлять переход в новую организацию (из детсада в школу), что, безусловно, является стрессом для будущего школьника?

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Переход к «двенадцатилетке» в условиях уже давно сложившейся 11-летней системы общего образования в России – не более чем изменение формы, чреватое дополнительным стрессом для маленьких детей. С Единым государственным экзаменом та же ситуация. Во второй половине 2000– 2010-х годов его в чём только и не обвиняли. Даже придумали термин – «поколение ЕГЭ», якобы такой экзамен полностью развалил систему образования.

ЕГЭ – лишь одна из возможных форм организации контроля знаний, умений, навыков, компетенций учащихся. И раньше при выпуске из школы и поступлении в некоторые вузы выполняли письменные работы – критики это не вызывало. ЕГЭ сегодня – это не «угадайка», все задания с выбором одного варианта ответа уже давно исчезли из контрольно-измерительных материалов. Значительна часть заданий ЕГЭ предполагает проверку не только простых знаний, но и умений, навыков, творческих способностей в нестандартных ситуациях. Да, ЕГЭ в письменной форме вряд ли проверяет коммуникативные способности, умения выступать перед аудиторией, убеждать, доказывать свою точку зрения в споре и тому подобные знания – но это вопрос не к самому экзамену, а к отдельным элементам его формы. Можно совершенствовать ЕГЭ и дальше – вводить устную часть, как это, например, уже сделали в отношении иностранного языка.

Просто отменить ЕГЭ – только нанести удар по системе образования. А что взамен? «Традиционные» выпускные в школах и вступительные экзамены в вузах? Так многие и так предполагают письменную часть по подобным КИМам ЕГЭ-заданиям.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Хочу заметить, что отношение к ЕГЭ со сменой поколения изменилось. Многие современные студенты, ещё вчера сдававшие этот экзамен, о его идее и содержании высказываются положительно. Учительское и вузовское преподавательское сообщество более консервативно – многие к ЕГЭ пока ещё относятся критически. Однако в большей степени аргументы противников не касаются сущности, лишь формы.

В содержании и порядке проведения ЕГЭ проблемы есть. До сих пор некоторые задания требуют «зубрёжки». Так, например, по обществознанию в одном из заданий части 2 требуется с опорой на Конституцию доказать какую-либо характеристику государства. Что значит «с опорой»? Многие проверяющие требуют почти дословного цитирования статей Основного Закона. Где здесь творчество, проверка умений, навыков, компетенций?

Вызывают вопросы и квалификация некоторых членов предметных и апелляционных комиссий. Системного их обучения не проводится – лишь отдельные семинары и повышение квалификации в небольшом объёме часов. Немало тех, кто исключительно «по ключам» проверяет задания, несмотря на то, что в самих ключах допустимы иные правильные варианты ответов. Многие задания можно решить по-разному, в том числе и нестандартно. Однако, не сам ЕГЭ, а его эксперты эту возможность блокируют.

Не отменять надо ЕГЭ, а совершенствовать его. Ещё больше делать заданий на проверку умений, навыков, компетенций. Некоторый прогресс в этот уже заметен. Думать и об устной части по устным предметам.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей