1 марта 07:37

Автор материала: Дилия Мингазова

Система образования России не готова к современным школьникам

Рассказываем, почему теперь ученики диктуют правила, и какой может быть учеба в эпоху цифровизации.

Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Школа не может влиться в мультизадачный детский мир

Цифровизация школы происходит давно, постепенно и постоянно находится на слуху. С каждой «волной» внедрения технологий кажется, что теперь все точно изменится. Но ощущение остается двояким, рассказал директор Центра индустрии образования Сбера Артем Соловейчик.

- Кто-то чувствует, что произошли огромные изменения, а кто-то чувствует, что школа та же, которая была, - добавил спикер.

Сейчас дети живут в мультизадачном мире. Даже когда школьники сидят на уроке в телефоне, это не значит, что они не слушают учителя. На самом деле они смещают фокус внимания на нескольких задачах одновременно.

- Сейчас настал момент некоторого охлаждения, ощущения, что технология может заменить школу. Это то, что происходит в мире. Все ждут искусственный интеллект, но школа боится, страшится его, потому что первое, что они видят, что дети перестанут делать уроки вообще, - объяснил Соловейчик.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Тогда выйдет, что уроки теперь бессмысленны, домашние задания также не имеют смысла. Теперь у ребенка нативный, новый, уникальный ответ на этот вопрос. Процесс - задал домашнее задание, рассказал домашнее задание, проверили и так далее - он разрушается на глазах.

Перепуганное образовательное сообщество говорит: «А что же мы теперь будем делать?». Поэтому мы сейчас в уникальном состоянии, что наконец впервые в жизни мы, ученики, диктуем системе образования, что вам нужно меняться, потому что раньше все происходило в другую сторону, отмечает эксперт.

Дети давно могли бы отказаться от конспектов

Все мифы о цифровизации неправдивы. Такие результаты Соловейчик с командой из 62 ученых получили в ходе исследования разных сторон перехода в цифру, его проводили еще несколько лет назад. Эксперты проверяли, вредит ли экран глазам человека и портится ли мозг от того, что человек печатает, а не пишет.

- Мы представили эти результаты со всей страны, но нам никто не поверил. Сказали, что дети должны дальше писать рукой, ведь это очень важно, - поделился рассказчик.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Соловейчик вспомнил и надежду перевода учебников в электронный формат. Повсеместной практикой это так и не стало. Когда-то очень масштабную акцию проводили Apple и крупнейший в Штатах издатель учебников «Пирс». Они договорились, что весь Лос-Анджелес будет с планшетами Apple и электронными учебниками. Тогда из-за некачественности образования произошел скандал. В итоге эксперимент закрыли.

- Понимаете, это непростая история. Прямо перед пандемией я был на большой конференции Apple. Они меняли свою идеологию про введение цифры в образование. Компания сказала, что они могут быть лишь помощниками, только помогать. Слоган «Думай иначе» превратился в «Каждый может творить», - рассказал он.

С исследованием Соловейчика поспорил глава Минцифры Татарстана Айрат Хайруллин. Он отметил, что общается с авторитетными нейробиологами и уверен, что есть сильнейшая разница между письмом через клавиатуру и письмом через руку. По его словам, письмо от руки - это отдельный способ мышления.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Попробуйте вспомнить себя, когда вы последний раз рукой размышляли и писали. Не как с женой борщ приготовили или куда детей отвезли, а когда вы последний раз сидели и полноценно размышляли? Я больше чем уверен, что большинство это в последний раз делали в школе или в институте. Второе - когда начнете думать, вам будет очень больно и тяжело. Вы поймете, что вы даже размышлять не можете, потому что даже набор ваших мыслей не ваш, - обратился к присутствующим Хайруллин.

Глава министерства отметил, что искусственный интеллект для него вторичен. Нужно фокусироваться не на технологии, а на том, чтобы «делать человека человеком».

Шаг вперед, шаг назад

После глава Минцифры перешел к значению цифровизации. Он рассказал историю, которая произошла несколько лет назад, когда во все школы республики наконец-то провели интернет. По словам Хайруллина, в одной из школ некого района он встретил молодую учительницу.

- Я спросил, откуда она в этой деревне. Девушка говорит, что родом из этого села. Она закончила педагогический университет и вернулась обратно из-за появившегося интернета. Если бы его не провели, она не представляла бы, как вести уроки. Рассказывать сложные вещи без визуального контента, который формирует интерес, - поделился министр.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Здесь со словами Хайруллина поспорил уже представитель Сбера. Он напомнил, что сразу после повсеместного проведения интернета у детей в школах вздумали забирать гаджеты на время занятий.

Учитель не может справиться с учеником, у которого есть прямой, 24 часа в сутки, доступ в интернет. Мы не умеем учить свободно включенных в сеть наших детей, уверен Соловейчик.

Комментарии
учитель2 марта 17:52
Учитель пересказывающий учебник - атавизм. Домашние задания бессмыслица. Вместо проверки домашнего задания, во время которого 40 учеников наблюдают страдания одного, лучше изучать новый материал. Но главная проблема, где взять таких учителей, директоров, министров образования, которые понимали бы предстоящие перемены.
0
Леля2 марта 17:09
Одновременно слушают учителя и сидят в телефоне. Ну ну) А ещё доказано, что писать от руки полезно для мозга
1
Аноним2 марта 12:12
Младшее поколение получает больше знаний через интернет, чем могут дать учителя со своим допотопным образованием. Подготовка учителей отстает от современных требований, полная отсталось, как и во многом другом. Систему профтех образования разрушили напрочь, теперь нет самых необходимых специалистов
0
Аноним2 марта 19:21
По-моему, это вы допотопный.
2
Аноним2 марта 19:23
Беру свои слова назад, прочитав ваши последующие высказывания. Но у учителей знания не допотопные.
1
Марго2 марта 10:48
О чем тут говорят, о каком искусственном интеллекте? В большинстве школ в малых городах до сих пор только мел, доска и учитель (один на две смены). Это реальность!
0
Аноним2 марта 12:19
Вот и хорошо, что мел в руках. Радуйтесь! Письмо- это самая дорогая игрушка для развития мозга.
1
Аноним2 марта 08:09
Оставьте свою цифровизацию себе, не нужно её пихать в жизни других людей. Чем больше ии проникает в нашу жизнь, тем меньше в ней место остаётся нам. Люди отупеют, если их мозги перестанут использоваться. При письме развивается мелкая моторика. Пусть сначала Соловейчик получит психологическое или педагогическое образование, а потом будет иметь право высказываться в тех сферах, в которых сейчас некомпетентен. И вообще, сбер давно замечен в нехороших вещах. Руки проч от образования и от людей! Что такое банк по своей сути?? Ничего не производит. Берет деньги за то, что даёт деньги. Шулер одним словом.
0
Аноним1 марта 12:53
Интересно, а у нас НИИ этим озадачены? Или они тоже отчётами о своей работе загружены?
0
Аноним1 марта 12:10
Система образования, программы образования, методы обучения, уровень обучения, знания и педагогические способности преподавательского состава... Все, ниже плинтуса. Чем дальше, тем хуже.
2
Оставить комментарий