«Превращает учителей в роботов!»
С 1 сентября 2025 года вступает в силу закон, по которому повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителей будет возможна только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, имеющих специальную лицензию. Педагогическое образование переходит под контроль государства, а значит обучение в частных организациях будет считаться недействительным. Решение направлено на создание и обеспечение единых стандартов обучения и повышение качества подготовки. По мнению разработчиков закона, только государственные учреждения способны обеспечить гарантированное качество образования.
Исключениями из правил станут педагоги, которые уже получили документы о квалификации или те, кто уже находится на обучении.
Особенно радостно встретил эту идею Татарстан, где на протяжении последних лет фиксировали множество нарушений в частных организациях. По утверждению министерства образования и науки республики, здесь уже не первый год сигнализировали о проблеме.
«Нарушения в некоторых таких организациях носили разноплановый характер. В основном можно выделить две ситуации: первая - обучение проводилось формально, бесконтрольно, фактически только для видимости; вторая - обучение не проводилось, но документы оформлялись», - сообщили в пресс-службе министерства.
В Татарстане сейчас учителя могут пройти переподготовку в Институте развития образования республики, КФУ и Набережночелнинском государственном педагогическом университете.
Новый порядок подготовки педагогических кадров вызывает неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе. Например, директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков считает, что ограничение свободы выбора образовательных программ снизит разнообразие подходов к обучению и приведет к стандартизации мышления педагогов.
- Учителя - это люди, которые готовят детей к будущей жизни, поэтому они должны быть высокопрофессиональными. Это означает быть приобщенными к мировой культуре. Чтобы учителя имели высокую квалификацию, они должны быть широко образованными, - отметил спикер.
По его словам, важно различать контроль и запрет. История показывает, что любые запреты, кроме тех, что продиктованы крайне вескими причинами, приводят к негативным последствиям. Например, ограничение учителей в выборе образовательных программ превращает их в роботов, уверен эксперт.
- Если мы хотим живых людей, а не механических исполнителей, нужно сохранить разнообразие подходов к обучению, - добавил собеседник.
Шмаков считает, что республике не хватило контроля и норм регулирования работы частных учреждений. Если бы контролирующие органы работали в полную силу, то закрывать бы ничего не пришлось, отметил спикер. Он считает необходимым усилить ответственность руководителей образовательных организаций.
В частных организациях нет контроля?
Педагоги, с которыми мы говорили, относятся к нововведению неоднозначно. Они поддерживают обучение лишь в государственных учреждениях, поскольку в платных организациях не было контроля. Экзамены и итоговые тесты, которые сдаются в частных учреждениях, можно найти в интернете, как и ответы на них. Наши собеседницы проходили курсы только в государственных учреждениях.
- Все учителя их проходят. Если не ошибаюсь, то с периодичностью каждые три года. Мои курсы были только государственного учреждения. К частным у меня некое недоверие что ли, - рассказала спикер.
Однако одна из педагогов отметила, что качество переподготовки в любом случае не улучшится, поскольку даже в государственных учреждениях есть свои проблемы.
- Я сама записываю учителей на курсы. Одна из моих коллег, которая уже в третий раз записывалась в одно и то же государственное учреждение, рассказала, что преподаватель всегда показывала одну и ту же презентацию с ошибками. Чтобы не показаться глупой, она говорила, что делала презентацию накануне вечером и не заметила их. Всё зависит от учреждения, - отметила собеседница.
Педагоги надеются, что благодаря нововведению в госучреждениях улучшится качество образования, которое пока в некоторых учреждениях, по их рассказам, оставляет желать лучшего.