Переход школ на региональный уровень не принесет ничего, кроме проблем
В Госдуме обсуждают стратегию развития образования, один из пунктов которой предполагает переход школ с муниципального на региональный уровень. Решить этот вопрос не могут несколько лет из-за проблем в реализации.

Разработать стратегию развития образования до 2036 года поручил президент России Владимир Путин. Депутаты отмечают, что именно в этой сфере накопилось много проблем. В их число входят подготовка кадров, чрезмерная нагрузка на детей и внедрение цифровых и дистанционных форматов. К осени стратегия, благодаря которой эти и другие проблемы должны решиться, будет готова, обещают в Госдуме.
Примечателен пункт стратегии, предусматривающий полную передачу школ с муниципального на региональный уровень. Об этой теме в правительстве России говорят ещё с 2017 года, однако до реализации дело так и не доходит.
- Мне кажется, что вопрос о передаче школ с муниципального на региональный уровень обсуждается уже не первый год, и это связано с масштабностью и сложностью реформы. Образовательная система - это не только финансирование, но и вопросы управления, кадровой политики, учебных программ, инфраструктуры, - рассказал пожелавший остаться анонимным директор одной из казанских школ. - Если решение до сих пор не принято, это говорит о наличии серьезных разногласий и о том, что реформа требует дополнительного обсуждения и подготовки. Поэтому важно, чтобы окончательное решение было взвешенным и действительно способствовало улучшению качества образования.

В 2022 году соответствующий законопроект был внесен в Госдуму. Авторы отмечали, что передача школ поможет сбалансировать систему образования и сделать ее прозрачной и сократить разрыв между сельскими и городскими школами. Закон о переводе управления школ с муниципального на региональный уровень был принят, но с уточнением, что каждый субъект России сможет самостоятельно принимать решение по данному вопросу. Используют эту возможность не везде. Чтобы стимулировать этот процесс, в российском правительстве готовят соответствующий законопроект.
«Вечерняя Казань» решила уточнить, как на такое предложение смотрит министерство образования и науки Татарстана. Комментировать эту тему ведомство отказалось, аргументируя свой ответ тем, что они подчиняются федеральному министерству.
«За 18 часов работы учитель получает чуть больше МРОТ»
Собеседники нашего издания с сожалением отмечали, что во время обсуждения стратегии развития образования и других вопросов этой сферы депутаты забывают о мнении непосредственных участников образовательного процесса.
- Все пункты имеют большое значение для нашей страны. Каждый требует детального изучения и получения обратной связи от студентов, воспитателей, учителей и так далее. Никто и никогда не сможет решить проблему без прямого контакта с практикующими представителями сферы образования. В конце концов, ведь реализация ляжет на плечи обыкновенных, так скажем, учителей. Учителя уже привыкли к частым реформам, данные изменения тоже готовы реализовывать, - рассказал Айнур Гаязетдинов, председатель Совета молодых педагогов РТ, практикующий учитель.
Чего ожидать от данной инициативы, не знают и в Управлении образования исполкома Казани, которое как звено после перевода школ на региональный уровень может стать ненужным. Депутат Казгордумы Алексей Серов рассказал, что управление образования сможет работать по аналогии с Управлением здравоохранения исполкома Казани.
- Все поликлиники и больницы находятся под управлением министерства здравоохранения. Управление занимается вопросами координации, курирует вопросы медицинского обслуживания, например, в социальных учреждениях, в школах, детских садах. Поэтому управление может остаться, но в усеченном виде. Какие-то полномочия вместе со штатными единицами уйдут на другой уровень, - предположил спикер.

По словам Серова, учителей и директоров волнуют совершенно другие вопросы. Темы передачи школ на другой уровень среди них нет, поскольку есть куда более серьезные вопросы: нехватка кадров и финансирования.
- Эти вопросы должны решаться на федеральном уровне, а не бюрократические вопросы. Можно подумать, что от того, у кого будет больше полномочий и прав, денег будет больше. Это не так, - отметил собеседник издания.
Гаязетдинов задается вопросом, хватит ли финансов для всех изменений в рамках стратегии развития образования.
- Большой вопрос, ведь уже много лет пытаются решить вопрос с достойной оплатой труда. Сейчас за 18 часов работы учитель в Татарстане получает чуть больше МРОТ по региону. Цитируя слова председателя Госдумы Вячеслава Володина: «От качества образования зависит будущее нашей страны». Какое образование будут давать учителя, получающие чуть больше МРОТ, большой вопрос, - отметил Гаязетдинов.
«В образовании никогда ничего нельзя делать быстро»
Один из собеседников - директор казанской школы - отмечает необходимость предусмотреть переходный период, чтобы избежать сбоев в финансировании и управлении. Еще один эксперт, директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков отмечает, что если переход решат осуществить в сжатые сроки, то возникнет множество проблем.
- Я вспоминаю случай, когда мы быстро-быстро исполняли пожелания Москвы по поводу сокращения уроков родного языка. Это происходило не летом, как должно было. Резко процедуру начали в октябре, ноябре и учителей в это время массово увольняли. В образовании никогда ничего нельзя делать быстро. Переход должен проходить спокойно с обсуждениями, консультациями с учителями и родителями, - добавил спикер.

Шмаков считает, что Татарстану перевод школ с муниципального на региональный уровень не нужен, поскольку у республики есть все необходимые ресурсы для контроля и снабжения общеобразовательных учреждений. В данном случае, по словам спикера, необходим индивидуальный подход к каждому региону, поскольку школы в некоторых субъектах крайне нуждаются в федеральной поддержке.
- При переходе на новую систему, я подозреваю, что не все наши школы будут развиваться. Наша республика не бедная, у нас есть высококвалифицированные кадры, - подчеркнул директор школы «СОлНЦе».
«За» и «против»
Перевод школ на региональный уровень даст возможность унифицировать, централизовать, ликвидировать перегибы на местах и поставить в конкурентные условия учеников по сравнению с другими учениками из соседнего района, считает председатель Совета молодых педагогов РТ Гаязетдинов.
Наши собеседники выделяют несколько плюсов инициативы. Например, увеличение финансирования, повышение уровня его прозрачности.
- Региональные бюджеты обычно больше, чем муниципальные, а это может привести к улучшению материально-технической базы школ, увеличению зарплат учителей и дополнительным образовательным программам, - рассказал директор казанской школы.
По словам собеседника издания, из-за разного уровня финансирования в муниципалитетах качество образования может сильно различаться. Региональное управление может помочь сбалансировать ситуацию.

Ещё один плюс - оптимизация процессов: некоторые бюрократические процедуры, связанные с отчетностью и распределением ресурсов, могут стать более эффективными за счет централизации. Говорят собеседники издания и о минусах инициативы. По мнению спикеров, существует риск снижения управляемости школ на местном уровне и возможной унификации принимаемых решений. Каждый муниципалитет знает местную специфику и нужды школ, поэтому может оперативно реагировать на проблемы. Министерству сделать это будет сложнее, особенно если речь идет о сельских школах. По словам депутата Казгордумы Серова, обращения таких школ могут и не дойти до ведомства.
Одна из главных проблем перехода школ с муниципального на региональный уровень - общий подход без учета локальных особенностей. Спикеры привели в пример ситуацию сокращения количества часов родного языка. По их словам, тогда федеральные власти не учли, насколько для многих жителей регионов важен этот вопрос, и, как мы уже писали выше, наспех уменьшили время изучения этого предмета.
На данный момент, по словам собеседников нашего издания, переход принесет лишь проблемы. Особенно если этот переход произойдет быстро, а не постепенно.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
На смену теплой зиме пришли три весенних месяца, в течение которых также прогнозируют нетипичную погоду. Некоторые эксперты видят в этом влияние глобального потепления.
Свой 45-й день рождения племянник секретаря Совбеза РТ отметит в спецблоке следственного изолятора: рядом с обвиняемыми в терроризме и других особо опасных преступлениях. Мужчине на пару с подельником вменяют мошенничество.
Сергей Миронов не успел выразить отношение к обвинению в рамках первого заседания по своему делу, однако журналистам бывший чиновник заявил, что полностью невиновен. Уже на следующем заседании защита подробно изложит свою позицию.
Развитие овцеводства тормозит отсутствие пастбищ и дальнейшей переработки шерсти.
Республике впервые за долгое время не удалось сократить число смертей на дорогах. Теперь власти пытаются провести работу над ошибками.