Медленная перестройка системы образования. Идеализация российской школы 50- 60-х. Идем в сторону ранней профориентации, обучения рабочим профессиям, единых учебников. Государство хочет уверенности в завтрашнем дне. Думающие родители отвечают уходом из бюрократизирующейся школы на семейное и самообразование, к репетиторам или в элитные школы. В Казани это школа № 131, лицей № 2, IT-лицей, «СОлНЦе».
Мне же грустно от того, что падает престиж профессии учителя. В нашу школу приходит с каждым месяцем всё больше детей. Но уровень приходящих к нам ребят год от года падает. Мы это видим, поскольку в концепции «СОлНЦа» не столько поиск одарённых детей, сколько интеллектуально увлечённых, а таких – в разы больше. Поэтому мы проводим 8-9 раз в год экзамены и ищем прежде всего тех, кто приходит на экзамены снова и снова, сдаёт их хоть чуть-чуть лучше с каждым разом. И пусть ребенок не соответствует кем-то придуманному уровню, но растет сам над собой. А падение уровня поступающих говорит о снижении уровня преподавания в целом, а также о нехватке хороших учителей в школах.
В нашем Татарстане ситуация, как я понимаю, лучше, чем во многих других местах. Летом, во время отпуска, побывал на Кавказе. Беседовал с исполняющей обязанности начальника управления образования Черкесска. От всей Карачаево-Черкесии – всего один призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В республике не выделяют деньги на поездки школьников на олимпиады...
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Появились амбициозные проекты: «Физико-математический прорыв», «Физико-химический прорыв». Радуюсь так же сильно, как и тому, что строятся и сдаются новые школы с бассейнами. Но как это осуществляется на практике? Звонит мне методист, сообщает о ярких результатах нашей школы по математике и физике и предлагает срочно оформить бумаги на грант в миллион. «У вас прекрасные результаты, вы наверняка получите этот грант!». Собираю учителей. Смотрим на количество бумаг, которые надо оформить. Работы – нескольким учителям на несколько дней. Алексей Сомов, учитель физики, заслуженный учитель РТ, сказал, что бумаг слишком много, он лучше допишет свой новый учебник. И действительно, если на августовской конференции нашей школе вручают награду «Школа высоких достижений» как лучшей по ЕГЭ, если это уже посчитано и доказано, зачем с нас требовать то громадное количество бумаг и файлов? Не стали мы подаваться на этот грант. Слишком уж это забюрократизировано. И подобным примерам несть числа.
Полтора года назад на «РобоСабантуе» в IT-парке подошел ко мне раис РТ и у нас состоялся разговор о будущем робототехники в республике. Я начал рассказывать Рустаму Минниханову о своем видении этой важнейшей проблемы. Улыбнулся Рустам Нургалиевич и говорит: «Вы не мне рассказывайте, а вот ему». Рядом с раисом - улыбающийся мужчина высокого роста. Как я понял через несколько минут – вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. После этой встречи состоялось заседание межведомственной комиссии при раисе РТ и было принято решение о строительстве ресурсного центра робототехники на базе нашей школы. Через несколько месяцев главный архитектор «Татинвестгражданпроекта» (ТИГП) Елена Валеева показала новые эскизы центра робототехники школы «СОлНЦЕ». Эскизы опубликовали.
Прошел год. В августе 2025-го наши ребята вернулись с бронзовой медалью отраслевого чемпионата мира FIRA Roboworld Cup, который проходил в Южной Корее. А центр так и не начал строиться. Говорят, обещанного три года ждут. Нового здания школа «СОлНЦе» ждала с 2013 по 2019 год. Сейчас ждем начала строительства ресурсного центра робототехники, который позарез нужен городу и республике.
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Я искренне рад вниманию государства к школе. Но, к сожалению, внимание к безопасности детей стали проявлять лишь после трагедии в 175-й гимназии. Внимание к тому, сколько задают домашних заданий и какого они качества, появляется лишь тогда, когда у каждого ребенка – телефон с ИИ в кармане. Внимание к низким зарплатам учителей – лишь тогда, когда в школах становится некому работать.