6 сентября 06:00

Автор материала: «Вечерняя Казань»

Павел Шмаков: «Внимание к зарплатам учителей - только уже когда некому работать»

Как система образования начинает новый учебный год с федеральными нововведениями - в авторской колонке, написанной специально для «Вечерней Казани», рассказывает заслуженный учитель Татарстана, директор казанской школы «СОлНЦе».

Александра Чагина / ИД «Вечерняя Казань»

Медленная перестройка системы образования. Идеализация российской школы 50- 60-х. Идем в сторону ранней профориентации, обучения рабочим профессиям, единых учебников. Государство хочет уверенности в завтрашнем дне. Думающие родители отвечают уходом из бюрократизирующейся школы на семейное и самообразование, к репетиторам или в элитные школы. В Казани это школа № 131, лицей № 2, IT-лицей, «СОлНЦе».

Мне же грустно от того, что падает престиж профессии учителя. В нашу школу приходит с каждым месяцем всё больше детей. Но уровень приходящих к нам ребят год от года падает. Мы это видим, поскольку в концепции «СОлНЦа» не столько поиск одарённых детей, сколько интеллектуально увлечённых, а таких – в разы больше. Поэтому мы проводим 8-9 раз в год экзамены и ищем прежде всего тех, кто приходит на экзамены снова и снова, сдаёт их хоть чуть-чуть лучше с каждым разом. И пусть ребенок не соответствует кем-то придуманному уровню, но растет сам над собой. А падение уровня поступающих говорит о снижении уровня преподавания в целом, а также о нехватке хороших учителей в школах.

В нашем Татарстане ситуация, как я понимаю, лучше, чем во многих других местах. Летом, во время отпуска, побывал на Кавказе. Беседовал с исполняющей обязанности начальника управления образования Черкесска. От всей Карачаево-Черкесии – всего один призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В республике не выделяют деньги на поездки школьников на олимпиады...

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Появились амбициозные проекты: «Физико-математический прорыв», «Физико-химический прорыв». Радуюсь так же сильно, как и тому, что строятся и сдаются новые школы с бассейнами. Но как это осуществляется на практике? Звонит мне методист, сообщает о ярких результатах нашей школы по математике и физике и предлагает срочно оформить бумаги на грант в миллион. «У вас прекрасные результаты, вы наверняка получите этот грант!». Собираю учителей. Смотрим на количество бумаг, которые надо оформить. Работы – нескольким учителям на несколько дней. Алексей Сомов, учитель физики, заслуженный учитель РТ, сказал, что бумаг слишком много, он лучше допишет свой новый учебник. И действительно, если на августовской конференции нашей школе вручают награду «Школа высоких достижений» как лучшей по ЕГЭ, если это уже посчитано и доказано, зачем с нас требовать то громадное количество бумаг и файлов? Не стали мы подаваться на этот грант. Слишком уж это забюрократизировано. И подобным примерам несть числа.

Полтора года назад на «РобоСабантуе» в IT-парке подошел ко мне раис РТ и у нас состоялся разговор о будущем робототехники в республике. Я начал рассказывать Рустаму Минниханову о своем видении этой важнейшей проблемы. Улыбнулся Рустам Нургалиевич и говорит: «Вы не мне рассказывайте, а вот ему». Рядом с раисом - улыбающийся мужчина высокого роста. Как я понял через несколько минут – вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. После этой встречи состоялось заседание межведомственной комиссии при раисе РТ и было принято решение о строительстве ресурсного центра робототехники на базе нашей школы. Через несколько месяцев главный архитектор «Татинвестгражданпроекта» (ТИГП) Елена Валеева показала новые эскизы центра робототехники школы «СОлНЦЕ». Эскизы опубликовали.

Прошел год. В августе 2025-го наши ребята вернулись с бронзовой медалью отраслевого чемпионата мира FIRA Roboworld Cup, который проходил в Южной Корее. А центр так и не начал строиться. Говорят, обещанного три года ждут. Нового здания школа «СОлНЦе» ждала с 2013 по 2019 год. Сейчас ждем начала строительства ресурсного центра робототехники, который позарез нужен городу и республике.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Я искренне рад вниманию государства к школе. Но, к сожалению, внимание к безопасности детей стали проявлять лишь после трагедии в 175-й гимназии. Внимание к тому, сколько задают домашних заданий и какого они качества, появляется лишь тогда, когда у каждого ребенка – телефон с ИИ в кармане. Внимание к низким зарплатам учителей – лишь тогда, когда в школах становится некому работать.

Комментарии
Профессор10 сентября 07:32
А что сделал уважаемый многими Шмаков, что бы увеличить зарплату своих учителей?
0
Инсаф9 сентября 12:26
Павел Анатольевич а как же ваша любимая "Лобачевка" и "ОдинДевять". Почему они не в списке элитных школ?
3
Лилия7 сентября 23:27
Да, полностью согласна: и бумажная волокита , зарплаты, и строительство - у нас любят всё долго делать и как обычно "когда петух клюнет"
0
Родитель6 сентября 17:58
Согласна с автором колонки, ситуация сложилась двоякая: с одной стороны есть гранты, озвучиваются меры поддержки, мероприятия проводятся, - все направлено на улучшение образования, поддержку детей и педагогов. А с другой стороны, чтобы во что-то такое хорошее вписаться, нужно не просто вложить много сил. Мониторить, когда и на что открывается прием заявок, оформлять неимоверное количество бумаг, обходить кучу инстанций - звучит как отдельная (и, возможно, не одна) ставка в школе. Если этим заниматься, когда учить детей? Сейчас происходит цифровизация всего. Результативность каждой школы видна каждому, стоит только заинтересоваться. Будет прекрасно, когда школы смогут получать поддержку, напрямую, минуя бюрократические препоны и не тратя впустую бесценное время.
0
Роза6 сентября 12:35
Действительно, как думать о работе и учениках, если дома нечего есть. Низкая зарплата учителей - очень актуальная тема. И ее надо решать на уровне государства. А лишняя бюрократия всегда снижает работу у любой должности, все должно быть в меру.
0
Вася6 сентября 13:10
Ясен пень што нада тока оставить физру для мальчиков и пение для девочек остальным училкам идти на 22 завод тама люди 150 штук в месяц срубают как нефиг делать
1
Анастасия6 сентября 11:49
Полностью согласна с автором статьи. Считаю, что государство мало выделяет школам и учителям в частности средств и внимания. Представьте, что вы хорошо знаете Английский (или любой другой) язык или разбираетесь в программировании. Где вы будете искать работу? Где больше платят. В учителях остаются люди, которые любят свое дело и жить без этого не могут. Хотелось бы чтобы их труд достойно оплачивался.
1
Альбина6 сентября 11:40
Полностью согласна с Павлом Анатольевичем, ведь идёшь в поликлинику детскую диву даёшься- молодой врач сидит смотрит диагноз в телефоне. А опытного врача со стажем заменили на молодого из за соц.статуса и ипотеки
1
Лидия6 сентября 11:00
В школе по соседству - не хватает учителей начальных классов. Пришли 2 новенькие учительницы - после 3-месячных курсов. А профессионалы сидят дома и занимаются репетиторством. Ни робототехники, ни грамотные люди нашему государству не нужны. Иначе, также как СССР, государство вкладывалось бы в обучение. Я думаю СОлНЦе будет ждать центр робототехники побольше трех лет... Зачем нам новые технологии?!
3
Вася6 сентября 10:16
Ясен пень што в школах нада оставить для мальчиков физру для девочек ногти и пение это тока реально в жизни и пригодится а остальное фигня
2
Аноним6 сентября 09:18
Пожилой нарцисс этот Шмаков. Не может, ну не может он чтобы про него в газетах не писали.
4
Вася6 сентября 10:14
Тута два варианта либо он может но не хочет либо он не может но хочет и фиг поймёшь
5
Оставить комментарий