23 августа 07:15

Автор материала: Алина Камалютдинова

Минниханов: «Качества образования не будет без учителей»

Каждый третий учитель Татарстана работает на полторы и две ставки. Несмотря на созданные условия, региону не удается решить проблему нехватки кадров. Раис республики требует от глав районов не оставаться в стороне.

Алина Камалютдинова / ИД «Вечерняя Казань»

Перед новым учебным годом министерство образования и науки Татарстана традиционно представило итоги работы за 2024/2025 учебный год, во время которого система образования столкнулась с нехваткой кадров, несправедливым выставлением оценок и неготовностью татарстанцев усыновить ребенка. На августовское совещание прибыл и раис республики Рустам Минниханов, который, выслушав доклады, дал несколько поручений и министерству, и главам администраций районов. В этот день глава республики был особенно строг.

Главы администраций районов подключатся к работе по привлечению педагогов

Всего в системе образования республики работает более 76 тысяч педагогов, в том числе более 32 тысяч школьных учителей. На начало прошедшего учебного года потребность в школьных учителях и воспитателях детских садов составляла более трех с половиной тысяч человек. Наибольшую потребность в кадрах испытывают Казань, Набережные Челны, Высокогорский, Лаишевский и Альметьевский районы.

На протяжении нескольких лет Татарстан пытается решить проблему привлечением молодых специалистов, однако из четырех тысяч выпускников педагогических направлений вузов и СПО в школы идут работать далеко не все.

Автор фото: министерство образования и науки РТ

- В этих условиях мы по-прежнему не полностью используем возможности целевого обучения под заказ конкретных муниципалитетов и образовательных организаций. Только 123 целевых места из почти шестисот, выделенных на подготовку бакалавров по педагогическим специальностям, были заполнены по итогам приемной кампании этого года. Обращаю внимание глав муниципальных образований на этот резерв, - рассказал министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин.

Частично проблема решается за счет привлечения обучающихся на педагогических специальностях старшекурсников. Например, в прошлом году более 600 будущих учителей работали в школах и детских садах. Министерство надеется на привлечение дополнительных сотрудников в связи со вступлением в силу поправок, разрешающих студентам непедагогических специальностей работать в школах. Сделать это они смогут только после окончания специальных курсов. Хадиуллин напомнил, что теперь проходить курсы повышения квалификации и переподготовку можно только в государственных и муниципальных учреждениях, поскольку частные организации часто попадались на нарушениях.

Однако студенты не могут полностью восполнить кадровый дефицит, поэтому основную нагрузку берут на себя опытные педагоги. По данным министра, треть учителей работает на полторы и более ставок. У еще пяти процентов нагрузка более двух ставок.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Для привлечения кадров в этом году при поддержке раиса будут увеличены меры поддержки педагогов. Например, молодые специалисты смогут получать надбавку до 10 тысяч рублей. Появятся новые гранты для педагогических работников техникумов и колледжей, учреждений дополнительного образования и воспитателей детских садов, также будет увеличено количество участников республиканского гранта «Наш учитель». Заявить о себе смогут до 500 педагогов.

Более того, Минниханов поручил главам администраций районов включиться в эту работу. Он отметил необходимость создавать благоприятные условия в школах, приглашать учителей из других регионов и рассмотреть внедрение квот на жилье. Раис Татарстана дал подчиненным три месяца для разработки предложений.

Несправедливое оценивание в школах

Результаты ЕГЭ – один из критериев оценивания качества образования. В этом году благодаря проекту «Физмат прорыв» удалось увеличить число выпускников, которые выбрали в качестве предмета для сдачи ЕГЭ точные и естественнонаучные дисциплины.

Но и это не предел. Генеральный директор ПАО «Казаньоргсинтез», генеральный директор АО «СИБУР-РТ» Айрат Сафин отметил, что лишь 11 процентов школьников России сдают химию. Для того чтобы увеличить это число, необходимо проводить профориентационную работу еще со школьной скамьи, считает спикер. Предприятие, в свою очередь, проводит занятия для школьников, открывает профильные классы, отправляет студентов первых курсов на практику, предоставляет стажировку и возможность получить дополнительную рабочую специальность.

Автор фото: kzn.ru

- По всем предметам республиканский средний балл превышает общероссийские значения. Наибольшую положительную динамику имеют такие предметы, как химия и литература. 272 выпускника текущего года сдали ЕГЭ по одному из предметов на 100 баллов, а тринадцать выпускников получили наивысший балл по двум предметам, - рассказал Хадиуллин.

Однако были и те, кто не смог набрать более 60 баллов. Особенно удивительно было видеть такие результаты у выпускников — претендентов на медаль. В этом году из-за низких баллов по ЕГЭ ее не смогли получить 19 школьников.

По словам Минниханова, такие ситуации недопустимы. Он поручил провести работу в этом направлении и выяснить, кто несет ответственность за произошедшее.

- Все должно быть по справедливости, - добавил глава.

Справедливого и лояльного отношения Минниханов потребовал и к детям мигрантов. Он поручил создать курсы по русскому языку и ни в коем случае не лишать их возможности получить образование в татарстанских школах.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Надо работать. Как вы ребенка в школу не пустите? Где он должен быть? Что, он виноват, что язык не знает? Ну выучит, - заявил раис.

Сегодня в Татарстане учатся 3178 школьников-иностранцев. За 4 месяца приемной кампании тестирование по русскому языку успешно прошел 151 из 173 заявившихся детей.

Минниханов также попросил уделить внимание качеству и доступности среднего профессионального образования, так как предприятия нуждаются в кадрах. В Татарстане будут развиваться короткие программы обучения и переобучения.

Татарстанцы отказываются от приемных детей

На начало 2025 года более 90% детей-сирот воспитывались в приемных семьях. Этот показатель мог быть выше, однако за три последних года случаи отмены решений о передаче детей в семьи участились на 20 процентов. Особенно сложно найти родителей детям с инвалидностью и тем, у кого есть братья или сестры, поскольку их не принято разлучать.

- Это указывает на проблемы в подготовке приемных родителей, а также на сложности адаптации детей, - рассказал Хадиуллин.

Автор фото: министерство образования и науки РТ

На данный момент министерство работает над внедрением мер по сопровождению и надзору за приемными семьями.

В Татарстане помимо этого сохраняется проблема обеспечения жильем сирот. В очереди на получение квартиры стоит более четырех тысяч детей-сирот.

Комментарии
Аноним23 августа 23:01
Опять, выводы поверхностные и никчемные. Качественного образования не будет без КАЧЕСТВЕННЫХ УЧИТЕЛЕЙ, а их единицы. В пед. идут те, кого никуда не взяли.
0
Аноним23 августа 10:36
Справедливость к детям мигрантов по Минихханову чем отличается от справедливости к местным детям ? Если ребенок не знает языка, сможет он учиться наравне с носителями языка ? Это справедливо по отношению к нему?
0
Гость.23 августа 09:07
Платите нормальную зарплату и учителя будут. Обьявление: Учитель математики (Казань) МБОУ Школа № 132 с углубленным изучением иностранных языков • Пестрецы, Респ. Татарстан • на сайте Мультирегиональный Электронный Центр Занятости Населения 20 тыс. р. в месяц Полная занятость
0
Оставить комментарий