Образование
11 июня 17:20
Автор материала:Алина Камалютдинова

Мединский пообещал не скрывать «тёмные пятна» в учебниках истории

Казань вновь стала площадкой для проведения форума министров образования. Здесь обсуждались вопросы внедрения искусственного интеллекта в обучение, а также рассказали, какими будут новые учебники по истории.

Мединский пообещал не скрывать «тёмные пятна» в учебниках истории

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Место встречи министров образования неизменно

В Казани уже в третий раз проводится Международный форум министров образования «Формируя будущее». Утро в IT-парке имени Башира Рамеева прошло суматошно. Организаторы заканчивали последние приготовления, волонтеры встречали делегации во главе с более чем 20 министрами образования из различных уголков мира. На форум прибыло более 100 гостей из 31 страны. Мероприятие проводится по инициативе президента России Владимира Путина, министерства просвещения страны и раиса Татарстана Рустама Минниханова.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

По словам министра просвещения России Сергея Кравцова, форум уже в третий раз проводится в регионе не случайно: у гостей есть возможность посетить школы, учреждения среднего профессионального и высшего образования и увидеть, как реализуется обучение в стране. Татарстанское образование является отражением общенациональной образовательной системы.

Всего в республике работает шесть тысяч образовательных организаций, в том числе 1402 школы и 45 университетов.

- Татарстан остается одним из лидеров в сфере образования и науки, - отметил глава республики.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Республика активно сотрудничает с другими странами в сфере образования. Например, Татарстан поддерживает предоставление стажировок в российских и зарубежных вузах.

- Каждый талант, получивший поддержку сегодня, завтра может стать двигателем развития для всей страны, - отметил спикер.

Минниханов надеется, что форум станет импульсом для рождения новых идей.

Появится новая международная система оценки качества образования

На форуме Кравцов предложил создать новую международную оценку систем образования помимо существующих оценок PISA (тест на оценку грамотности школьников и умение применять знания), PIRLS (читательская грамотность у четвероклассников) и КИМ (задания и тесты на оценку уровня знаний и умений). Нынешняя международная оценка образования WES, по заверению министра, крайне политизирована.

Российская сторона предлагает создать систему оценивания, которая будет определять уровень знаний, образовательной инфраструктуры, подготовки учителей и уровень воспитательной работы.

По словам Кравцова, многие министры заинтересовались этой идеей. На двусторонних встречах за эти два дня уточнят критерии оценивания.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Также министр отметил, что в 60 странах планируется открытие центров по обучению русскому языку.

Уже разработали программу по отправке учителей русского языка и литературы в школы дружественных стран. От принимающей стороны потребуется предоставить педагогу место для жилья и работу, российская сторона, в свою очередь, должна будет оплатить переезд. За рубеж хотят отправить учителей физики, химии и биологии.

- Здесь у нас большой задел. Наша страна входит в тройку лидеров по результатам международных олимпиад, - похвалился докладчик.

На официальной встрече министров Россия представила основные принципы стратегии развития образования до 2036 года. Кравцов сообщил, что со своей стороны страна готова помочь коллегам в разработке собственной стратегии.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Также министр отчитался, что для урегулирования этических моментов использования ИИ в России создают целый международный кодекс.

Российские учебники по истории дают представление о роли страны в мире

В России на протяжении нескольких лет разрабатывает единую линейку учебников по истории по поручению президента России.

По словам помощника президента страны Владимира Мединского, ранее в стране издавались десятки линеек учебников по истории. К этому привело отсутствие системности и одновременное преподавание российской и всемирной истории. Поэтому зачастую дети получают разную информацию.

- Представьте, каждый год выпускаются десятки линеек по 14 томов учебников. Кто их читает? Кто это проверяет? Кто принимает решение, какие учебники поставляются в ту или иную школу? - отметил спикер.

Пару лет назад появились единые учебники по истории для старших классов. С 1 сентября школьники средних классов получат обновленные материалы. В конце каждого учебника появится раздел «Рекомендуем посетить», где будут указаны адреса музеев.

Разработка внешнего вида и содержания учебников ведется до сих пор. Например, недавно закончили работу над обложкой для учебной книги по истории за 11-й класс. На ней представят образы соперничества и сотрудничества государств: в первом случае обучающиеся увидят картинку с начала хоккейного матча сборных Советского Союза и Канады, во втором случае - стыковку космических кораблей «Союз» — «Аполлон» СССР и США.

Главное в новой линейке учебников - преемственность. Авторы хотят, чтобы учебные материалы повторяли лучшие традиции советских и дореволюционных времен. Сейчас учебник для пятого класса будет рассказывать не только мировую историю древнего мира, но и о развитии цивилизации на территории России.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Нововведением стала синхронизация мировой и российской истории. В начале каждого параграфа ученик будет узнавать, что происходило в мире и России в одну и ту же эпоху.

Во время создания нового учебника обновили идеологические и политические неточности, которые допустили в советское время.

- Понятие «300-летия воссоединения Украины и России» политическим образом было придумано в 1954 году, поскольку в этот момент стоял вопрос о руководстве коммунистической партии и о том, возглавит ли ее Никита Хрущев. В итоге это явление выделилось в странное понятие, - отметил Владимир Мединский.

Изменился даже стиль подачи материала. Один из принципов, которым руководствовались авторы при создании учебника, - простота повествования, чтобы ученики легко воспринимали информацию и не потеряли интерес к истории.

По словам Мединского, школьный учебник закладывает основы государственного мировоззрения.

- Если государство самоустранится и позволит, чтобы учебники разрабатывали другие страны, то, когда эти дети вырастут, не удивляйтесь, как они будут иначе представлять роль своей страны в мире и своем будущем, - предостерег Мединский.

Однако это не значит, что «темные пятна» истории страны должны быть скрыты, подчеркнул помощник президента. Необходимо рассказывать обо всем: достижениях, трагедиях и ошибках.

Мединский добавил, что перед учителями истории поставят задачу научить детей критически мыслить, а не зазубривать историю.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей