31 марта 07:15

Автор материала: Алина Камалютдинова

Казань решает проблему нехватки учителей «трансферами» из других регионов

Интересный способ для устранения острого дефицита кадров нашли в Татарстане. В школах столицы республики рады попробовать себя педагоги со всей страны.

Алина Камалютдинова / ИД «Вечерняя Казань»

Один из главных вызовов системы образования, как и во многих других сферах, – проблема нехватки кадров. В начале года министерство образования и науки Татарстана сообщило, что школам не хватает двух тысяч учителей. Особенно общеобразовательные учреждения нуждаются в преподавателях математики, русского языка, начальных классов и иностранных языков. Наибольшую потребность в кадрах испытывают Казань и Набережные Челны.

Ещё два года назад депутат Госсовета республики Рима Мухамедшина предложила привлекать к работе педагогов из других регионов. Тогда же была озвучена идея о строительстве общежития для переезжающих.

Автор фото: Алина Камалютдинова / ИД «Вечерняя Казань»

До возведения общежитий дело не дошло, но Татарстан привлекает педагогов другими мерами. Как говорят в управлении образования исполкома Казани, каждая школа сама определяет меры поддержки педагогов. Молодые учителя могут участвовать в городской грантовой программе на развитие профессиональных компетенций – за последние два года поддержку получили 150 педагогов на сумму три миллиона рублей.

Также в республике действует грант «Наш новый учитель», в рамках которого учителя, имеющие стаж до трех лет, получают надбавку к зарплате в размере 10 тысяч рублей на протяжении 3 лет. По итогам двух лет победителями стали 122 казанских педагога.

«Казань запала в душу»

Столица Татарстана стала магнитом для жителей других городов, отметили в управлении. За последние три года из регионов России переехал 421 педагог. В прошлом году казанские школы приняли 160 учителей из Башкортостана, Марий Эл, Чувашской Республики, Кировской, Ульяновской, Самарской областей и других регионов.

«Наибольшее количество педагогов переезжают в Казань по следующим дисциплинам: педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов, математики, русского языка, истории, обществознания и иностранных языков», - рассказали в управлении образования.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Наша героиня — молодой педагог Анастасия Попова — приехала из Сыктывкара и сейчас работает в многопрофильном лицее № 187 Советского района Казани. Родилась девушка в небольшой деревне с населением не более 500 человек. После окончания школы Анастасия решила двигаться дальше и переехала в Сыктывкар, где поступила в Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина.

- После 11-го класса я думала, куда поступать. Я сначала планировала пойти на направление «психология» или в медицину. Потом я подала документы на направление «физкультура», где необходимо было сдавать вступительные экзамены. Я прошла везде и решила пойти все-таки на последнее направление. У меня брат там учился, но только с разницей в девять лет, - рассказала собеседница.

В качестве туриста девушка посещала Казань несколько раз, и именно тогда у нее появилась мечта о переезде. Столица Татарстана «запала в душу», отметила Анастасия. Однако переехать удалось лишь через год после окончания обучения. Молодой педагог попробовала свои силы в колледже, но мысль о переезде её не покидала. Поднакопив денег, девушка отправилась в столицу Татарстана, заранее найдя место работы. По ее словам, всё складывалось последовательно и легко.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Когда есть цель, мечта и ты делаешь все, чтобы она осуществлялась, будто бы потом всё происходит так, как ты хочешь. Идет так, как надо: легко, просто и без затруднений, - добавила спикер. - Мне предстояло адаптироваться к новому коллективу и месту. Переехать из суровой зимы до минус 30 в зиму до минус 10 — это довольно-таки интересный опыт.

Адаптация в школе прошла хорошо: старшие коллеги и родители помогали Анастасии и поддерживали ее. Несмотря на собственные переживания и чувство одиночества в чужом городе, возвращаться не хотелось. Однако период «акклиматизации» ещё не закончился. Подводить итоги и строить новые планы педагог пока не торопится. Анастасия считает, что делать это необходимо только после завершения учебного года.

«Не нужно бояться переезда»

Не пожалела о своем решении переехать и заместитель директора, учитель иностранных языков в лицее № 187 Мария Салтуганова.

- Если есть желание переехать в Казань, то не нужно бояться. Здесь есть возможности для профессионального развития и личностного роста каждого. Заранее можно изучить сайты образовательных организаций, определить для себя приоритетные, пообщаться с руководителями школ, оформить портфолио и направить резюме, - рассказала педагог.

Учительница вместе с семьей переехала в Казань в июле прошлого года, хотя идея появилась намного раньше. Мария влюбилась в Казань в 2023 году во время участия в стажировке управленческих команд ЯНАО, которая проходила в Татарстане. Встретили педагога с 19-летним стажем очень радушно. Свое новое место работы Мария нашла быстро. После первого же собеседования учительница поняла, что эта работа — для неё.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

В управлении образования отметили, что специально для учителей в столице Татарстана проведут международный форум педагогов, чтобы они имели возможность послушать лучших лекторов со всего мира. На нем представители сферы образования смогут обменяться опытом с коллегами из России и других стран.

Для решения проблемы нехватки кадров исполком ставит несколько задач: привлечь в профессию лучших специалистов, удержать их и помочь действующим педагогам в стремлении развиваться, а также справиться с профессиональным выгоранием.

- Для решения каждой из этих задач мы запустили 11 профильных проектов – «Педагогические классы», «Наставник+», «Усеш/ Развитие», «Хәрәкәт», «Лига интеллектуальных игр» и другие. За три года участниками стали почти девять тысяч человек, - рассказали в управлении.

Готовят будущие кадры со школьной скамьи. В Казани открыто 56 педагогических классов в 28 школах, где обучаются 1248 человек. На протяжении учебного года дети изучают кроме привычных школьных предметов основы педагогики, психологии не только в теории, но и на практике.

Комментарии
Ровель1 апреля 20:40
Казан так оголяет окраины России, нехорошо.
0
Аноним31 марта 21:20
Здесь, скорее вопрос в освоении бюджетных денег, а не в решении проблемы.
1
гость31 марта 17:49
А повысить зарплату своим учителям не додумались?
0
Никса31 марта 13:59
В 2009 году слили Педуниверситет Казани, который был кузницей кадров. Тогда говорили, что этот день наступит через 10-15лет. Получается все, что сегодня считается положительным и успешными приёмами в образовании -это результат стратегических ошибок.
0
Аноним31 марта 07:52
Очередное не продуманное решение, направленное на количество, а не качество.
0
Оставить комментарий