Образование
23 июня 07:00
Автор материала:Елизавета Зеленина

«История нашего края» заменит обществознание школьникам Татарстана

В республиканских школах появится новый предмет по изучению истории родного региона. Авторы говорят, что хотят уйти от формата «прочитал - ответил на вопросы», а эксперты думают, хватит ли учителей для нового курса.

«История нашего края» заменит обществознание школьникам Татарстана

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Школьный курс истории расширяется

В школьные программы для учеников 5–7-х классов республиканских школ включат новый предмет — «История нашего края». Подготовлены учебники для изучения становления республики и истории татарского народа с древних времен до наших дней. Татарстан стал одним из пилотных регионов России, где создаются учебно-методические комплекты по истории своего региона. Макеты учебников уже направлены в министерство просвещения России для утверждения. Как рассказали в Минобрнауки Татарстана, на подготовку учебников потратили четыре миллиона рублей. Подробно о нововведении, концепции курса и методах, используемых при составлении учебников, рассказал заместитель директора Института истории имени Ш. Марджани Марат Гибатдинов.

- В соответствии с указом президента России, изданным после встречи с краеведами, вводится новый учебный курс в рамках обязательной части образовательной программы, - пояснил ученый.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Школьный курс истории теперь будет состоять из трех частей: всеобщей истории, истории России и истории родного края, в нашем случае - Татарстана. При этом «История нашего края» изучается только в 5—7-х классах.


Хронология курса выстроена по рекомендации министерства просвещения России: 

- 5-й класс: изучение истории края с древнейших времен до вхождения в состав Российского государства, до середины XVI века;

- 6-й класс: период с XVI века до начала XX века, то есть досоветский период;

- 7-й класс: история края с начала XX века до современности - советский и постсоветский периоды.

Почему историю родного края преподают школьникам среднего звена? Целью было сформировать у школьников с ранних лет любовь к родному краю и местному историческому материалу, считает замдиректора Института истории имени Ш. Марджани.

Любовь к родному краю - значимая составляющая в становлении личности, однако это и дополнительная нагрузка на школьников, отметил директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков. Есть тенденция переоценивать возможности учащихся и перегружать их избыточной информацией. Если же новый предмет добавится за счет сокращения других дисциплин, то возникает вопрос - какие дисциплины сократятся? Если это будут, например, физкультура или математика, это может негативно сказаться на общем образовании.

- Важно понимать, будет ли новый предмет введен взамен чего-то или в дополнение к существующей программе, - обращает внимание эксперт.

Замдиректора Института истории имени Ш. Марджани Гибатдинов сообщил, что в данном случае для классов сокращается объем часов, отводимых на обществознание. За счет этого обеспечивается соблюдение установленных часов учебной нагрузки. Поэтому введение нового предмета не приведет к перегрузке учащихся. Объем курса, по предварительной информации, в пятом классе составит 34 часа за учебный год. В шестом и седьмом классах на курс планируется выделить по 17 часов.

- Хотя официальных инструкций пока нет, с педагогической точки зрения представляется целесообразным объединить эти 17 часов в рамках одного полугодия (либо первого, либо второго). Это позволит проводить занятия как минимум раз в неделю и избежать потери знаний, что неизбежно при «растягивании» учебного материала на длительный период, - говорит Гибатдинов.

Авторами учебника стали сотрудники Института истории имени Ш. Марджани, каждый из которых специализируется на конкретных периодах истории. 

Кто же будет преподавать?

Каждый житель Татарстана должен знать его историю и культуру, отметил директор школы «СОлНЦе» Шмаков.  Однако важно понимать, кто будет преподавать этот предмет. Непрофессиональный подход может испортить саму идею, как это было в прошлом, например, с преподаванием татарского языка. Поэтому необходимо обеспечить качественную подготовку преподавателей и тщательно продумать методику преподавания. Необходимо тщательно подготовиться: подобрать квалифицированных преподавателей, изучить учебники, составить расписание. По словам Шмакова, его, как директора школы, даже не поставили в известность о планируемых изменениях. 

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- К счастью, проблем с педагогическими кадрами не предвидится, - заверил Гибатдинов в ответ на вопрос корреспондента «Вечерней Казани».

В отличие от многих других регионов, в республике на протяжении последних 30 лет сохранялась традиция издания региональных учебников по истории Татарстана и татарского народа. Отдельных учебных часов не было, но учебники издавались регулярно. Поэтому потенциал для преподавания региональной истории сохранился, и многие учителя использовали уже имеющиеся учебники в качестве дополнительного материала при изучении курса «История Отечества», отметил замдиректора Института истории имени Ш. Марджани. Наличие опыта преподавания региональных курсов у учителей станет большим подспорьем. Однако потребуются курсы повышения квалификации, на которых учителям будут объяснять специфику нового учебника.

Учебники с иллюстрациями, творческими заданиями и аудиоверсией

Концепция учебника предполагает не просто рассказы об истории, а именно изучение истории становления региона. 

- Учебник богато иллюстрирован: практически на каждой странице представлены изображения, которые не просто украшают текст, а выполняют дидактическую функцию. Мы предлагаем задания, направленные на развитие умения извлекать информацию из иллюстраций, но также есть исторические карты с заданиями, - рассказал Гибатдинов.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

При этом эксперт отметил, что одна из сложностей заключается в том, что региональный материал изучается с опережением курса истории России. Поэтому есть необходимость давать сжатые объяснения по темам, которые ребята еще не проходили. 

- Например, прежде чем говорить о Петровской эпохе, вкратце мы расскажем о Петре I, об империи и о развитии промышленности в то время. Это делается через вводные разделы и исторические справки, - пояснил историк.

Учебник содержит множество творческих заданий, направленных на развитие аналитического мышления и навыков работы с источниками. Например, ученикам предложат сравнить разные источники информации, определить точку зрения автора и степень достоверности информации. Кроме того, в учебнике есть задания, отсылающие к истории России, позволяющие расширить кругозор учеников и познакомить их с выдающимися деятелями искусства, связанными Татарстаном. Ребята смогут изучить биографии писателей, художников, композиторов, познакомиться с их произведениями и подготовить эссе или театральную постановку. 

- Мы стараемся уйти от традиционного формата «прочитал текст - ответил на вопросы», вовлекая учеников в активную познавательную деятельность, - отметил Гибатдинов.

Важной задачей было показать повседневную жизнь людей в разные эпохи, изменения в их быту и образе жизни. Это касается не только истории древнего мира, но и Средневековья, XVIII—XIX веков, пояснил специалист. Благодаря этому школьники узнают о влиянии модернизации, появления электричества, трамвая, железной дороги и центрального отопления на жизнь людей.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»


В учебнике есть небольшой раздел о моде, о том, как жители края перенимали европейские модные тенденции, адаптируя их к требованиям ислама. 

- Говоря о советском периоде, мы объясняем, что такое хрущевки и почему для людей того времени переезд из бараков в отдельные квартиры был огромным событием. Мы также расскажем о появлении радио и телевидения, о том, как государство использовало эти технологии и как их воспринимали люди, - объяснил Гибатдинов.


Объем учебников для пятого класса — 150 страниц, а для шестого и седьмого — около 160. Готова электронная версия учебника, полностью соответствующая бумажному изданию. Для тех, кому удобнее электронный формат, предусмотрены дополнительные возможности. Например, при нажатии на термин открывается его определение, что избавляет от необходимости искать его в конце печатного учебника. Специально для этого учебника были созданы видео- и аудиофрагменты, позволяющие воспринимать информацию на слух тем, кто предпочитает не читать большие тексты. Для самопроверки предусмотрены небольшие тесты, поэтому электронная версия — это полноценный интерактивный учебник, уверен эксперт.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей