Доучить до полной занятости...

В наше время в СМИ часто пугают граждан безработицей. Однако существует целая индустрия, способная помочь любому человеку преодолеть эту проблему. Достаточно лишь доучиться... или переучиться. О развитии современного профессионального образования рассказывает доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, директор Института педагогики и психологии профессионального образования РАО Гузел Мухаметзянова. Недавно Гузел Валеевна была удостоена Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники за цикл трудов "Профессиональное образование: системный взгляд на проблему". На страницах книг отражены результаты исследований, ведущихся в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО, в сфере методологического, теоретического и методического обеспечения подготовки кадров. Исследования института востребованы: проблема обучения граждан профессиям, в которых наблюдается дефицит кадров, стоит сегодня как никогда остро. - Дело в том, что в проекте нового закона "Об образовании" начальное, среднее образование оторваны от системы образования и переданы в систему труда и занятости, - объясняет истоки проблемы Гузел Мухаметзянова. - И одновременно раздаются призывы о том, что необходимо готовить рабочих. Раздаются жалобы, что во всем мире люди пробуют себя как мастера на производстве, как ремесленники, как рабочие. А у нас будто бы этого нет, все идут в вузы... Эти жалобы необъективны. Во-первых, есть страны, в которых существует обязательное высшее образование. Во-вторых, когда, например, в 30 - 40-е годы были призывы "кадры решают всё" и была направленность на подготовку рабочих кадров, то создавались профессиональные училища, создавались техникумы. А сегодня непонятно: опять раздаются призывы к тому, чтобы готовить рабочих, а техникумы и начальные учебные заведения почти уничтожили. Все их отдали на откуп высшей школе, и, если ребенок хочет выучиться в системе среднего профессионального образования, он должен идти в институт или университет. А придя в вуз, он уже не хочет уходить с уровнем среднего образования, он хочет получить высшее.В дальнейшей беседе Гузел Валеевна отметила, что многие педагогические и промышленные коллективы, не дожидаясь действий властей, стали решать проблему своими силами через развитие системы дополнительного, внутрифирменного, корпоративного обучения. - Уже есть очень хорошие корпоративные университеты, - комментирует происходящее Гузел Валеевна, - заводы и отдельные вузы соединяются и вместе готовят специалистов на рабочее место: на конкретное место на конкретном заводе. Такой опыт применяется на КамАЗе, на Пороховом заводе, в НГДУ "Альметьевнефть". Отлично работает связка Авиационного завода и Авиационного техникума, в которой реализуется немецкая дуальная система подготовки кадров. Так что процессы, связанные с системной подготовкой работника через разные структуры, уже активно идут. Сегодня существуют различные виды профессиональной переподготовки. Это хорошо, когда складывается такая позитивная конкурентная среда, когда люди совершенствуют свое мастерство, связанное с "переучиванием" и "доучиванием". Во всем мире звено повышения квалификации и профессиональной переподготовки остается сегодня наиболее значимым. Активная работа специалистов Академии социального образования, президентом которой является Гузел Мухаметзянова, не исчерпывается изучением отечественного и западного опыта. Казанские исследователи и лично их руководитель активно сотрудничают с учебными заведениями Китая, Германии, Франции, Италии. - Я в Китае была четыре раза, - рассказывает Гузел Валеевна, - в области профессионального образования китайцы идут совершенно другим путем: система образования и система работы предприятий у них независимы друг от друга. Они говорят буквально так: "Наше образование перед производством не пляшет". Учебные заведения выполняют свои функции: готовят гражданина общества, готовят человека. А производство решает свои задачи.Впрочем, и сама Гузел Мухаметзянова, и сотрудники возглавляемой ею академии считают, что главной составляющей успешного обучения человека новой профессии или повышения квалификации остается привитие учащемуся навыков исследовательской работы, научного познания. Без этих навыков, по мнению специалистов, самообразование будет попросту невозможным.

Подписывайтесь на нас в Дзен!
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.
Долгожданная точка в деле о мошенничестве с продажей коттеджей принесла удовлетворение потерпевшим. Как и экс-главе реготделения «Справедливой России», поскольку посидеть в колонии за преступление не получится.
С 1 января 2026 года проезд в казанском транспорте вырастет до 46 рублей. Связывают это с ростом цен на топливо и дефицитом бюджета. По прогнозам, повышение тарифов будет продолжаться и дальше.
Власти республики уверяют, что повышение стоимости ЖКУ будет не таким стремительным. А начальник Госжилинспекции Тыгин считает, что большинство обращений по поводу тарифов - лишь «эмоциональное возмущение».












