Первоклашек все меньше и меньше
По данным исследования профсоюза «Учитель», в следующем учебном году в начальных классах многих российских регионов будет значительно меньше учеников, чем в предыдущем. Из-за этого тысячи учителей могут остаться без работы, и эта проблема будет усугубляться с каждым годом, считают в организации.
В федеральном министерстве просвещения «Вечерней Казани» сообщили, что количество детей в школах уже уменьшается и продолжит сокращаться. В ответ на это ведомство разрабатывает программы переподготовки учителей, чтобы сохранить их в системе образования.
К примеру, по данным исследования Высшей школы экономики (ВШЭ) и Росстата, в прошлом году в первый класс пошли более 1,7 миллиона детей. В этом году их будет на сто тысяч меньше. Аналитики, опираясь на статистику рождаемости, предсказывают, что к 1 сентября 2025 года количество учеников в начальной школе (1-4 классы) сократится на 346,7 тысячи. При этом в ближайшие годы число учеников начальной школы продолжит уменьшаться. Так, в 2026-2027 учебном году в первый класс пойдут на 429,7 тысячи детей меньше, чем годом ранее. А в 2027-2028 году эта цифра уменьшится ещё на 411 тысяч.
По данным федерального Минпросвещения, сейчас в среднем на одного учителя приходится 17 учеников. Ведомство, отвечая на запрос «Вечерней Казани», ссылаясь на проректора НИУ ВШЭ Татьяну Васильеву, подтвердило проблемы и отметило, что проблема нехватки учителей в школах традиционно обостряется к началу учебного года. Это происходит из-за сокращения числа школьников в начальной школе.
- Действительно, количество учеников начальных классов в стране уменьшается. Эту тенденцию можно проследить по данным Росстата, - отмечает Васильева.
В Татарстане проблемы нет?
В профильном ведомстве подчеркнули, что сокращение числа учащихся в начальной школе не происходит повсеместно и одновременно. Поэтому ситуацию нужно рассматривать отдельно по каждому региону. Однако в целом тенденция такова: количество учеников начальной школы уменьшается, а значит, будет сокращаться и количество классов.
В это же время, как подчеркивает Васильева, даже если потребность в учителях из-за демографической ситуации снизится, будет спрос на педагогов в группах продленного дня и школе полного дня, социальных педагогов, школьных психологов, тьюторов, педагогов дополнительного образования.
- Для этого понадобятся квалифицированные специалисты. Учителя, которые «освободятся» из-за нехватки учеников, смогут повысить свою квалификацию, пройти профессиональную переподготовку и обучение благодаря системе образования. Проблема изменения демографической ситуации не возникла внезапно, и образовательная система к ней готовилась, - сказала проректор ВШЭ.
Министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин, отвечая на вопрос журналиста «Вечерней Казани», заявил, что в республике нет проблемы с уменьшением числа учеников в школах. Трудности, по его словам, возникают только в детских садах.
- У нас ежегодно растет количество детей. В первый класс по прогнозам придут 49 тысяч детей. Это только предварительные данные. В этом году, может, чуть меньше, чем в прошлом году. Спад есть в системе дошкольного образования. У нас только за один год количество детей, посещающих дошкольные образовательные организации, уменьшилось на восемь тысяч детей, - уточнил Хадиуллин.
Ключевая проблема образования - напряжённая работа учителей и низкие зарплаты
Как отмечает председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков, причина сокращения числа учеников в том, что в этом году в первый класс пойдут дети, родители которых появились на свет в 90-х. Этот период характеризуется значительным снижением рождаемости, что привело к серьезному демографическому провалу. В ближайшие годы ожидается уменьшение числа учащихся начальной школы.
- Москва и другие крупные города России вряд ли столкнутся с острой демографической проблемой, влияющей на число детей в школах. Не все регионы испытают этот вызов одновременно, поскольку ситуация неравномерна. В Татарстане, например, демографическая яма пока не заметна. Это связано с активным переездом населения в мегаполисы. Поэтому в школах крупных городов, включая Москву, Казань и Подмосковье, может не возникнуть проблема нехватки учеников. В некоторых классах уже обучается по 44 ребёнка. Если число учеников сократится, это даже станет плюсом для учителей, которым не придётся работать с большим количеством детей, - считает Казаков.
По его мнению, в Татарстане ситуация будет развиваться с небольшой задержкой. Дошкольников там мало, они пойдут в школу через пару-тройку лет. Возможно, проблема возникнет позже, через год или два.
- По нашим расчётам, сейчас дефицит учителей по всей стране составляет около 200-250 тысяч, - отметил Казаков. - Эксперты ВШЭ предложили интересную меру: давать учителям оплачиваемый годовой отпуск. Сейчас отпуск есть, но он не оплачивается, а если сделать его оплачиваемым, это может помочь учителям лучше подготовиться к работе. Во время отпуска они смогут пройти подготовку в более комфортных условиях, а затем вернуться к работе, уже имея необходимые знания и навыки. Это может частично решить проблему нехватки квалифицированных кадров. Министерство образования также рассчитывает на то, что подготовка педагогов будет более эффективной, - уточнил спикер.
Одной из ключевых проблем школьного образования является напряжённая работа учителей и их низкие зарплаты, рассказал председатель профсоюза «Учитель». Это приводит к тому, что педагоги не испытывают особой радости от своей профессии и с облегчением покидают школу. В стране наблюдается дефицит педагогических кадров. Особенно остро эта проблема стоит из-за большого числа пенсионеров среди учителей.
Казаков считает, что отток учителей можно временно смягчить, увеличив нагрузку на оставшихся педагогов. Но это не решит проблему на долгий срок.