Образование
5 октября 08:19
Автор материала:Дилия Мингазова

Бюрократия и маленькие зарплаты: что волнует педагогов Татарстана

Учителя республики поделились трудностями, с которыми они ежедневно встречаются на работе. Здесь как родители, которые во всех бедах винят преподавателей, так и цифровизация, добавившая двойную нагрузку.

Бюрократия и маленькие зарплаты: что волнует педагогов Татарстана

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Цветы в слюде, упаковки конфет, ежедневники и праздничный концерт - обычное пятое октября. Но сладости и праздник заканчиваются - и продолжается учебный год со всеми его сложностями. Ко Дню учителя «Вечерняя Казань» узнала самые волнующие преподавателей республики темы. Восемь специалистов с самым разным стажем - 2, 5, 10, 15 и даже 30 лет. Но, как показали ответы, проблемы у всех примерно одинаковые. Для сохранения конфиденциальности все имена респондентов анонимизированы.

Пункт 1. Маленькая зарплата и большая нагрузка

Средняя зарплата молодого педагога в республике 3840 (и это с несколькими надбавками) тысяч рублей, рассказывал в интервью «ВК» министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин. Чаще всего опрошенные учителя главной проблемой называли этот пункт. Базовая ставка в регионе и вовсе 25 250 рублей — чтобы зарабатывать больше, нужно брать как можно больше работы.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Я выхожу с работы в лучшем случае в 6-7 вечера. А ведь мне еще нужно проверить тестовые и домашние работы и подготовиться к следующим урокам. Кто думает, что учитель работает только во время уроков и освобождается к двум часам, — глубоко ошибается. Учитель работает постоянно, круглосуточно — с тестами, уроками, домашними заданиями, родителями, детьми. А если не брать много классов, то получишь смешную для жизни зарплату, — отмечает казанский преподаватель с двухлетним стажем.

Это причина из-за которой большинство молодых коллег не выдерживают работы в школе, поделилась мнением учительница с 15-летним стажем.

Пункт 2. Бюрократия

Также часто учителя называют работу с бумагами. На бюрократию (которая даже не относится к общеобразовательному процессу) тратится очень много времени. Приходится больше заниматься документацией, а хотелось бы детьми, рассказывают опрошенные. Любое проводимое мероприятие нужно подтвердить и задокументировать. Более того, цифровизация добавила гигантский объем работы, рассказывает педагог, отработавшая в Казани несколько лет.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД«Вечерняя Казань»

Помочь с заполнением отчетов может искусственный интеллект — такой совет дает учитель с 30-летним стажем. Многие учителя, особенно старшего поколения, до сих пор заполняют ненужные бумаги самостоятельно, но процесс можно сильно упростить.

- В платформы и системы, дублирующие друг друга, нужно вносить одни и те же данные. Это не упростило, а усложнило жизнь, создав «двойную бюрократию» - и бумажную, и электронную, - уточняет девушка, работающая в школе пятый год.

Пункт 3. Ученики

Учеников все тяжелее контролировать — много времени приходится тратить на дисциплину. По словам педагога с 20-летним стажем, дети приходят в школу неорганизованными и даже «психически нестабильными». Поэтому очень много времени тратится и на установление в классе дисциплины.

Другой педагог отмечает, что ученики стали хуже себя вести, — она связывает это с тем, что из-за плотного графика родители не уделяют должного внимания своим детям. Мамы и папы становятся все дальше от дочерей и сыновей.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

А еще с приходом цифровизации дети стали зависимы от телефонов — им становится все труднее удерживать внимание на одном задании. Чтобы суметь подать им информацию, нужно искать новые подходы. А это еще больше времени к заполненному занятиями графику и многочасовой проверке работ.

Пункт 4. Родители

У ребенка двойка? Виноват учитель!

Родители «взяли тренд» винить во всем преподавателей. «Мамы и папы относятся к педагогу как к обслуживающему персоналу, что педагоги должны не только дать знания, обучить, но и воспитать достойных людей». Педагогов ругают абсолютно за все — от драки, устроенной школьником, до того, что ему просто неинтересен предмет. Но на самом деле во всем виноваты только родители, внушающие детям такое видение взаимодействие с педагогом, считает молодой учитель из района.

Кроме того, родители успевают даже вмешиваться в учебный процесс. По словам казанской преподавательницы, как только в электронном журнале ребенку ставится плохая оценка - следует ожидать звонка от родителей.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Сейчас такое общение стало очень интенсивным, а иногда и напряжённым. Много времени уходит на объяснение и защиту своих профессиональных решений, — добавила другая учительница.

Пункт 5. Статус преподавателя

К учителям относятся потребительски — и это не частная проблема. «Для родителей учителя — это безмолвная, сухая услуга; вещь в супермаркете, которую можно выбросить, поменять или съесть, — делится учитель, совсем недавно начавший работать. «Почему-то все забывают, что учитель — едва ли не главный человек после родителей и что с ним необходимо образовать тандем во имя гармоничного развития ребёнка. Вместо этого же все камни — в наш огород...» — сетуют педагоги.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Опрошенные считают, что стране нужно на самом высшем уровне взять курс на укрепление статуса учителя — тогда начнут решаться многие проблемы. Другой преподаватель с большим стажем уверен: это на самом деле просто пока не выгодно государству. Если бы учителя действительно стали важны стране, все было бы совсем по-другому.

Редакция «Вечерней Казани» поздравляет всех педагогов с профессиональным праздником! Пишите, какие проблемы не вошли в список.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей