В Татарстане думают, как омолодить науку и не забыть гуманитариев
Популяризация науки среди молодежи базируется на мерах государственной поддержки ученых и разных конкурсах. Нехватка молодых кадров говорит о том, что этого недостаточно. Любовь к науке решили прививать с детского сада.
Привлечение молодых кадров в науку – одна из приоритетных задач различных образовательных комитетов и ведомств, в том числе Академии наук Татарстана. Средний возраст лиц, имеющих ученные степени, неуклонно растет, об этом сообщил президент Академии наук республики Рифкат Минниханов. Остро стоит потребность «омолодить» ученых, для этого разработали даже инструмент – открытый конкурс на позицию профессоров Академии наук РТ. Ими могут стать активные, молодые доктора наук (до 50 лет), у которых есть признанные научные достижения.
Поток в колледжи с каждым годом растет
Как в любом другом регионе, в Татарстане работает система воспитания и подготовки кадров в интересах республики. Член комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Раиль Шамсутдинов обратил внимание, что при достаточно четких программах дошкольного, общего и высшего образования, а также системе аттестации педагогических научных кадров в ней не хватает программы для средних профессиональных учреждений, так называемых ссузов.
Автор фото: Гузель Касимова/«Вечерняя Казань»
- Любой, кто посмотрит программу, задастся вопросом, а где в ней система практико-ориентированного образования (СПО), где колледжи, техникумы? Мы все хорошо знаем, что цепочка «школа – ссуз – вуз» дает очень хорошие результаты. Это понимают и родители, поэтому конкурс на поступление в колледжи растет с каждым годом. Возможно ли в рамках года развития технологического прогресса республики разработать систему работы по СПО? - обратился с вопросом-предложением Шамсутдинов.
В ответ на замечание со всех сторон посыпались возражения, что, мол, работа в республике по данному направлению построена вполне неплохо.
- Документ для ссузов есть, и система «школа – ссуз – вуз» отражается в работе высших учебных заведений, но и сам ссуз должен принимать активное участие в том числе. Также при вузах есть среднеспециальное образование, мы проводим совместные конференции, мастер-классы, и вузы являются площадкой «Абилимпикс» (национальный центр, координирующий проведение чемпионатов профмастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья. – «ВК»), – вступилась в защиту программ образования зампред Совета ректоров Татарстана Роза Ахмадиева.
К дискуссии подключились и другие участники заседания. «Система СПО включена в программу образования, она есть и отдельным блоком», «на уровне постановления Кабмина республики создана платформа», «мы работаем как единое целое», «я считаю, что на уровне нашей республики работа поставлена, это работа хорошо курируется министерством образования». Как-то совсем таинственно данный вопрос прокомментировал президент Академии наук республики.
- Я бы ответил, но тут пресса... Скажу только, что где-то в процессе образования должна быть цифровизация, и тогда ситуация становится намного проще. Мы постараемся решить эту проблему. Напрашивается создание концепции по формировании научной компетенции личности Татарстана, начиная от детских садов, школ, ссузов, вузов. Мы как элементы науки должны присутствовать. Не зря на российском уровне появились детские научные площадки в детских садах. Нужно все систематизировать — кадры, инфраструктуру, методические пособия и так далее. Но это решается на федеральном уровне, а не региональном. То, что сейчас есть, в республике решается на самом высоком уровне, - ответил Рифкат Минниханов.
«На фоне технологического бума становится все сложнее отстаивать интересы гуманитарной науки»
Вице-президент Академии наук Татарстана Айнур Тимерханов дополнил тему подготовки кадров в контексте привлечения молодых ученых на уровень аспирантуры. Особенно национальных кадров через аспирантуру по филологическим и историческим направлениям.
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
- Не секрет, что в регионах, где на протяжении многих лет шла подготовка и по татарской филологии и истории, сейчас эти отделения закрываются. Подпитка в виде молодых студентов заканчивается – это серьезная проблема, через 5–8 лет не останется среднего поколения, которое сможет заменить тех, кто сейчас работает уже в пенсионном возрасте. Поэтому из всех мер поддержки важно предусмотреть дополнительные, может, региональные меры для привлечения на эти направления. Отдельный конкурс, может, сделать, – озвучил проблему Тимерханов.
Он также отметил, что на фоне технологического бума становится все сложнее отстаивать интересы гуманитарной науки. Логика, что если нет потребности, то это никому не нужно и не стоит тратить на это государственные деньги, – тупиковая.
- История, язык, культура во все времена, во всем мире поддерживались государством, и мы еженедельно получаем запросы, обращаем внимание, что вопросы культуры и истории очень важны, особенно сейчас, – добавил спикер.
Присутствовавший на заседании директор Международной школы Казани и депутат Госсовета Татарстана Нияз Гафиятуллин полностью поддержал выступление коллеги и задался аналогичным вопросом.
- В последние годы мы как будто заигрались в IT-технологии. Открываются инженерный лицей, IT-лицей, технический лицей. Я сейчас пытаюсь вспомнить хороший гуманитарный лицей — в голову не приходит. Что можно противопоставить качественному техническому образованию? Что у нас с углубленным изучением по гуманитарным наукам? — говорит Гафиятуллин.
Сюда относится работа с источниками, книгами, исследовательская работа, собирание информации и анализ — целый пласт работы, который за последние годы просел.
Единая платформа цифрового профиля
Вероятно, вопрос нехватки научных кадров стал настолько масштабным, что на заседании комитета Госсовета республики по образованию, культуре, науке и национальным вопросам озвучили предложение буквально «отслеживать» тех, кто защитил кандидатские. Так, депутат Людмила Рыбакова обратила внимание, что меры государственной поддержки молодых ученых и стартапы – это хорошо, однако ученые советы ежегодно выпускают кандидатов. Возможно, стоит продумать систему учета всех молодых ученых, их портфолио, перемещения и разработок, чтобы не потерялся ни один кандидат наук, который защитился.
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
- У вас должен появиться инструмент, платформа для этой задачи. Мы смотрели платформу университета УНЛ ПРОЛАБ CDIO-ФИБС, когда ребенок проявляется с детского сада, далее в школе, при поступлении в вуз, затем становится кандидатом наук. У каждого есть личный кабинет. Пока такой платформы у нас нет, она только формируется, и это одна из задач — создание научного цифрового профиля, – ответил депутату Рифкат Минниханов. – Мысль правильная, но есть ряд вопросов по созданию такой платформы и по вопросу персональных данных. Пока по ученым только количественные данные, без ПД.
Чуть позже президент академии наук уточнил журналисту «Вечерней Казани», что данные профили на данный момент есть отдельными блоками. Где-то в детском саду, где-то в школе: у каждого есть, а единого нет.
Программу «Наш двор» могут дополнить
Больше всего предложений в процессе заседания комитета было по привитию интереса к науке детям с детского сада. Помочь в этом может создание детских научных уголков.
- Мы сегодня обсуждаем, что наукой надо заниматься с детства, может, есть возможность – у нас работает хорошая программа «Наш двор». Можно строить научные детские уголки в рамках этой программы, в программе «Парки и скверы» тоже. При формировании общеобразовательных программ посмотреть детские научные площадки, сделать их в детских садах, – продолжила Людмила Рыбакова.
Президент Академии наук Татарстана очень живо поддержал инициативу и распорядился обязательно внести данное предложение на рассмотрение.
- На эту тему глаза открыли эксперты, когда приезжали обучать по программе «Лидеры России». Спрашивали, а что вы не сделаете детские научные городки? Это наше упущение. И сейчас по программе «Наш двор» надо обязательно предусмотреть площадки научные, – одобрил Минниханов.
Автор фото: социальные сети «Программа раиса Республики Татарстан «Наш двор»
Из предложений по работе на текущий год депутатом Ниязом Гафиятуллиным было предложено провести контроль-мониторинг приемных кампании и записей в детские сады и школы.
- Хорошо бы понять в срезе демографии, где есть очередь, где ее нет. Сейчас огромный спрос на школы — надо понимать масштаб проблемы и какой план есть у республики по строительству школ. Наблюдаю огромную очередь и в колледжи, в них невозможно попасть. Хотя деньги выделяются. Тоже непонятен масштаб проблемы. Хочется понять, какой в республике спрос на кадры, сколько выпускается специалистов, – предложил Гафиятуллин.
Ещё одно предложение депутата — получить срез эффективности целевого обучения в вузах.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Популярное
Находки датируются серединой — второй половиной пятого тысячелетия до нашей эры.
В Академии наук Республики Татарстан проходит Всероссийская научная конференция «Вклад отечественной академической науки в развитие российского государства в XVIII–XXI вв.».
Лечение наследственных заболеваний, методы ликвидации разлива нефти и программы популяризации наук — такие проекты были представлены молодыми умами Татарстана. Однако их реализация стоит под угрозой, поскольку на это нужны немалые средства.
Известие о новом статусе казанского научного издания пришло в год празднования 130-летнего юбилея журнала.
Популяризация науки среди молодежи базируется на мерах государственной поддержки ученых и разных конкурсах. Нехватка молодых кадров говорит о том, что этого недостаточно. Любовь к науке решили прививать с детского сада.