Взлететь над суетой: выставка «Земля» в духе русского космизма Антона Леухина
Художник зовет в космическое путешествие всякого, кто готов перестать смотреть под ноги, чтобы установить духовную связь с родной планетой. Леухин полагает, что Земля предстает перед небом так же, как душа человеческая - перед Богом.

Выпускник КХУ им. Фешина (2001) и СПГХПА им. А.Л. Штиглица (2007), преподаватель живописи в этой знаменитой академии, член Союза художников России Антон Леухин представил в Галерее современного искусства ГМИИ РТ выставочный проект «Земля», который до казанцев высоко оценили москвичи и питерцы.
Точкой отсчета для создания серии, по словам Леухина, послужили идеи русского космизма. Для тех, кто не в курсе: зародившееся в XIX веке это философское и научное течение (у истоков стояли великие ученые Федоров, Циолковский, Вернадский, Чижевский) сформировало особый взгляд на Землю как на часть космического целого. А кроме того, появилось знание о том, что планета наша - разумное существо.
Следуя этим важным максимам, Леухин изучает в своем творчестве феномен Земли, заодно приглашая к фантастическому («надпланетному») путешествию всех, кто способен отряхнуть суетный прах, мыслить высокими категориями. При этом планета в трактовке Леухина предстает взору современника освобожденной от ненужной шелухи: на картинах практически нет никаких признаков нынешней цивилизации. Только небо. Только Земля. Только чарующий свет и горизонт.

При этом ни одна работа не похожа на другую, и в обыкновенном на первый взгляд закате или восходе, полнолунии и затмении проглядывают отблески Вечности. Собственно, художественные образы полотен Леухина отражают природную закономерность: неизменная основа рисунка сочетается с флером мимолетных состояний, цветом, колоритом и вибрациями фактур. Художник использует в данной серии классические холст и масло, но технически (прозрачность слоя, фактурный мазок) добивается удивительных эффектов. При том что по сути художник создает пейзажи «природы без природы», их вселенская тайна завораживает, пробуждая чуткие души к серьезной духовной работе. Собственно, художник так и провозглашает свое творческое кредо: «Эстетика - это способ мышления. Мне не интересно то, что понятно. В картине должна присутствовать тайна».
- Антон, обратила внимание, что все представленные вами работы на выставке созданы в «круглом» формате, и оттого создается ощущение, что мы смотрим на нашу планету из иллюминаторов, словно находясь в дирижабле или даже на борту космического корабля… Расскажите, пожалуйста, подробнее о серии «Земля».
- Она еще молодая, ей всего полтора года. В Казань я привез порядка тридцати картин, а всего их более восьмидесяти. При этом цикл «Земля» не статичен: он постоянно развивается и дополняется. Названий не даю умышленно, только присваиваю им порядковые номера. Это удобно, но также дает некий отсыл к космосу (порядковые номера присваивают всем вновь открытым небесным объектам. - «ВК»).
- На этот «крючок» я и попалась! В рамках открытия вернисажа в родной для вас Казани вы также провели open-talk и авторский концерт - исполняли сонеты Шекспира. Если судить по опубликованным репортажам с других вернисажей в Санкт-Петербурге, Москве, такое сопровождение выставки, как я понимаю, не исключение, а правило?
- Да, я в последнее время в этом стандарте провожу выставки, и как вижу, такой подход - союз живописи и музыки - очень востребован аудиторией.

- То есть вы из тех художников, которые не отмалчиваются, мол, зритель пусть сам до всего доходит, и разговор с посетителем галереи важен для вас?
- Беседа с посетителями очень важна! Обычно на таких встречах я делюсь своими идеями, рассказываю, как родилась серия «Земля», что мною движет, и по опыту живого общения с аудиторией скажу, что людям действительно интересно обсудить с художником и его философию, и творческое кредо. Вообще считаю, что художник должен говорить с пришедшим на выставку человеком. Тем более что диалог помогает создать подобие виртуальной мастерской, в которой зритель не просто гость, а участник процесса. И еще такой стиль работы с публикой, мне кажется, способствует его погружению в созерцательность. Потому что серия «Земля» - для «медленного», то есть вдумчивого зрителя, который не бежит из выставочного пространства, нахватавшись «вершков», он готов к тому, чтобы задержаться в моем «поле» и попытаться для себя что-то более глубокое уяснить.
- Пожалуй, вы правы. Остановиться, оглянуться, пристальнее всмотреться в мир художника - то, что необходимо человеку в гиперскоростное время. Но я сейчас попрошу у вас подсказки: вот три тревожные работы рядом на стене в кровавом цвете. О чем это высказывание?
- Это ни в коем случае не памфлет с каким-либо социальным или политическим подтекстом! Красный - не всегда тревога: в нашей русской традиции он прежде всего означает «красивое», преимущественно - символ праздника. Конечно, возможны интерпретации, и они зависят напрямую от человека, контактирующего с картиной, и его внутренним состоянием, духовным багажом.
- Ну а главная мысль какая в этой серии заложена? И почему именно русский космизм взят за опору?
- Знаете, состояние человеческой души, состояние природы… Они откликаются на наш внутренний камертон. А в русском космизме человек рассматривается в самом большом пространстве, которое только можно себе представить. В пространстве космоса, в пространстве вечности. Для меня максимальная планка в том, чтобы побывавший на выставке зритель ощутил созвучность, понял, что он существо, напрямую к вечности относящееся. Фундаментально в философии русского космизма заложен постулат, что именно наш народ склонен к осмыслению, масштабному мышлению и некой ответственности за Землю.

- Будучи с юности знакомой с трудами основателей космизма, поделюсь жизненным наблюдением: порой люди даже не задумываются о том, что исповедуют космизм, однако это проявляется в их образе жизни и поступках. Значимость вашего художественного высказывания, думаю, в том, что вы даете далеким от философских категорий людям возможность приподняться над собой и действительно увидеть Землю в ракурсе, который мало кому доступен, разве что космонавтам. А что для вас послужило исходным толчком к космизму?
- Для меня было важным понять, как это все сообразуется с душой. У меня «исходник» простой: во-первых, я родился в Советском Союзе (в 1982-м. – «ВК»), и мы с детства собирали марки с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным, читали взахлеб статьи о космических полетах. Тема космоса была очень популярна, ее активно продвигали на уровне государства. И потом, ведь это же факт: советская космонавтика развилась благодаря трудам основателей русского космизма.
- Люди сейчас больше под ноги, условно говоря, смотрят, а не в звездное небо, и бума космонавтики что-то не наблюдается… Серия «Земля» - это ваша миссионерская попытка приподнять немножко человека?
- Не скрою, очень рассчитываю на такой эффект. Человеку надо приподняться на цыпочки, сделать некое усилие, чтобы понять - вселенная рядом, она отражается в наших глазах.
- И для усиления терапевтического эффекта от «Земли» вы используете музыку на своих вернисажах?
- А музыка действительно очень помогает! Поскольку я еще и автор-исполнитель, поэтому на своих выставках играю то, что сам люблю. Например, нынче исполнял романсы на стихи Шекспира (альбом «Доверив сердцу» из 12 сонетов Шекспира в переводе Самуила Маршака, музыка - Антон Леухин, ищите в соцсетях. - «ВК»).
- Шекспир и русский космизм - экзотичное сочетание!
- С сонетами меня словно ангел за плечо тронул: раньше никогда не считал себя музыкантом, а тут - полилось само собой. Но вовсе необязательно напрямую увязывать идею «Земли» с каким-то определенным направлением в музыке. Главное, чтобы она на душу легла.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»
- Узнала, что вы еще и актер!
- Я состою в маленьком театре поэзии и песни «Ладога», нас десять человек, есть и москвичи, и питерцы, но мы довольно активно выступаем. Например, в музее Толстого в Москве, в Старой Руссе в доме-музее Достоевского и на других культурных площадках.
Выставка «Земля» экспонируется на втором этаже Галереи современного искусства ГМИИ РТ. Маленький лайфхак: попросите смотрителя зала выключить верхний свет в зале, получите шикарный эффект присутствия на околоземной орбите.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Горсуд Набережных Челнов на два месяца отправил в СИЗО бывшего мэра Нижнекамска Рамиля Муллина. По версии следствия, экс-чиновник на своем посту провернул аферу с контрактниками на более чем 60 миллионов рублей.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.












