Культура
26 мая 16:18
Автор материала:Ольга Юхновская

Вагнер Карвальо: «А в конце мой Спартак довольно реалистично умирает»

Во время спектакля «Спартак» Нуриевского фестиваля случилось ЧП: получив травму правой руки, исполнитель одноименной партии Вагнер Карвальо выбыл из строя еще до конца первого действия, и на сцену мгновенно вышел Михаил Тимаев.

Вагнер Карвальо: «А в конце мой Спартак довольно реалистично умирает»

Автор фото: Рамис Назмиев

Настоящее боевое крещение

Травмы в балете вообще-то не редкость: артисты падают, ломают конечности, рвут связки (кстати, аналогичную травму однажды получил лет десять назад и герой вечера – премьер Тимаев, и так же во время исполнения партии Спартака). К счастью, Михаил был вечером 23 мая в театре, поскольку в спектакле участвовала его супруга, исполнительница партии Клавдии – прима-балерина Аманда Гомес. То, что артист подставил плечо товарищу и даже не разогретый включился в действие, - настоящий героизм. Спектакль не останавливали ни на минуту, а до зрителей только в антракте дошло, что на сцене появился второй Спартак, когда дирекция театра объявила о замене артиста.

Травму указательного пальца правой руки Карвальо получил во время гладиаторского боя, в котором по сценарию должен был всех победить, доказав, кто здесь главный герой. Но случай все изменил: в состоянии болевого шока в самый разгар схватки артист стремительно выбежал за кулисы, где ему оказали первую медицинскую помощь. По сведениям «Вечерней Казани», присутствовавшая на спектакле супруга раиса республики Гульсина Минниханова сразу связалась с РКБ, куда Карвальо доставила прибывшая через несколько минут скорая и где ему провели срочную хирургическую операцию.

Автор фото: Рамис Назмиев

В общем, никто никому пальцев не отрубал, как поспешила хайпануть желтая казанская пресса (чьи представители даже не были в театре в этот вечер). Приговор медиков: жизни артиста ничто не угрожает. На больничном он, вероятно, пробудет месяца три. Сегодня Вагнера Карвальо консультировал лечащий врач, скорее всего, дома Вагнер окажется завтра, сообщил редактору отдела культуры «Вечерней Казани» заведующий балетной труппой, ведущий солист ТАГТОиБ им. М. Джалиля Глеб Кораблев.

Редакция нашей газеты от всей души желает заслуженному артисту Республики Татарстан Вагнеру Карвальо скорейшего восстановления. Уверены, что к новому сезону премьер труппы будет «как новенький»!

Каких героев казанские премьеры считают идеальными

Буквально за полчаса до начала спектакля исполнители главных мужских партий – Карвальо (Спартак) и Ивенко (Красс) – пообщались с журналистами.

- В этом балете самое главное – его драматическая составляющая, и зритель ходит на казанского «Спартака», чтобы насладиться этим масштабным зрелищем и драмой. Если говорить о моем герое, то Красс – красивый, вычурный, эгоистичный, такой вот суперзлодей, — поделился своим видением Олег Ивенко. — Для меня как артиста перевоплощаться в этот образ – большое удовольствие (правда, важно потом без последствий выйти из него). Он соответствует мне по характеру и темпераменту. Партия эта довольно сложная с физической стороны, но я не имею права показать это зрителю. Здесь много сложных поддержек, танцев с кордебалетом, монологов, часто на уровне акробатики, и все это я обязан показать на высочайшем уровне, чтобы зритель ни на секунду не усомнился в том, что перед ним Красс, а не Олег Ивенко. Георгий Ковтун, конечно, создал очень зрелищный балет, он воспринимается как эффектное зрелище, и публика любит его.

- Партию Спартака хотели бы исполнить?

- Для Спартака у меня не та комплекция, тем более что у нас есть замечательный Вагнер Карвальо, он здоровый и накачанный, как гладиатор.

Автор фото: Рамис Назмиев

И тут на блиц-интервью к журналистам вышел Вагнер Карвальо.

- Какие образы вам ближе — герои или злодеи?

- Злодей мне тоже нравится, я с большим интересом осваивал роль Ротбарда в «Лебедином озере» Владимира Викторовича Васильева. Но кажется, что герой мне больше по типажу подходит.

- Считаете своего Спартака идеальным героем?

- Мне кажется, да. Он и влюбленный, и героичный, и предан брату. Трагичность тоже в нем есть: он понимает, к чему идет развязка. Партию Спартака я люблю, для артиста балета она желанная, очень приятно изображать на сцене легендарного воина.

- Что для вас технически сложно в «Спартаке»?

- Хореографию этого балета нельзя назвать очень удобной, технически она не такая комфортная, как в классике. Она требует повышенной физической выносливости, например в моей партии пять адажио, а последние девять минут вообще очень сложные – там, где я умираю по-настоящему.

- Проверим после спектакля.

И как накаркали!

Михаил Тимаев – герой и настоящий человек Театра

Своим мнением о фестивальном «Спартаке» с редактором отдела культуры «Вечерней Казани» поделилась профессор Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, самый авторитетный балетный критик страны Ольга Розанова.

- Ольга Ивановна, мы вместе были свидетелями ЧП во время «Спартака»: батальная сцена с бутафорскими мечами довела до настоящей крови…

- Постановщик казанского спектакля Георгий Ковтун - это наш питерский балетмейстер, человек неуемной фантазии и энергии, где-то ему не хватает сдерживающего начала, он как-то не слишком озабочен драматургией, то есть связующей логикой. Казанский «Спартак» — балет необычный. Кстати, у Ковтуна идет «Спартак» в Михайловском театре, но по другому сюжету. А здесь балетмейстер как бы обобщает тему родства и вражды, взяв за основу абсолютно далекий от канонического сюжет. Он использует символ Рима – образ Волчицы и двух ее детенышей, двух братьев – Ромула и Рема, которые вроде бы братья. Но потом они становятся Спартаком и Крассом, что на первый взгляд немного странно, ведь Красс и Спартак не имеют никакого отношения к этой Волчице. Но Ковтуну важна не историческая достоверность, а тема, и он ее тянет через весь спектакль. К избыточной пышности развращенной римской эпохи, где и убийства, и пиршества, привлекает и роскошный хор театра. Получилось совершенно убийственное по мощи и энергетике зрелище, олицетворением которого является Красс, человек властный и подлый. Конечно, наивно, что камнем раздора между братьями становится женщина…

- То есть для глобального, разрушающего конфликта это слишком простой повод?

- Ковтуна волнует разрушение мира - из-за вражды, из-за подлости, из-за предательства. В данном случае он наплевал на конкретику, ему важна тема, и он поставил ее достаточно мощно. И тут нельзя не сказать о замечательной труппе театра имени Джалиля. Труппа вся - первоклассная. В этом балете очень сложные сцены боев, массовых танцев, в нем много декоративного, изобразительного. Например, в развлекающих римлян танцах. Реквизит, роскошные костюмы, хореография на грани акробатики – это все изобретательно.

Автор фото: Рамис Назмиев

- Создатель не думал, насколько тяжело физически, технически артистам?

- Для них это даже полезно, ведь они открывают для себя новые возможности. Кстати, артисты с Георгием Ковутном очень любят работать, с ним интересно.

- На спектакле произошел несчастный случай: исполнитель партии Спартака получили серьезную травму и не смог продолжить участие…

- Конечно, знатоки сразу заметили, что Спартак, вместо того чтобы всех победить и наказать, неожиданно убежал со сцены. Я смотрю и думаю – почему же он убежал, как-то нелогично. Но когда вдруг на сцену вместо Вагнера вышел Михаил Тимаев, стало понятно, что случилось нечто экстраординарное. И действительно, Вагнера во время боя сильно ударили мечом по правой руке, и с шоковой болью он выбежал за кулисы. Вагнер - большой молодец, поступил как настоящий артист: не упал, не прервал спектакль, а просто выбежал со сцены.

А про Тимаева надо сказать, что это большой мастер. Вышел с ходу, не разогревшись, и сразу дуэт, сложнейшие вариации, которые Михаил исполнил на высочайшем уровне. Он показал себя настоящим человеком театра, который, не растерявшись в сложной ситуации, выручил товарища, выручил коллектив. Тимаев станцевал блестяще, я бы сказала, что это его роль – он, конечно, Спартак (мощный, размах рук, фактура, и это его роль!). Большая молодец Аманда Гомес, которая с ходу подключилась к длинному дуэту. А ведь там такие навороты! Это, конечно, мастерство: Тимаев и Гомес – станцованный дуэт, и они импровизировали, несмотря на экстренные обстоятельства. Спектакль не сорвался, публика даже не сразу поняла, что случилось.

Автор фото: Рамис Назмиев

- Безусловно, Тимаев совершил актерский подвиг! Какие еще у вас впечатления?

- Конечно, ярко блеснула мастерством Кристина Андреева-Захарова, это звезда мировая, супербалерина, которая шутя делает сложнейшие вещи, у нее невероятные вращения, она все может, все! Ее достойнейший партнер – Карвальо, он начал широко, сильно, великолепно. И красавица Гомес. Это два полярных женских образа (Кристина Андреева-Захарова в партии Ливии и Аманда Гомес в партии Клавдии.«ВК»), как Одетта и Одиллия в «Лебедином озере». Кроткая женственная подруга Спартака (Гомес) и самоуверенная циничная подруга Красса (Андреева-Захарова). При всех ранее упомянутых недостатках с точки зрения драматургии, этот спектакль очень мощный. Он идет на сцене театра с 2008 года, и публика принимает его на ура. Знаете, такая повышенная зрелищность, активная агрессивная хореография возбуждают, вызывают восторг зрителей, воодушевляют их, поэтому своеобразный, спорный казанский «Спартак» – спектакль очень интересный!

- Кстати, несколько лет назад Михаил Тимаев в партии Спартака тоже получил аналогичную травму…

- От травм никто из балетных не застрахован. Когда шел первый «Спартак» в 1956 году в Мариинском (тогда в театре им. Кирова), то артист Аскольд Макаров (на которого Якобсон и ставил спектакль) – тоже мощный и скульптурный, как Михаил Тимаев, – во время сцены штурма в казарме зацепился ногой за гвоздь и вырвал буквально кусок мяса. Мне Аскольд Анатольевич потом рассказывал, что боль была дикая, но он подумал: «А что на моем месте сделал бы Спартак? Он бы пошел дальше!» И Макаров довел этот акт до конца, потом рану заморозили и зашили. Сейчас в Мариинском восстановили «Спартак» Якобсона и тоже сделали мечи, как в Казани. Ну и отрубили одному палец, представляете? Почему бы не сделать их деревянными? Но нет, надо, чтобы искры летели, чтобы все было натурально, а публика замирала от ужаса и думала, что присутствует на гладиаторских баталиях. За сценами боев надо как следует следить, бог с ними, с этими искрами, важно, чтобы люди были целы.

Чего мы не знаем о балете «Спартак»

В буквальном смысле с просветительским словом к публике перед началом «Спартака» обратился кандидат искусствоведения, балетовед, преподаватель МГХУ им. Л.М. Лавровского Роман Володченков. Считаем важным поделиться его рассказом полностью.

- Балет «Спартак» Арама Хачатуряна — один из самых знаковых спектаклей российской сцены. История этого спектакля занимательна и интересна. Поклонники этого высокого искусства хорошо знают имена первых создателей «Спартака» — гениальных хореографов Леонида Якобсона, Игоря Моисеева и Юрия Григоровича.

«Спартак» для отечественной сцены не просто очередной классический спектакль из советского наследия, он определил этап развития всего хореографического искусства. Малоизвестно, что до Хачатуряна был создан одноименный балет, написанный грузинским композитором Тамарой Вахвахишвили. Увы, ее клавир не сохранился. Однако на ее музыку другой гений балетной сцены — Касьян Ярославович Голейзовский — совместно с известным историком и писателем Василием Яном создали свой вариант «Спартака», но каким он был, мы можем лишь предполагать, поскольку не видели этот балет.

Автор фото: Рамис Назмиев

А первый «Спартак» состоялся на сцене Лениградского государственного академического театра имени Кирова (ныне – Мариинский) в 1956 году в постановке невероятно изобретательного яркого балетмейстера Леонида Якобсона. И сегодня молодое поколение театра доказывает, что хореография Якобсона может звучать по-новому.

О постановке «Спартака» Игоря Моисеева (создателя легендарного ансамбля танцев народов мира, основанного в 1937-м) тоже знаем мало, не сохранилось ни одной кинозаписи. Разве что иногда в концертных программах, посвященных Моисееву, мы иногда видим дуэт из его спектакля.

Наконец, в 1968 году состоялась премьера самого знаменитого в истории «Спартака» балета в Большом театре в постановка Юрия Николаевича Григоровича на музыку Хачатуряна. Сегодня в Москве на Исторической сцене Большого театра проходит прощание с великим мастером, имя которого навсегда останется в сердцах всех, кто работал с великим мастером, танцевал в его спектаклях. И особенно хочу отметить, что сегодняшние исполнители главных партий в «Спартаке» - премьеры и примы Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Вагнер Карвальо, Аманда Гомес, Олег Ивенко, Кристина Андреева-Захарова были участниками конкурса, связанного с именем Григоровича, становились его лауреатами.

Автор фото: Рамис Назмиев

На Нуриевском фестивале в Казани мы увидим версию Георгия Ковтуна, который не претендует на соревнование с великими мастерами, однако это очень интересная, своеобразная постановка хореографа, который изначально думал разместить действие в… зрительном зале, и это могло быть похоже на какой-нибудь знаменитый римский амфитеатр. Тем более что Ковтун возвращает нам большие вокальные номера, написанные Хачатуряном.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей