10 июня 10:34

Автор материала: Ольга Юхновская

В Казани открылся XVII международный фестиваль тюркских народов «Науруз»

«Гамлет» из ЮАР, «Дядя Ваня» из Бразилии, «Ио» из Греции, «Царь Эдип» из Адыгеи – афиша фестиваля сулит массу удивительных открытий! Фестиваль объединит в Казани 16 театров России и мира.

пресс-служба ТАГТ им. Г.Камала

Фишка «Науруза-2025» - международные театральные коллаборации

В «Наурузе», в одном из главных театральных событий Татарстана, примут участие более тысячи человек. И все они рассчитывают на повышенный интерес зрителей! Фестиваль пройдет на восьми площадках, включая все залы нового и старого зданий ТГАТ им. Г. Камала, с 9 по 23 июня.

- Это большое событие для театральной общественности не только республики, но и всей России. «Науруз» – уникальное движение, не имеющее аналогов. Фестиваль станет праздником национальных театров, фестивалем народов, населяющих не только Россию, праздником языков, и прекрасно, когда в фойе театра можно слышать, например, греческую или башкирскую речь, - отметил в рамках большой пресс-конференции художественный руководитель форума Фарид Бикчантаев. – В 2025 году фестиваль консолидировался с Ассоциацией национальных театров России, которая основана под эгидой Национального драматического театра России (Александринского театра Санкт-Петербурга) в 2022 году по инициативе народного артиста России Валерия Фокина. Программа «Науруза» впервые представлена столь обширной географией. Каждый найдет что-то по душе – от классических произведений до современных экспериментальных форм. Кроме того, фестиваль «Науруз» – это не только возможность увидеть выдающиеся спектакли, но и уникальная площадка для обмена опытом, встреч с мастерами театра и обсуждения актуальных тем. Приглашаем всех зрителей стать частью этого удивительного события, которое объединяет культуры и вдохновляет на новые свершения.

Автор фото: пресс-служба ТГАТ им. Г. Камала

Благодаря содействию Ассоциации национальных театров России программа «Науруза» существенно обогатилась и расширилась. В рамках специальной программы параллельно пройдет XI Международная театральная олимпиада: на казанской сцене покажут постановки театров Бразилии, Греции, ЮАР, Турции, а также спектакли российских театров. Так, Александринский театр представит спектакль «Литургия ZERO» в постановке Валерия Фокина, а театр им. Г. Камала покажет золотомасочный спектакль «Муть. Мухаджиры» Фарида Бикчантаева.

Отличительная черта фестиваля нынешнего года в том, что в рамках «Науруза» впервые состоятся театральные коллаборации. Так, казанцы увидят спектакль «Дядя Ваня» Башкирского академического театра драмы им. Мажита Гафури и Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана в режиссуре Степана Пектеева (пройдет 14 июня в Большом зале нового здания Камаловского театра). Большой интерес также вызывает спектакль «Кроткая» Центра исполнительских искусств Бразилии и Лаборатории сценического искусства Колумбии в постановке режиссеров Алехандро Гонсалеса Пуче и Ма Чжен Хун. Этот спектакль сыграют на сцене Универсального зала нового здания театра Камала 23 июня (и это будет финальная точка форума).

Искрометные «Башмачки» открыли программу «Науруза»

Настоящим праздником, достойным торжественного открытия фестиваля «Науруз», стал вчерашний вечерний показ недавней премьеры Камаловского театра «Башмачки». Это первая за всю 120-летнюю историю татарского академического театра постановка на его сцене музыкальной комедии Джаудата Файзи на либретто Тази Гиззата, 130-летие которого нынче отмечает общественность.

Автор фото: пресс-служба ТГАТ им. Г. Камала

Яркий, остроумный спектакль, с тонким вкусом мастерски созданный Фаридом Бикчантаевым, откликается в сердцах зрителей. События в пьесе происходит во время Сабантуя в Старо-Татарской слободе Казани чуть более ста лет назад, костюмы и сценография способствуют ощущению атмосферы народного праздника, и в то же время ловишь себя на мысли, что по оформлению спектакль похож на изысканную шкатулку времени. Однако в канву сценического действия режиссером вплетены персонажи и элементы из XXI века, что добавляет ноту комичности, а в зале довольно часто слышен смех. Вполне очевидные временные параллели не только веселят публику, но и побуждают задуматься, что природа человеческой алчности с тех пор не претерпела особых изменений, но также и о том, что любовь способна преодолеть любые преграды. Кстати, расшитые золотом туфельки, вокруг которых возникает весь сыр-бор и суматоха, так никто и не примерит: в посыле режиссера это намек на то, что никакие богатства не стоят того, чтобы отказаться от своей любви.

Впервые поставленная в разгар Великой Отечественной войны (1942 год) в Татарском театре оперы и балета музыкальная комедия «Башмачки», несмотря на незамысловатый сюжет, очень полюбилась зрителям. Авторы оперетты и сами говорили, что хотели своим произведением поднять настроение народу. Откликнулся зритель и на современные «Башмачки» в версии Фарида Бикчантаева: спектакль проходит при аншлагах. Чему в немалой степени также способствует живое исполнение театральным симфоническим оркестром под управлением дирижера-постановщика Данияра Соколова. Более того, все партии (так же – вживую!) исполняют исключительно даровитые драматические артисты камаловской труппы (кажется, порой на зависть коллегам из оперы). Вместе с режиссером над постановкой работали художник Сергей Скоморохов, художник по костюмам Марина Марьянич, хореографы Лилия и Айрат Багаутдиновы, хормейстер Марат Яхъяев. В спектакле участвуют мастера и молодежь: Радик Бариев, Алсу Каюмова (Вазиева), Райхан Габдуллина, Ришат Ахмадуллин, Раиль Шамсуаров, Минвали Габдуллин, Гульчачак Хамадинурова, Лейсан Рахимова, Фанис Сафин, Рамиль Вазиев, Ильтазар Мухаматгалиев, Ильнур Закиров, Чулпан Назипова, Айгуль Гардисламова и Лейсан Габдрахманова.

Автор фото: пресс-служба ТГАТ им. Г. Камала

Наконец, очень символично, что Камаловский театр стоит на озере Кабан: выйдя на его набережную после спектакля зрители любуются переливающимися огнями уютной Старо-Татарской слободы. Этот дополнительный бонус дает эффект своеобразного продолжения в пространстве искрящейся юмором музыкальной комедии.

В Казани впервые покажут «Гамлета» из ЮАР

В рамках «Науруза» пройдет специальная программа XI Международной театральной олимпиады, в которую войдут постановки театров Бразилии, Греции, ЮАР, Турции, а также спектакли российских театров.

Впервые в афише «Науруза» – театр из Южно-Африканской Республики (ЮАР). Театр кукол Janni Younge Productions представит в Казани в рамках международной олимпиады «Гамлета».

- Премьера спектакля состоялась в 2022 году, затем мы показали «Гамлета» в США, Венгрии и Венесуэле, – рассказала художественный руководитель театра Джанни Янг. – В своем творчестве в первую очередь мы хотим осознать свое существование и то, как люди связаны между собой. В нашей постановке Гамлет задается вопросами цели жизни и выбора. Анимированные куклы показывают всю хрупкость человеческого существования. Мы впервые приехали в Россию и очень рады возможности показать свой спектакль в Казани, вести диалог с другими людьми на языке искусства.

Автор фото: пресс-служба ТГАТ им. Г. Камала

Уверена, что у большинства журналистов на языке крутился вопрос – «Какого цвета Гамлет из ЮАР?», но из чувства политкорректности никто его так и не задал. Ответ узнаем скоро: спектакль «Гамлет» (кстати, с возрастным цензом 16+) покажут дважды: 11 июня в Универсальном зале нового здания ТГАТ им. Г. Камала в 19:00 и 12 июня там же, но уже в 14:00.

По словам директора фестиваля «Науруз» Ильфира Якупова, в рамках фестиваля свои работы представят 16 театральных коллективов: 8 зарубежных – из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Турции, ЮАР, Бразилии, Греции, и 8 театров России – из Адыгеи, Алтая, Крыма, Татарстана, Хакасии, Чувашии, Якутии и Башкортостана.

Автор фото: пресс-служба ТГАТ им. Г. Камала

Кажется, что благодаря сотрудничеству с Ассоциацией национальных театров России и народным артистом РФ режиссером Валерием Фокиным, который также является вице-президентом Международной театральной олимпиады, фестиваль «Науруз» в недалеком будущем несколько изменит свой формат. Если в предыдущие годы он собирал преимущественно представителей тюркских народов, то теперь, ввиду масштабированной международной повестки (речь об интенсивных культурных обменах и программах со странами БРИКС), то скорее всего слово «тюркский» деликатно купируют. Ведь совершенно не исключено, что в казанском «Наурузе» будут участвовать Китай, Индия, Бразилия и другие страны.