Культура
17 октября 11:25
Автор материала:Ольга Юхновская

В Центре «Эрмитаж-Казань» открыли выставку «Юсуповы. Роскошь сквозь века»

На выставке из собрания Государственного Эрмитажа казанцам представили более 400 раритетов - от античности до шедевров начала ХХ века. Они разместились в шести залах. А еще тут поет колыбельную Сююмбике!

В Центре «Эрмитаж-Казань» открыли выставку «Юсуповы. Роскошь сквозь века»

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Ранее мы делились программой Дней Эрмитажа в Казани, приуроченной к 20-летию Центра «Эрмитаж-Казань» (пройдут с 17 по 19 октября), где центральным событием является именно открытие выставки «Юсуповы. Роскошь сквозь века».

Архитектура масштабной экспозиции и концентрация уникальных произведений искусства впечатляет: участники торжественного открытия, в числе которых была и редактор отдела культуры «Вечерней Казани», подолгу «зависали» на каждом этапе, изучая шедевры из коллекции князей Юсуповых (которая до 1917 года состояла из нескольких десятков тысяч предметов, включая западноевропейскую и русскую живопись, графику, скульптуру, фарфор, ювелирные изделия и многое другое).

Положа руку на сердце, рассказать в коротком репортаже о глобальном выставочном проекте, который команда Эрмитажа готовила 12 месяцев, просто нереально. Потому что каждому залу следует посвятить отдельную публикацию. И мы постараемся это сделать. Тем более что выставка «приземлилась» в Казани надолго: она будет доступна жителям как Татарстана, так и всего Приволжского федерального округа в течение девяти месяцев.

Многогранное собрание Юсуповых служит свидетельством сложного переплетения культур, нашедшего отражение в истории этой знаменитой семьи. Род происходил от ногайского правителя Юсуфа и имел прямое родство с казанской царицей Сююмбике (1516 – скончалась не позднее 1557), ее братья Иль-мурза и Ибрагим являются основателями рода. Поэтому, вне сомнения, сенсацией на казанской выставке стало первое экспонирование за пределами Эрмитажа портрета Сююмбике с сыном Утямышем-Гиреем, созданного в конце XVIII – начале XIX века по заказу Николая Борисовича Юсупова-младшего неизвестным художником. Здесь же размещены тактильное изображение картины для слабовидящих, а также – мультимедийная Сююмбике. Царица рассказывает о себе, о семье и по желанию посетителей поет колыбельную. Рядом расположен диффузор с ароматом «Сююмбике», созданный специально для выставки. Парфюмерная композиция, где доминируют ноты шафрана, лилии, орхидеи, иланг-иланга и бобов тонка, оживленно обсуждалась всеми дамами, пришедшими на вернисаж. Не обошлось без споров: аромат тяжеловат и скорее подходит французской гранд-даме, а не ногайской принцессе. Дамы сошлись во мнении, что в парфюме для нее должны были звучать ноты полыни, морской соли, розы и сандала, но никак не лилии и тем более орхидеи. Во всяком случае, зал Восточной коллекции Юсуповых стал одним из оживленных диспут-центров.

Кстати, на выставке представлены еще четыре специально созданных аромата: «Искусство роскоши» (звучат ноты морской соли, кожи и влажной древесины), «Чертоги изящества» (кашемир, пудровые ноты), «Княгиня Сияние» (груша, сандал, грейпфрут и ваниль) и «Коллекционер». Последний мне показался самым изысканным. Но, как известно, на вкус и цвет… Так что посетители могут составить собственное мнение о том, насколько гармонично звучат эти ароматические композиции, и даже приобрести – флаконы емкостью 30 мл продаются на выставке по 2400 рублей.

На церемонии открытия присутствовал генеральный директор российской сокровищницы Михаил Пиотровский.

- Хочу начать с благодарности всей команде «Казанского Кремля», команде Эрмитажного центра в Казани. Я только что встречался с Минтимером Шариповичем Шаймиевым, ему и Рустаму Нургалиевичу [Минниханову] огромное спасибо. Вообще принцип существования Центра Эрмитажа в разных местах связан с абсолютным вниманием первых лиц в городе, страны и так далее. Все начиналось накануне 1000-летия Казани и 300-летия Петербурга… И развивается, продолжается до сих пор! Открытие Центра «Эрмитаж-Казань» в 2005-м было не рядовым событием, остается таким и сейчас. Это был наш первый центр в России: блестящая, на мой взгляд, музейная инновация: и это не филиал, не выставочный центр, а именно совместное предприятие с Казанским кремлем и прекрасный результат совместной работы в течение двух десятков лет. Сегодняшняя выставка роскошная, совмещает в себе множество вещей, характерных именно для Эрмитажа, у которого есть три основных направления: история российской культуры в ее имперском масштабе, диалог культур (наша главная миссия) и показ шедевров. И, конечно, связанные с яркими событиями разного типа в русской истории: переход ордынской знати, условно говоря, на службу России, создавшей элиту общества, с другой стороны – великое просвещение. Николай Григорьевич Юсупов – блестящий пример вельможи, суперобразованного, при этом такого русско-восточного вельможи. Знаменитое стихотворение Пушкина «К вельможе» (а он обращался именно к Юсупову) вызвало большой скандал, потому что Юсупов такой, каков есть, – и просветитель, и крепостник. Ну и самые красивые женщины России – две Зинаиды Юсуповых, вы увидите их портреты, здесь и трагическая история дуэли Николая Федоровича Юсупова, и, конечно, Распутин (влияние на судьбу России). После революции Юсуповы (смогли вывезти двух Рембрандтов, которые сейчас в Вашингтоне) уехали из России. Создали культуру европейской аристократической моды в Европе. Сегодня в Казани открылась замечательная, полная драматических эпизодов выставка, в которой множество интереснейших вещей.

- Династия Юсуповых – пример того, как политическая и культурная история описывается и прочитывается через хронику жизни знатной аристократической семьи. Переход на сторону Москвы и обращение в христианство было важным эпизодом процесса схождения византийских и степных политических традиций, - отметил Пиотровский. - В Российской империи Юсуповы были образцом того, что может себе позволить и что берёт на себя знать. Государственному Эрмитажу выпала судьба хранить часть их универсального, как и наш музей, наследия, организовывать и участвовать в организации выставок, которые, в частности, на примере Юсуповых становятся пособиями по истории европейского и русского коллекционирования как важного элемента национальной культуры.

Отвечая на вопрос о том, есть ли на казанской выставке экспонаты, которые впервые покинули Государственный Эрмитаж, Пиотровский сказал:

- Такие предметы, разумеется, есть. Вообще кураторы очень любят делать такие заявления – впервые показывается, впервые выставлено такое-то произведение. На самом деле это не имеет никакого значения, потому что все вещи здесь показываются в совершенно ином контексте. Понимаете, мы возим не вещи из магазина, мы возим рассказ. Рассказ об Эрмитаже, и каждый раз в нем одни и те же слова будут звучать иначе. Мы привозим кусочки Эрмитажа, чтобы вы на них посмотрели. И выставка наша не о том, что «Эрмитаж приехал», а о том, что именно Эрмитаж рассказал о себе. В конкретном месте. До этого мы по-другому рассказывали об Эрмитаже в Москве и так далее. Мы всегда будем рассказывать о себе, не повторяясь.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Пиотровского также спросили, должно ли искусство переосмысливать происходящее в мире, а не только обращаться к прошлому.

- Искусство вообще всегда – про переосмысление. Я пытался сегодня в разговоре показать, сколько много разных смыслов на каждой выставке, которые делает любой музей, не только Эрмитаж. И потому это является актуальным, причем не примитивным, а достаточно сложным ответом на все, что происходит в мире. Можно долго объяснять, почему выставка безумно актуальна для тех или других. Но на самом деле она актуальна для тех, кто хочет лишний раз прикоснуться к новому рассказу о великом искусстве, и потому каждый раз мы создаем новый рассказ. На самом деле, здесь все есть, просто нужен подготовленный посетитель (другое дело, что есть много разных сегментов посетителей). А наши выставки рассчитаны на всех, однако каждый увидит что-то свое. Мы много говорим об инклюзии, и на выставке представлены замечательные вещи, то есть доступные для всех. А все в моем понимании - это инвалиды, все - это образованные, все - это необразованные, все - это слишком образованные, все - это крестьяне, все - это мусульмане, все - это буддисты, все - это злые люди, все - это добрые люди. Для всех них Эрмитаж дает, делает что-то специальное. И каждый найдет нечто свое. Тактильные копии, запахи на выставке – все это безумно интересно. Соответственно, все заложено и все можно увидеть. Но надо помнить: Эрмитаж – это большой энциклопедический музей, он не занимается пропагандой, а занимается проповедью. Мы проповедуем! В каждой нашей «проповеди» заложены разные смыслы. Мы воспитываем гордость, но не гордыню. Вот такие важные нюансы.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей