Триумф давно минувших дней: выставка русского ситца в Национальном музее РТ
Приехавшая в Казань выставка «Барановские ситцы – наш российский триумф» из знаменитого музея-заповедника «Александровская слобода» Владимирской области восхищает и печалит одновременно: былая слава русского промысла осталась в прошлом.

Сейчас днем с огнем не найдешь на прилавках эти красные, никогда не выцветающие ткани с характерным узором – смородиновым листом, турецким огурцом, бобами, земляникой, цветами. Эх, вот бы заполучить хотя бы платок из такого красного ситца! Но нет, любуемся теперь только издали.
Барановские ситцы - самый известный отечественный текстильный бренд второй половины XIX - начала XX веков. Эти ткани (наряду с палеховской лаковой миниатюрой, гжельской посудой и павловопосадским платком) сегодня по праву называют символом русской традиционной культуры. Увы, гремевший с середины XIX века на всю империю традиционный промысел иссяк к началу XXI-го, а раритетные образцы превосходных ситцев (их в коллекции музея более двух тысяч) стали музейными экспонатами. Вот и получается, что это, увы, триумф давно минувших дней.
Настоятельно рекомендую посетить выставку: когда еще увидите столько удивительного и красивого, в конце концов, русского? В экспозиции «Барановские ситцы – наш российский триумф», устроенной как большой магазин позапрошлого столетия, показаны образцы «исторических» ситцев с набивным орнаментом производства мануфактур купцов Барановых, платки, народные костюмы, различная утварь, набоечные доски, книги и даже картины (одна из них уникальна тем, что ситец использован для оформления рамы!). Представлены и ценные кроки (рисунки для ткани) французских и русских мастеров. В экспозицию включены произведения современной художницы Марины Подкопаевой и оригинальные арт-объекты Вадима Сташкевича (коники, ступы, сундуки и другие изделия, которые невероятно интересно рассматривать). В целом же это концентрированный рассказ о феномене русских Барановских ситцев и истории их производства. Как говорится, ходишь и ахаешь.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»
Было время, когда Барановские ситцы знали и высоко ценили вся Россия и зарубежье. Русские ткани получали множественные награды самого высокого уровня. «Товарищество Барановых» удостаивалось медалей на международных выставках в Лондоне (1862), Москве (1865), Париже (1867), Вене (1873), Париже (1878). Несколько раз мануфактура подтверждала свое право ставить на изделиях Государственный герб (1870, 1882, 1896). Барановские ситцы были удостоены высшей награды - Почетного диплома в Амстердаме (1883), в Антверпене (в 1885), а в 1886-ом товариществу вручили особо редкую награду - Ордена Льва и Солнца персидского шаха. На Всемирной выставке в Париже в 1889 году русские шали и платки из нелиняющего, особого пунцового оттенка ситца с набивным орнаментом французы раскупили в считанные дни. Говорят, даже новая инженерная конструкция - Эйфелева башня - не произвела на парижан такого эффекта. Тогда-то павильон Барановых и назвали «русским триумфом», а представленная ими ткань «Смородиновый лист» получила Гран-при, оставив позади все мировые мануфактурные бренды.
Мода на барановские ситцы распространилась в Европе и Азии, а в России их носили едва ли не повсеместно – в городах и деревнях, на ярмарках, так что их по праву называли народными. Особенно большую популярность завоевали шали и платки, которые делали нарядным самый скромный костюм, становясь его главным украшением. Кроме платков на мануфактурах производили и плательные ткани. Все изделия отличало высочайшее качество, но и цены не кусались.
Достигнув расцвета к концу XIX века, мануфактуры братьев Александра и Асафа Барановых составляли конкуренцию московским и петербургским фабрикам (отделения производства были в трех населенных пунктах уезда: Александрове, Карабанове и Струнино). Производства стали одними из ведущих в России, ведь фабрики производили почти пятую часть общероссийского производства хлопчатобумажных тканей.

Успешных предпринимателей-промышленников Барановых сейчас бы назвали социально-ответственными бизнесменами, ведь они кардинальным образом преобразили жизнь Александровского уезда, оказав огромное влияние на развитие Владимирской губернии. Барановы жертвовали средства малоимущим, погорельцам, выдавали замуж бесприданниц. Во всех поколениях Барановы были настоящими просветителями: на свои средства открывали школы для детей фабричных рабочих, курсы подготовки учителей, приюты, организовывали и попечительствовали гимназиям. В фабричных поселках их стараниями появлялись больницы, аптеки, богадельни для увечных пенсионеров. Щедро жертвовали промышленники на строительство храмов, уездные и губернские нужды.
После революции 1917 года и последующей национализации знаменитые барановские мануфактуры преобразовали в комбинат имени III Интернационала, но они продолжали работать как крупнейшие в России текстильные производства. На платках тогда вместо цветов и земляники неизбежно появились атрибуты времени — изображения тракторов, колес, фабричных труб и так далее. Однако новое направление просуществовало недолго, и уже в 1930-е художники вновь обратились к народному творчеству, а созданные ими рисунки получили признание в СССР и за рубежом.
К 2000 году производство остановилось: комбинат распродали, площади сдали в аренду различным фирмам, исторические корпуса разрушились. Однако не будем говорить, что всё пропало впустую. Так, музей-заповедник «Александровская слобода» сейчас участвует в партнерском проекте «Исторические ткани» в содружестве с компанией «Шуйские ситцы». Второй сезон проекта посвящен Барановским ситцам, в апреле 2025 года представлена коллекция с рисунками XIX века.

Этот проект стал для текстильной отрасли и модной индустрии прорывным событием: современным шуйским мастерам удалось в полной мере воссоздать фирменный «барановский» стиль! Из тысячи образцов раритетной коллекции музея художники отобрали одиннадцать. Их воплотили на более современной ткани (перкали), которая, впрочем, не менее натуральна, чем ситец. Исторические принты воссозданы методом современной ротационной печати, и их можно использовать для пошива одежды, изготовления домашнего текстиля, элементов декора помещений. Так что культурно-текстильный код сохранен и имеет шанс снова выйти в мир.
Выставка «Барановские ситцы — наш российский триумф» открыта для посетителей Национального музея РТ по 13 мая
Подписывайтесь на нас в Дзен!
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.
Власти республики уверяют, что повышение стоимости ЖКУ будет не таким стремительным. А начальник Госжилинспекции Тыгин считает, что большинство обращений по поводу тарифов - лишь «эмоциональное возмущение».
Долгожданная точка в деле о мошенничестве с продажей коттеджей принесла удовлетворение потерпевшим. Как и экс-главе реготделения «Справедливой России», поскольку посидеть в колонии за преступление не получится.
С 1 января 2026 года проезд в казанском транспорте вырастет до 46 рублей. Связывают это с ростом цен на топливо и дефицитом бюджета. По прогнозам, повышение тарифов будет продолжаться и дальше.












