Культура
29 мая 16:29
Автор материала:Ольга Юхновская

Тихая сенсация: впервые в Казани представлены автографы Боратынского

А еще прижизненные издания поэта, домашние альбомы с рисунками и заметками, фотографии ближнего круга известной казанской дворянской семьи, включая первого русского писателя-фантаста Одоевского.

Тихая сенсация: впервые в Казани представлены автографы Боратынского

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Всероссийская премьера выставки «Парнасское перо: автографы Е.А. Боратынского» в казанском музее основана на частной коллекции московского коллекционера Владимира Валентиновича Волкова (1952–2008) и посвящена 225-летнему юбилею поэта.

Априори: рукописи, книги с автографами знаменитых людей неизменно являются гордостью любой коллекции, ведь они несут информацию о литературных, личных и «этикетных» отношениях; открывают неизвестные факты о личности или культурном явлении, дают новое направление историко-литературным изысканиям. По замечанию Н.П. Лихачева, «подлинный автограф есть нечто живущее – частица самого автора».

К сожалению, многие автографы Е.А. Боратынского – рукописи его стихотворений и письма – за давностью лет (шутка ли, два века прошло!) утрачены. Некоторые известны лишь по публикациям в журналах и альманахах своей эпохи. Тем ценнее представить часть того, что сохранилось – подлинные рукописи и автографы поэта, неизвестные или очень мало известные для наших современников – почитателям таланта поэта, широкой публике.

- И это стало возможным благодаря собранию московского коллекционера Владимира Валентиновича Волкова. Для нас, сотрудников Боратынки, это действительно сенсационная экспозиция, настоящее сокровище, – отметила в беседе с редактором отдела культуры «Вечерней Казани» заведующая музеем Е.А. Боратынского (филиала Нацмузея РТ) Ирина Завьялова. – В частности, представлены четыре (!) из шести прижизненных изданий поэта! Собрание коллекционера Владимира Валентиновича Волкова, скончавшегося в 2008 году, бережно хранят его наследники, которые доверили коллекцию казанскому музею Боратынского для экспонирования, за что мы им крайне признательны.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Уникальность выставки «Парнасское перо» в отечественном культурном пространстве прежде всего в том, что впервые автографы Евгения Боратынского экспонируются как единое целое, как часть его биографии и творческой лаборатории, дополненные автографами его близких: жены А.Л. Боратынской, сыновей Льва и Дмитрия, дочерей Александры, Марии и Юлии, друга Н.В. Путяты, редкими фотографиями 1860-х годов лиц из ближайшего окружения.

Отдельно скажем о фотопортрете Е.А. Боратынского: эта литография, сделанная для издания А.Э. Мюнстера «Портретная галерея русских деятелей» 1869 года – дар В.В. Волкова казанской Боратынке.

А теперь давайте осмотримся. В первую очередь уделим внимание витрине, где представлены такие прижизненные издания Боратынского, как объединенные под одной обложкой «Эда Финляндская повесть» и «Пиры». Описательная поэма» (Санкт-Петербургъ, 1826), изданные в Москве «Балъ» (1828). «Наложница» (1831), «Стихи Евгения Боратынского» (1835). В каждой книге – авторские развернутые подписи. Уникально! Кстати, для общего развития читателей «Вечерки»: поэтический сборник Евгения Боратынского «Сумерки», вышедший в 1842 году, стал первой книгой стихов на русском языке. Спустя годы литературоведы признают его лучшим сборником в истории русской поэзии.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

В представленной на выставке портретной фотогалерее – сплошь раритеты. Эти небольшие, визиточного размера, снимки – из альбома начала 1860-х семьи Федора Ивановича Тютчева! Мы можем всмотреться в лица известных просветителей России: поэта, литературного критика, профессора и ректора Петербургского университета Петра Александровича Плетнева; писателя, журналиста, одного из основателей музыкознания, директор Румянцевского музея, благотворителя, князя Владимира Федоровича Одоевского; поэта, литературного критика, историка, государственного деятеля князя Петра Андреевича Вяземского (Боратынский познакомился с ним в Москве в 1825 году, посвятил князю два стихотворения); графини Аграфены Федоровны Закревской (урожденная графиня Толстая) и ее супруга графа Арсения Андреевича Закревского; княгини Веры Федоровны Вяземской (урожденная княгиня Гагарина) и многих других людей, входящих в круг Боратынского.

Каждый предмет на выставке – эксклюзив. Так, во второй витрине представлен семейный альбом с автографами членов семьи Боратынских. На раскрытой странице читаем написанные карандашом самим же Боратынским девять строк достаточно назидательного характера из своего стихотворения «Н.И. Гнедичу», впервые опубликованного в 1823 году в «Новостях литературы»:

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Еще не породив прямого просвещенья, / Избыток породил бездейственную лень, / На мир снотворную она нагнала тень, / И чадам роскоши, обремененных скукой, / Довольство бедности тягчайшей стало мукой; / Искусства низошли на помощь к ним тогда; / Уже отвыкнувших от грубого труда, / К трудам возвышенным они воспламенели / И праздность упражнять роскошно научили /…

В этом альбоме также представлены стихи сыновей, дочерей, жены поэта – Настасьи (Анастасии) Львовны, и около десяти рисунков и акварелей явно дилетантского характера. Коллекционер Волков предположил, что это рисунки одного из членов семьи, скорее всего сына Дмитрия, и что скорее всего альбом предназначался представителям молодого поколения Боратынских для приобщения их «к трудам возвышенным», то есть к творчеству.

Впервые показываются широкой публике ранее неизвестные исследователям карандашные и акварельные виды поместья Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии, в котором поэт родился. Рядышком – сделанные рукой неизвестного художника рисунки (также из альбома семьи Боратынских) цветов и расшифровка их языка. Представьте себе, полевая гвоздика означает «Ты прекрасна», а цикорий – «Могу ли я еще выбирать?». Остальные расшифровки узнаете, посетив музей.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Еще на двух лаковых миниатюрах первой половины XIX века изображены сюжетные детские игры. На первой я с удивлением увидела мальчиков, играющих в классики. Оказывается, изначально эта игра (тогда называлась «классы») была исключительно мальчишечьей, и лишь в начале ХХ века ее полностью «захватили» девочки.

Вторая картинка – «Пушечка» – снабжена интереснейшей информацией. Оказывается, при жизни Льва Николаевича Энгельгардта перед дачным домом в Мураново стояли две пушки времен Очакова, из которых в царские дни в детстве его дочь Софья Львовна производила салют. Впоследствии эти пушки достались поэту Денису Васильевичу Давыдову, который неоднократно бывал в Мураново.

Внесем ясность в родословную: Л.Н. Энгельгардт – отец Анастасии (в замужестве Боратынская) и Софии (в замужестве Путята). Мураново – подмосковное имение Энгельгардтов. После женитьбы на Анастасии здесь жил Евгений Боратынский. Ныне это музей-заповедник «Усадьба Мураново» им. Ф.И. Тютчева.

Наш совет: собираясь посетить Борытынку, не забудьте прихватить карманную лупу – она пригодится, чтобы рассмотреть в деталях рисунки и самостоятельно прочесть написанные Евгением Абрамовичем строки.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Дань глубокого уважения за поистине титанический труд и поисковые исследования следует выразить коллекционеру Владимиру Валентиновичу Волкову. Он родился в Москве, закончил Институт иностранных языков им. Мориса Тереза по специальности «французский и испанский языки», работал переводчиком в академических институтах. Центром его книжных увлечений были великие русские поэты Тютчев и Боратынский, а также круг их современников. Частые поездки в Париж помогли коллекционеру вернуть на родину многие книжные редкости первой половины XIX века, а затем издать библиофильский «Каталог литературных автографов» (2004) и «Серебряный век. Русская история в книгах и лицах» (2005). Обе книги уже стали библиографической редкостью, купить их можно только на аукционах.

О своей коллекции Владимир Валентинович рассказывал так: «…еще в студенческие годы я загорелся идеей собрать все печатные прижизненные издания русских поэтов Боратынского и Тютчева, но я не представлял, какие бездны скрыты в этих именах и как далеко уведут меня поиски именно этих книжек. В мое собрание постепенно пришли автографы Тютчева и Боратынского, которые «привели» за собой автографы Вяземского и Дельвига, Козлова и Аксакова, Давыдова и Гоголя, Жуковского и Лажечникова, Мятлева и Одоевского, Полонского и Толстого и многих других людей, знавших и друживших с боготворимым Федором Ивановичем Тютчевым и горячо любимым Евгением Абрамовичем Боратынским. Также пришли автографы их родственников, самодержавных современников, пришли автографы «с родословной» и ранее неизвестные. Собрание оказалось с чисто московскими родственными связями, кумовством, приятельством между авторами, и, по моему мнению, собрание оказалось по-московски пестрым, как русское лоскутное одеяло».

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Выставка «Парнасское перо» экспонируется в музее Е.А. Боратынского по 29 июня. Идите же не мешкая, чтобы заодно успеть насладиться замечательным садом при музейной усадьбе: здесь усилиями сотрудников Боратынки благоухают цветы (жасмины, ирисы, ромашки, розы, пионы, левкои и многие другие), которые так любили и в которых знали толк прежние хозяева дворянского гнезда.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей