Культура
26 апреля 07:45
Автор материала:Ольга Юхновская

Театральная резиденция «Особняк Демидова» зовет на юбилейные лекции

Посвященный феномену особняков в искусстве лекционный курс приурочен к 180-летию знаменитого особняка, который из бывшего центрального загса и постсоветской «заброшки» стал очагом современной культуры.

Театральная резиденция «Особняк Демидова» зовет на юбилейные лекции

Автор фото: vk.com/karenina.show

Невзирая на статус республиканского объекта культурного наследия, примечательный дом в историческом центре татарстанской столицы по-прежнему нуждается в капитальном ремонте и реставрации. Но речь на встречах пойдет о возвышенных материях, а не о том, что особняк дряхлеет на глазах.

Первую встречу посвятят особнякам в живописи (29 апреля в 19.00). Искусствовед, научный сотрудник ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, автор публикаций о национальном изобразительном искусстве Светлана Авдошина на примере творений выдающихся мастеров Василия Поленова, Ильи Репина, Виктора Борисова-Мусатова, Эдуапла Гау, Луиджи Премацции и других расскажет о том, как художники не только фиксировали оригинальную архитектуру, но также пытались запечатлеть атмосферу и дух жизни в особняках. Кстати, в мировом искусстве изображения особняков появились в XVI-XVII веках: художники создавал чертежи, схемы и акварельные этюды, отображавшие процесс строительства домов. Со временем такие произведения трансформировались в полноценные полотна. Интересно, что тема эта никогда не исчезала из изобразительного искусства, а наиболее полно раскрылась в живописи первой половины XIX века вплоть до рубежа XX века.

Автор фото: vk.com/karenina.show

Вторая лекция состоится 7 мая (начало так же в 19.00), тема – особняки в зарубежной литературе. Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков в сфере международных отношений КФУ, участница международных конференций по зарубежной литературе Жанна Коновалова рассмотрит, какую роль играли особняки в произведениях сестер Бронте, Оскара Уайльда, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, Дафны дю Дюморье, Иэна Макьюэна и других авторов. Дело в том, что особняки в литературе - это не только место действия, они выступают полноценными персонажами и символами эпохи. На лекции обсудят, почему именно в англо-американской литературе сложились особые традиции в изображении особняков и поместий.

Наконец, на третьей лекции (21 мая, 19.00) речь пойдет об особняках в кинематографе. Слушатели вместе с известным казанским кинокритиком и киноведом, преподавателем высшей категории Казанского театрального училища, программным директором и членом отборочных комиссий международных кинофестивалей Адилей Хайбуллиной вспомнят ставшие знаковыми для кинематографа старинные усадьбы, поместья и имения. Хайбуллина считает, что особняк в фильме – это и место действия, и характеристика героя, и атмосфера, и мощный художественный образ.

Автор фото: vk.com/karenina.show

Что касается казанского особняка, то считается, что он построен в 1845 году для одного из представителей знаменитого рода уральских промышленников – Анатолия Николаевича Демидова. Однако достоверного подтверждения того, что здание связано с Демидовыми, краеведы пока не обнаружили. По сведениям авторитетного исследователя Льва Моисеевича Жаржевского, здание изначально строили специально для Казанского отделения Волжско-Камского коммерческого банка (это был один из четырех крупнейших народных банков Российской империи) и никогда не использовали как жилое. Что находилось в здании после революции – тема для отдельного исследования.

Общая площадь особняка составляет 1683 кв. метров. Здесь с 1984 по 2014 годы располагался центральный ЗАГС Казани. Затем двухэтажное здание стояло по сути бесхозным, власти города пытались его продать, но безуспешно. Пока сюда не зашла команда режиссера Дианы Сафаровой. Первая же ее постановка – иммерсивное шоу «Анна Каренина» – состоялась в ноябре 2018 года, наделала много шума, получив огромный зрительский резонанс. В феврале 2021 года здесь прошла театральная лаборатория «Особняк. Трансформация», где были представлены эскизы спектаклей, часть из которых затем вошли в репертуар будущей театральной резиденции «Особняк Демидова». С тех пор репертуарная афиша неизменно привлекает казанскую творческую молодежь, да и вообще всех думающих горожан.

Автор фото: vk.com/karenina.show

К сожалению, у театральной резиденции (входит в структуру фонда поддержки современного искусства «Живой город») нет финансовых возможностей, чтобы принять на себя бремя расходов для полноценной реставрации исторического особняка. По самым скромным подсчетам, еще три года назад на это требовалось около 800 млн. рублей. Попробовать изменить ситуацию можно, если привлечь внимание широкой общественности. Да вот хотя бы прибегнув к помощи только что воссозданного после трехгодичной паузы Татарстанского отделения Всероссийского общества охраны памятников (ВООПИиК).

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей