Культура
4 декабря 13:20
Автор материала:Ольга Юхновская

Советский модернизм стал мостом культуры между Россией и Узбекистаном в Казани

Выставка «Свет между мирами» в музее-заповеднике «Казанский Кремль» посвящена малоизученному советскому – узбекскому и русскому – модернизму. Сто лет назад модернизм игнорировали, а теперь признают на государственном уровне.

Советский модернизм стал мостом культуры между Россией и Узбекистаном в Казани

Автор фото: пресс-служба музея-заповедника «Казанский Кремль»

В определенном смысле появление международного выставочного проекта «Свет между мирами» имеет большой политический подтекст. Тот самый случай, когда культура напрямую влияет на добрососедские отношения между народами и странами.

На торжественной церемонии открытия экспозиции присутствовали представители властных органов – вице-премьер РТ Лейла Фазлеева, министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, заведующий сектором креативной экономики администрации президента Республики Узбекистан Бобирмирзо Абдумажит угли Саемов, руководитель департамента креативной экономики и туризма АП Республики Узбекистан и председатель Фонда развития культуры и искусства Гаянэ Умерова, генконсул Республики Узбекистан в Казани Нодиржон Валиджанович Касимов и другие официальные лица.

Действительно, «Свет между мирами» - событие не просто неординарное, а именно выдающееся. В расположившейся в выставочных залах Присутственных мест (1-й подъезд, 2-й этаж) экспозиции представлено более 130 живописных и графических произведений из коллекций двух музеев – Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» (Россия, Подмосковье, город Истра) и Каракалпакстанского государственного музея искусства имени И.В. Савицкого (Узбекистан, город Нукус). Проект объединил два уникальных собрания, сформированных вопреки всем правилам комплектации музеев в советскую эпоху. Представлены произведения таких художников, как Александр Волков, Роберт Фальк, Александр Осьмеркин, Климент Редько, и других, кто в 1920—1930-е творил вопреки официозу, создавал альтернативную историю современного искусства в стиле авангард и поставангард.

Причем оба собрания формировались в условиях, когда многие произведения искусства оставались вне официального культурного поля. Однако спустя сто лет нам представилась замечательная возможность прикоснуться к исключительному явлению в истории мировой культуры, в котором воплотился уникальный опыт становления самосознания человека.

- У этой выставки много смысла: свет между нами всеми, между миром каждого из нас, свет между миром Узбекистана и миром Татарстана, свет между мирами 1920—30-х годов и современной Российской Федерации и современного Узбекистана, мощных, красивых, ярких стран. Данная выставка – это свет просвещения каждого из нас с вами, - отметила на церемонии открытия заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева.

Автор фото: пресс-служба музея-заповедника «Казанский Кремль»

- Произведения из коллекции музея имени Савицкого в диалоге с собранием «Нового Иерусалима» позволяют увидеть многослойную картину художественной жизни 1920–1930-х годов — времени интенсивных поисков и переосмысления роли искусства, — подчеркнула председатель Фонда развития культуры и искусства Узбекистана Гаянэ Умерова. – Нам важно, что рядом с признанными мастерами модернизма представлены работы художников, которые лишь недавно начали возвращаться в поле внимания историков искусства, открывая новые пласты культурной атмосферы эпохи. Уверена, что выставка «Свет между мирами» позволит по-новому взглянуть на наследие авангарда и поставангарда, поможет сполна ощутить ту интеллектуальную энергию, которая формировала искусство тех лет.

- Для нас огромная честь представить семьдесят работ из коллекции музея имени Савицкого, - подчеркнул завсектором экономики АП Республики Узбекистан Бобирмирзо Саемов. - В диалоге с коллекцией музея «Новый Иерусалим» они показывают интенсивный ритм эпохи в области искусства в новом обществе. Благодаря сотрудникам обоих музеев данные работы сохранились до наших дней.

Архитектура выставки последовательно выстроена в нескольких тематических разделах, отражающих поиски художников 1920–1930-х годов. Так, в разделе «Мастера нового Востока» представлены работы, формирующие образ Востока и национального модернизма (Александр Волков, Николай Карахан и другие). Портрету как хронике эпохи и исследованию типажей нового общества посвящен раздел «Лица времени». К философским поискам обращается «Метафизика 1920–1930-х», здесь представлены работы Климента Редько и Соломона Никритина, которые стремились отобразить стремительные перемещения человека во времени и пространстве, борьбу индустрии и природы, напряжение космических и земных сил, колебания радиоволн. Наконец, раздел «Открытие нового мира. Объединение «Цех живописцев» открывает духовные поиски Александра Шевченко, Ростислава Барто, Николая Витинга и их коллег, которые целенаправленно отстаивали значимость станковой живописи как носителя духовного опыта и подлинных смыслов истории на фоне увлечения индустриальным производством и дизайном. А в целом экспозиция отражает полифонию и экспериментальный дух времени, сохраняя при этом оригинальность авторских высказываний.

- Выставка полна символизма, одним из ее символов является мост: это мост между двумя мирами, между которыми – свет. Экспозиция объединяет два музея, которые находятся друг от друга за тысячи километров, но вне зависимости от времени и расстояния творческие люди всегда стремились к коммуникации, - высказала свое мнение министр культуры РТ Ирада Аюпова.

Идея совместной выставки родилась еще в 2019 году, с инициативой ее выступил музей «Новый Иерусалим», но понадобилось еще несколько лет для урегулирования международных договоренностей. Премьера проекта состоялась при поддержке правительства Московской области: «Свет между мирами» экспонировался в «Новом Иерусалиме» с мая по ноябрь 2025 года. Затем «культурный мост» переместился в столицу Татарстана. К слову, «Свет между мирами» жители и гости Казани смогут увидеть до 5 апреля 2026 года.

- Мы долго и тщательно готовили проект к открытию. Огромное спасибо, что нас сразу поддержал Фонд развития культуры и искусства Узбекистана в стремлении к тому, чтобы пролить свет на советский модернизм, чтобы сделать это искусство более видимым и популярным, - рассказала директор музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко. - А теперь у нас появились новые партнеры – коллеги из Татарстана, Казани. Уверена, посетители сделают массу новых открытий для себя.

- Для нас большая честь быть представленными в залах Казанского кремля, объекта, внесенного в список Всемирного наследия, но также и большая ответственность, - обратилась к собравшимся директор Государственного музея искусств им. И. Савицкого Республики Каракалпакстан Гульбахар Изентаева. – Наша коллекция высоко оценивается музейными институциями многих стран, в том числе России. Выражаю огромную благодарность всем организаторам и партнерам, руководству Республики Татарстан за теплый прием. Данная выставка – не просто международный проект, но и возможность вновь обратить внимание на художественные открытия, сделанные мастерами в начале ХХ века, которые остались вне официальной истории советского искусства.

Автор фото: пресс-служба музея-заповедника «Казанский Кремль»

В качестве информации: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана (ACDF) занимается сохранением, продвижением и развитием наследия, искусства и культуры Узбекистана. Находясь на переднем крае культурного развития Узбекистана, ACDF содействует развитию культурной экосистемы страны, считая, что именно культура и наследие играют жизненно важную роль в объединении сообществ, налаживании связей между поколениями и содействии межкультурному диалогу. Фонд ACDF успешно провел IV Всемирную конференцию по креативной экономике (WCCE) (2024) в Ташкенте и первый Аральский культурный саммит (2025) в Нукусе, Каракалпакстан. Фонд возглавлял участие Узбекистана в Expo 2025 в Осаке, Кансай (Япония (апрель – октябрь 2025 года)), возрождение Центра современного искусства в Ташкенте, строительство нового Национального музея Узбекистана, спроектированного Тадао Андо, а также реставрацию и частичную реконструкцию Дворца великого князя Романова. Также ACDF запустил «Ташкентский модернизм XX/XXI»: исследовательский проект по документированию и защите модернистской архитектуры города, в рамках которого выпущены две значимые публикации в сотрудничестве с RizzoliNew York (опубликована в ноябре 2024-го) и Lars Müller Publishers (опубликована в мае 2025-го). В Бухаре ACDF запустил первую Бухарскую биеннале в сентябре 2025 года. С 30 октября по 13 ноября текущего года ACDF принимал в Самарканде 43-ю сессию Генеральной конференции ЮНЕСКО. На сегодняшний день ACDF привлек более 3,5 миллиона посетителей благодаря знаковым выставкам в 17 странах: от Лувра и Института арабского мира в Париже до галереи Уффици во Флоренции, Британского музея в Лондоне и Музея дворца в Пекине. Благодаря проектам, представленным в Европе, Азии и Персидском заливе, сотрудничеству более чем с 40 международными музеями и культурными учреждениями Фонд усиливает голоса и истории Узбекистана на самых влиятельных культурных аренах мира.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей