Привет из эпохи Возрождения: в Казани проходит международный форум реставраторов
Впервые в России по инициативе ГМИИ РТ проходят уникальная научная конференция и выставка «Убранство в технике пастилья». В Казань прибыли авторитетные историки искусства и реставраторы России, Великобритании, Италии и Германии.

Представляющие ведущие научные и музейные центры страны – от ГНИИ реставрации, Центра музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Кирилло-Белозерского музея-заповедника (филиал Музея фресок Дионисия), Енисейского историко-архитектурного музея-заповедника им. А. Кытманова, МГУ (музей «Собрание»), Государственного Эрмитажа, Софийского собора Великого Новгорода и представителей реставрационных центров Италии и Германии – ученые и профильные специалисты прямо сегодня делятся в Казани результатами своих исследований, посвященных убранству в технике пастильи икон, рам, сундуков, шкатулок. Кстати, это большая редкость – считается, что всего в мире насчитывается лишь несколько сотен предметов, украшенных в этой средневековой технике, берущей начало в XII веке.
Не менее сенсационной для сообщества станет выставка «Пастилья в убранстве священных образов» в историческом особняке ГМИИ РТ в рамках международного научного форума, на которой представлены два редчайших произведения искусства конца XVII – первой половины XVIII веков. Причем одно демонстрируется впервые! Это икона «Царь Царем» и рельефный венец (иногда называют короной) Христа. Венец из собрания ГМИИ РТ состоит из обруча с трилистниками (кринами), невысокой тульи и креста на яблоке. Венцы такой формы изображены в произведениях 1670-х — начала 1700-х годов. Оба раритета находятся в собрании ГМИИ РТ, а происходят они из Троицкой церкви острова-града Свияжска.
В своем докладе «Венец с убранством в технике пастильи с иконы Спаса Нерукотворного из Троицкой церкви в Свияжске: изучение и реставрация» сотрудники ГМИИ РТ кандидат искусствоведения Оксана Лысенко и реставратор Рустем Садыков поделились с коллегами итогами своих долгих изысканий.

Так, проведенное исследование химического состава левкаса иконы «Царь Царем» дополнительно подтвердило факт того, что убор из пастильи относится ко времени ее написания. Реставратором темперной живописи Садыковым были взяты пробы с рельефного орнамента на полях, короны Спасителя, а также грунта на доске. Рентгенофлуоресцентный анализ, проведенный заведующим отделом технологических исследований Государственного Русского музея С. В. Сирро, показал, что во всех случаях иконописец использовал практически идентичный гипсовый левкас.
Казанские исследователи пришли к выводу, что создатель свияжского памятника был хорошо знаком с новым направлением русской иконописи, сформированным изографами Оружейной палаты. Этот придворный стиль, поддерживаемый государем и патриархом, постепенно проникал во все регионы страны. Вместе с тем, в образе «Царь Царем» очевидно влияние западноевропейского искусства, сказавшееся не только на использовании не характерного для московской школы последней четверти XVII века приема орнаментирования, но и на образном строе.
До недавнего еще времени пастилья была известна лишь узкому кругу специалистов, хотя прием декорирования применялся с XII века. Наибольшее распространение орнамент из пастильи получил в Италии, где им украшали священные образы и их оклады, а также рамы, сундуки и шкатулки. Техника создания объемного узора из жидкого левкаса подробно описана в труде Ченнино Ченнини «Книга об искусстве или трактат о живописи». Знаменитый флорентийский художник называл пастилью украшением живописи.

Техника пастильи сложна и трудоемка. Владение ею обогащало художественный язык иконописца и давало возможность вывести изображение из плоскости в трехмерное пространство. Начиная с XIII века пастилью широко использовали иконописцы Кипра и Синая. В XVI веке рельефным орнаментом из левкаса украшали священные образы русские иконописцы, заимствовавшие технику пастильи у западноевропейских мастеров. Однако вплоть до XIX века этот прием орнаментации в России применялся мало. Поэтому украшенные пастильей православные русские иконы встречаются в музейных и частных собраниях крайне редко.
Термином «пастилья» обозначают целый класс предметов итальянского декоративно-прикладного искусства эпохи Возрождения. Их создавали в технике лепного рельефа, который имитировал резьбу, и покрывали красками. Из-за хрупкости до наших дней сохранились лишь редкие экземпляры.
С итальянского языка «пастилья» (pastiglia) переводится как «комок теста, лепешка». Чтобы создать пастилью, мастера сначала получали карбонат свинца из соединения свинца с парами уксуса. Затем смешивали с сульфатом и связующим веществом из яичного желтка. Когда консистенция смеси становилась похожей на тесто, ее формировали в индивидуальные элементы. С помощью свинцовых форм пастилью наносили на предварительно позолоченную деревянную основу с клеем на основе коллагена из кожи кролика. Иногда в материал добавляли ароматическое вещество — мускус. Об этом свидетельствует альтернативное итальянское название техники — «мускатное тесто» (pasta di muschio/moscho). С помощью этой пасты мастера лепили рельефные фигуры и декорировали ими разнообразные предметы.

Часто композиции и орнаменты создавали на религиозные и мифологические темы. В эпоху Возрождения в Италии в технике пастилья декорировали панели сундуков кассоне для тканей, шкатулки кофанетти, предназначенные для хранения ценных предметов, и даже массивные рамы для картин. До наших дней сохранилось всего около 290 небольших шкатулок, созданных в этой технике.
Пастилья крайне редко встречается в частных коллекциях: уникальные изделия хранятся преимущественно в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Национальном музее Ренессанса в Экуане (Франция), во Дворце изящных искусств в Лилле, Национальном музее Средневековья (Музей Клюни) в Париже, Рейксмюсеуме в Амстердаме, музее палаццо Даванцати во Флоренции и других центрах мировой культуры. Кстати, экспертам известен единственный сохранившийся триптих, выполненный в технике пастильи, созданный в мастерской так называемой кливлендской шкатулки, или мастерской главной берлинской шкатулки. Он изображает сцены из жизни Христа и Богоматери, а также в него входит критская икона Богоматери с Младенцем. Недавно это произведение экспонировалось в «Центре искусств. Москва».
Вооружившись этими знаниями, теперь каждый казанец должен поспешить на выставку «Пастилья в убранстве священных образов», торжественное открытие которой состоится в рамках конференции, а для широкой публики уникальные экспонаты станут доступны с 19 ноября в главном здании ГМИИ РТ.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Горсуд Набережных Челнов на два месяца отправил в СИЗО бывшего мэра Нижнекамска Рамиля Муллина. По версии следствия, экс-чиновник на своем посту провернул аферу с контрактниками на более чем 60 миллионов рублей.
С января в республике тарифы на ЖКУ вырастут на 1,7%, а в октябре — на 18,2%. А небольшие УК могут обанкротиться из-за изменений правил УСН и перехода на общую систему налогообложения, что снова может привести к повышению цен.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.












