Культура
22 октября 14:15
Автор материала:Ольга Юхновская

Олег Ивенко: «Все гении в определенном смысле имеют отклонения от нормы»

После мировой премьеры балета «Пуаро» звезда сцены Олег Ивенко намерен выпустить шоу о великих иллюзионистах ХХ века. Подробности – в эксклюзивном интервью, которое Ивенко дал редактору отдела культуры «Вечерней Казани».

Олег Ивенко: «Все гении в определенном смысле имеют отклонения от нормы»

Автор фото: пресс-служба фестиваля StagePlatforma

Мировая премьера одноактного балета-детектива «Пуаро» состоится 5 и 6 ноября на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля на VIII фестивале современного балета StagePlatforma, чьим худруком выступает заслуженный артист РТ, премьер Олег Ивенко.

Также в афише фестиваля –  балет «Тесла» (премьера 2024 года). Программы обоих вечеров идентичны: в первом отделении – электрическая поэма «Тесла», во втором – «Пуаро». Балет «Пуаро» создан по заказу фестиваля композитором Эльмиром Низамовым и хореографом Александром Сергеевым (Санкт-Петербург). Жанр балета необычен: это танцевальное расследование, в котором одни и те же события «рассказываются» разными участниками. Известному сыщику Пуаро (Олег Ивенко) предстоит раскрыть преступление, совершенное много лет назад, и выяснить, кто же убил художника Эмиаса.

Автор фото: пресс-служба фестиваля StagePlatforma

Напомним, что эпизод «Пять поросят» из первого сезона знаменитого сериала «Загадочные убийства Агаты Кристи» раскрывает захватывающую историю о расследовании гибели художника Эмиаса Крейля. В этой серии Эркюль (настоящее имя бельгийца - Геркулес) Пуаро докопался до истины, разобравшись в деталях убийства 16-летней давности.

Спектакль «Пуаро» станет дебютом хореографа Александра Сергеева на фестивале StagePlatforma. Ведущий солист Мариинского театра, Сергеев с 2019 года очень успешно работает как хореограф. В репертуар Мариинского театра вошли его постановки «Двенадцать» (2022) на музыку Бориса Тищенко, «Коппелия» (2024) Лео Делиба, «Концертные танцы» (2024) на музыку Игоря Стравинского, а также отдельные номера и хореографические сцены в операх. 

Сценографию и костюмы к спектаклю создал театральный художник Леонид Алексеев (Санкт-Петербург), ранее работавший с Александром Сергеевым в Мариинском театре над спектаклями «Двенадцать» и «Коппелия». В портфолио Алексеева также работы в МХТ им. А.П. Чехова, Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, Школе-студии МХАТ и других театрах. 

Главные партии в спектакле исполнят: Пуаро – Олег Ивенко; художник Эмиас – Александр Сергеев, Антон Полодюк; жена Эмиаса – Каролина Заборне, Екатерина Федотова; Эльза, любовница Эмиаса – Кристина Андреева-Захарова, Алина Фейзрахманова; Блейк – Вагнер Карвальо; Анджела – Дина Набиуллина, Анастасия Власова; мисс Уильямс – Александра Елагина, Нина Семина

Создатели балета отказались от записи фонограммы: спектакль «Пуаро» пройдет в живом сопровождении рояля (за ним увидим автора музыки, лауреата премии президента РФ маэстро Низамова!), контрабаса и ударных.

- Олег, кто в балете исполнит партию художника?

- Александр Сергеев и Антон Полодюк. Всего в нашей команде девять человек. Очень выразительную сценографию придумал художник Леонид Алексеев, она погружает нас в эпоху. Но наш балет – не настолько костюмированное зрелище, как в известном сериале о Пуаро, а скорее лаконичное преображение ситуации.

- Задача непростая, ведь зрители поневоле будут сравнивать новый балет с сериалом «Загадочные убийства Агаты Кристи», шедшим 17 сезонов. Как выглядит Пуаро, кажется, знает каждый землянин. К тому же если говорить о «Личностях Миллигана» и «Тесле», то эти постановки интерпретировали все же реальные истории. А тут – литературный персонаж. По фильму, это весьма упитанный господин с характерной внешностью. Каким Пуаро вы предстанете перед зрителями? Это будет характерная партия, скажем, как Модеста Петровича в балете «Анюта», которую вы нынче исполняли на Нуриевском фестивале, или же идеалистическая, героическая?

Автор фото: пресс-служба фестиваля StagePlatforma

- Конечно, мы отдавали себе отчет в том, что публика невольно будет сравнивать героя балета и главного персонажа сериала в великолепном исполнении Дэвида Суше, чей образ знает весь мир. Но мы решили, что наш Пуаро будет достаточно молодым, ведь это его первое дело после переезда из Бельгии во Францию, он только-только начинает карьеру дипломата. Поэтому - никаких накладных животов (смеется), но примечательные усы – да. Кстати, обращаюсь к зрителям: мы горячо приветствуем всех, кто продумает свой дресс-код в стилистике эпохи Пуаро!

- Своего персонажа Агата Кристи наделила обсессивно-компульсивным расстройством (невроз навязчивых состояний – мыслей и действий). Это отразится как-то в вашей пластике или сей факт опустите?

- Собираю персонажей для своих балетов, наверное, именно из-за их гениальности в определенной сфере. Кстати, доподлинно известно, что и у реального Теслы было ОКР! То есть перфекционизм на грани заболевания. Все гениальные люди, кажется, имеют какие-то отклонения, особенности. А уж как ты покажешь педантичность своего героя (Пуаро в частности) — другой вопрос. Это прежде всего идея хореографа, я – только исполнитель. Давайте пока сохраним интригу до премьеры (улыбается). Мне кажется, что каждый поймет сам для себя эту историю. Мы делали балет таким, чтобы людям было интересно: что же в итоге произошло, почему он стал таким знаменитым.

- Музыкой Эльмира Низамова к «Пуаро» вы довольны?

- Более чем! К тому же мы отказались от фонограммы, Эльмир будет сам играть оба вечера! И если говорить об атмосфере начала ХХ века, то попадание в точку, как во времена черно-белого немого кино, когда во время сеансов играли таперы. Эльмир со товарищи будут частью спектакля. Это интересное решение: живой маленький оркестр внутри постановки, прямо на сцене, как единый ансамбль с нами, танцовщиками, и он будет с нами даже взаимодействовать.

- Опять ваш любимый стиль – кинобалет!

- Конечно! На сцене также разместим параллельный экран. Финал будет весьма эффектным, но неожиданным для тех, кто знает классическую версию эпизода «Пять поросят».

- Взяться именно за балет о Пуаро, чей уникальный образ зиждется на литературной и кинематографической основе, – смелая заявка. Помнится, в прошлом году вы говорили о планах создать балет о каком-то великом художнике…

- Поступала заявка от Алессандро Каггеджи, который предложил поставить балет о Пикассо. Но после долгих размышлений мы поняли, что рассказ о художнике не станет нашим эксклюзивом. Уже по тому, что есть эпохальный, мощный балет Бориса Эйфмана «Роден». И что бы мы ни сделали, люди все равно сказали бы: да, интересно, но все же похоже на то-то и то-то. А зачем нам быть чьей-то тенью? Если говорить о «Пуаро», то у нас с Сергеевым вначале была идея сделать «Восточный экспресс», но потом решили, что именно в эпизоде «Пять поросят» есть персонажи, которых нашими силами можно максимально интересно подать и раскрыть. А «Восточный экспресс» мы отложили на потом.

- Наверное, вопрос в размахе финансирования тут не последний, если не ключевой?

- Вы правы, если бы бюджет фестиваля составлял 40 миллионов, то можно такое напридумывать! Но мы исходим из лимита в 12—15 миллионов. Эти средства минимальны: надо создать спектакль, оплатить работу хореографа, композитора, артистов, аренду оборудования, репетиционного и зрительного залов, заплатить помощникам режиссера, монтировочной бригаде и световикам. Спасибо директору театра Рауфалю Сабировичу Мухаметзянову, который идет навстречу и предоставляет площадь по минимальным расценкам, нам очень помогает благотворительный фонд Татнефти, министерство культуры республики в лице Ирады Хафизяновны Аюповой.

- Олег, на фестивале публика увидит балеты «Пуаро» и «Тесла». А какова судьба «Личностей Миллигана»? Собираетесь продвигать эту постановку?

- Да, чтобы она не «томилась», не залеживалась в «запасниках», планирую во второй части этого сезона показать этот балет. Наверное, возьмем на один день аренду зала нашего театра.

- Мы с вами еще пару лет назад обсуждали, что «Личности…» надо снять на кинопленку. Оттягивать нельзя, пока все участники балета в силе, молоды! Неизвестно, как вообще жизнь повернется. Скажем, появятся деньги лет через пять, а вы все уже другие.

Автор фото: пресс-служба фестиваля StagePlatforma

- Вы правы. До сих пор руки не дошли: нужны средства. Через пять лет мне будет 37, но я не уверен, что смогу исполнять сложнейшую партию в «Личностях Миллигана». Конечно, задумываюсь о будущем вне сцены, после завершения карьеры танцовщика. По крайней мере, вижу себя продюсером, смогу взять других ребят на эту постановку.

- Не дожидаясь премьеры «Пуаро», все равно спрошу о планах на следующий год. Наверняка уже обсуждаете новый балет?

- Приоткрою тайну для читателей «Вечерней Казани»: есть задумка поставить балет о двух великих иллюзионистах ХХ столетия. Главные партии будут исполнены мной и солистом Большого театра Игорем Цвирко. В качестве хореографа приглашен наш друг Олег Габышев.

- Головокружительная идея! На ум сразу приходят имена великих магов - Гудини, Копперфильд, Калиостро, Геллер, Крис Энджел, династия Кио.

- Обещаю: без элементов эффектного шоу не обойдемся. Мы уже приглашаем для консультаций профессионалов-иллюзионистов, чтобы они помогли воплотить на сцене все наши шикарные задумки и идеи. Публике недолго ждать: всего-то год!

Напомним, Олег Ивенко создал фестиваль современного балета StagePlatforma в 2018 году. Основные задачи проекта – объединение талантливых танцовщиков и хореографов и создание платформы для реализации их творческих задумок, популяризация искусства современной хореографии среди широкой, в том числе молодежной, аудитории. С 2022 года фестиваль ежегодно представляет вниманию зрителей мировые премьеры балетных спектаклей: по заказу проекта были созданы психологический балет-триллер «Личности Миллигана» (композитор Эльмир Низамов, хореография лауреата «Золотой маски» Олега Габышева, 2022—2023) и одноактный балет «Тесла» (2024, те же авторы). Балет «Тесла» посвящен одному из самых известных деятелей науки ХХ века, изобретателю Николаю Тесле. Это очень яркое выразительное произведение, и если вы его еще не видели, то сейчас не упустите шанс.

Автор фото: пресс-служба фестиваля StagePlatforma

В основе сюжета балета «Тесла» лежит реальный эпизод, связанный с периодом работы Николы Теслы у американского изобретателя и предпринимателя Томаса Эдисона, который на словах поддерживал молодого сербского иммигранта, а на деле присвоил ряд его разработок. Хореография спектакля основана на современной пластике с включением элементов классической балетной лексики. В спектакле четыре главных героя, один персонаж из них – фантастический: это опасное и манящее Электричество. Когда в прошлом году на премьере в этой партии вышла прима-балерина Кристина Андреева-Захарова в сверкающем комбинезоне из черного латекса, зал ахнул. Это было экспрессивное, эффектное, ошеломляющее явление. На фестивальных показах в роли Теслы выступит сам Олег Ивенко. Партию Эдисона исполнят премьер казанского балета, заслуженный работник культуры РТ Антон Полодюк и заслуженный артист России, обладатель «Золотой маски», хореограф-постановщик спектакля Олег Габышев (Санкт-Петербург). В роли Электричества увидим Кристину Андрееву-Захарову и бразильянку Каролину Заборне. Сценографию и костюмы к «Тесле» создал Елисей Шепелев (Москва). Художник по свету – Владимир Коваленко.

В разные годы в фестивале принимали участие солисты и артисты балета ТАГТОиБ им. М. Джалиля, а также столичные исполнители – Александр Могилев, Михаил Лобухин, Владимир Варнава, Георги Смилевски-младший, Ксения Шевцова, Руслан Савденов, Дину Тамазлакару, Алессандро Каггеджи, Марсель и Мария Нуриевы, Нурбек Батулла и многие другие. С 2022 года фестиваль ежегодно представляет мировые премьеры. По заказу StagePlatforma созданы двухактный психологический триллер «Личности Миллигана» (2022—2023), одноактный балет «Тесла» (2024).

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей