20 июня 10:34

Автор материала: Ольга Юхновская

MOÑ завершает сезон: сначала «Видимо-невидимо», а потом - борьба «добра со злом»

Театральная площадка MOÑ выводит на сцену сельских подростков в трех спектаклях по итогам театрально-педагогического проекта «Видимо-невидимо», а под занавес сезона покажет «Петрушку» Варнавы и «Снегурочку» Дениса Осокина.

фонд «Живой город»

Показы в рамках третьего сезона «Видимо-невидимо» пройдут 21 и 22 июня на театральной площадке MOÑ. А вот четвертый сезон социально значимого проекта пока под вопросом: ау, меценаты!

О чем мечтают сельские подростки

Вкратце о сути проекта «Видимо-невидимо». Команды режиссеров выезжают в села Татарстана, проводят одну-две недели с местными школьниками, занимаясь с подростками по методу «театра горожан». Который, как известно, включает в себя театральные игры на развитие личности, навыков общения, а также воображения и осознанности. В результате игр-тренингов возникают короткие сценки, которые затем режиссеры преобразуют в постановку.

В 2025 году по результатам open-call в проекте приняли участие школьники сел Большие Кибячи Сабинского района, Усады Лаишевского района и Наласа Арского района. Спектакли с ребятами поставили казанские режиссеры, драматурги и педагоги Ильнур Гарифуллин, Камиль Гатауллин, Ай Ахметова, Дина Сафина, Талия Тухфатуллина, Асель Багаутдинова и Зулейха Камалова. Первые показы прошли 17 и 18 июня в селах - для друзей, родителей и учителей, а в предстоящие выходные они состоятся на театральной площадке MOÑ в Казани для широкой публики. 

Первый спектакль пройдет в субботу, 21 июня. Это спектакль-перформанс «Дуслар җыелган җирдә» («Игра с друзьями»), созданный со школьниками села Большие Кибячи (начало в 14:00). Границы мировоззрения детей города и деревни почти идентичны. И мечтают они все примерно об одном, но есть два различия. Первое - это место их взросления. Село Большие Кибячи - это десятки километров невероятной природы, с которой дети разговаривают на «ты». Это поколение технического прогресса и единения с природой. Второе - им придется покинуть родные края, чтобы продолжить обучение. Здесь команда режиссеров и нащупала болевую точку, потому что многие не хотят уезжать с малой родины, покинув дом и родителей, но больше ребят огорчает грядущее прощание с друзьями. Над спектаклем работали в качестве режиссеров и педагогов известные казанские актеры Ильнур Гарифуллин и Камиль Гатауллин.

Автор фото: фонд «Живой город»

Также в субботу, 21 июня, в 17:00 милости просим на комедию характеров «Открытый микрофон. Teens», созданный со школьниками села Усады. Участники пробуют работать с такими формами, как шутка в одну строку (ванлайн), история и стендап, а также учатся делиться взглядом на мир через юмор, ведь он спасает даже в темные времена. Творческую команду постановки возглавили режиссеры и актрисы Ай Ахметова и Дина Сафина.

В воскресенье, 22 июня, в 15:00 покажут сказку «Наласа әкиятләре», созданную со школьниками села Наласа. Участники придумали про родную деревню волшебную историю, вплетая в ее канву личные переживания. Что тут правда, а что вымысел – решат зрители. Руководители постановки - Талия Тухфатуллина, Асель Багаутдинова, Зулейха Камалова.

Важно: вход на спектакли бесплатный, но по регистрации.

Напомним, что проект «Видимо-невидимо» впервые прошел в 2023 году при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Из 35 заявок командой режиссеров-педагогов фонда «Живой город», театральной площадки MOÑ и магистрантов социального театра ГИТИСа отобрали 4 школы (село Новотроицкое Тукаевского района РТ; Богородское Пестречинского района; Кият и Новые Чечкабы Буинского района). В результате появились такие спектакли, как «Яблоневый сад», «Киятская коса», «Так се вечеринка» и «Чисто чиста». В Казани эти постановки увидели более 400 зрителей. А «Чисто чиста» со школьниками села Новые Чечкабы (Яңа Чәчкәп) даже показали на фестивалях «АртМиграция» (Казань), «Каракуз» (Альметьевск), «Иҗат Биләр Форум» (Билярск). 


В 2024 году проект реализовали при поддержке благотворительного фонда «Татнефть». Из 50 заявок отобрали три школы Балтасинского района (села Бурбаш, Нуринер и Ципья). Три команды казанских режиссеров, драматургов и хореографов создали три спектакля в формате «театра горожан» с участием школьников: «Ишет мине / Услышь меня», «Сөйлә / Говори», «Уен? Игра?». Спектакли увидели более 600 зрителей.

Однако сейчас проекту снова требуется поддержка социально ориентированных предприятий и бизнеса. Жаль, если замечательная идея заглохнет из-за отсутствия финансирования.

Закрытие сезона: Владимир Варнава, Нурбек Батулла, Денис Осокин

Перед уходом на летние каникулы театральная площадка даст ударный хитовый блок.

Первый в этой тройке – русско-татарский музыкальный ситком МОҢ (26 июня). Жанрово спектакль очень близок к лирической комедии, персонажи которой ведут диалог на двух языках. По сути, зритель становится свидетелем одной затянувшейся репетиции музыкальной группы, которую раздирают внутренние противоречия и внешние обстоятельства непреодолимой силы. В спектакле участвуют обладатель «Золотой маски» хореограф Нурбек Батулла, актрисы Анастасия Радвогина и Лилия Масгутова. По отзывам уже видевших постановку зрителей, они ощутили настоящий драйв. Ну еще бы, комедия положений вкупе с заложенным в ней глубоким смыслом соединена с зажигательным концертом!

Автор фото: фонд «Живой город»

27 июня - «Петрушка» и сам Владимир Варнава, ярчайший представитель современной хореографии в России. Исполняемый им персонаж больше похож на Джокера, а сценический перформанс – скорее, танцевальный стендап, а вовсе не классический балет, как вы могли подумать. Здесь поясним, что премьера одноактного балета «Петрушка» композитора Игоря Стравинского на либретто Александра Бенуа в постановке Михаила Фокина состоялась во время «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже в июне 1911 года на сцене театра Шатле.

В аннотации к спектаклю специально указано: «Петрушка» - это схватка добра со злом (и казанцев с москвичом)», а сам Варнава поясняет: «Данный перформанс - деконструкция спектакля «Петрушка», трансформирующая классическую постановку в вывернутую наизнанку игрушку, превращающая оригинальный танцевальный текст в стендап-репетицию, открытый диалог со зрителем на тему того, как было раньше, что было потом и как стало теперь».

Автор фото: фонд «Живой город»

Танцовщик, хореограф и режиссер Владимир Варнава - лауреат национальной театральной премии России «Золотая маска» в номинации «Балет / мужская роль» (2011, 2014); победитель конкурса молодых хореографов международного фестиваля современной хореографии «Context. Диана Вишнёва» (Москва, 2013); лауреат национальной театральной премии «Арлекин» (2011). С 2012 года работает в Санкт-Петербурге, автор постановок в Мариинском театре и Пермском театре оперы и балета имени П.И. Чайковского, хореографии в спектаклях Александринского театра. Поставил ряд работ для солистов музыкальных театров. Постановщик и член жюри на ТВ-проектах «Лига танца», «Танцы со звездами» и «Новые танцы на ТНТ». Автор хореографии в сериале «Балет» видеосервиса Wink. Спектакль, вокруг которого строился сюжет сериала, вошел в репертуар Театра Станиславского и Немировича-Данченко под названием «О природе».

Последний аккорд сезона: лиричный спектакль на границе реальности и мечты «Снегурочка» («Луманзе») покажут 28 июня. В постановке звучат тексты поэта Весы Сергеева и писателя Аиста Сергеева (псевдонимы известного казанского писателя Дениса Осокина).

Творческая команда: режиссер Андрей Опарин (Ижевск), Денис Осокин (автор), художник по свету Эмиль Авраменко (Самара, лауреат «Золотой маски»), медиахудожник Алиса Гулканян (Казань), хореограф Настя Лаврентьева (Самара), актриса Алина Ходжеванова (Москва, театр «Школа драматического искусства, лаборатория Дмитрия Крымова), актриса и клоунесса Елена Качиашвили (Казань), актриса Алина Опарина (Ижевск), актриса Светлана Косульникова (Казань), а также младшее поколение актеров – Ваня Опарин, Поля Лаврентьева, Шура Опарина.

Автор фото: фонд «Живой город»

Внимание! После показа состоится обсуждение «Снегурочки» с Денисом Осокиным и творческой командой постановки.