Культура
13 октября 16:18
Автор материала:Ольга Юхновская

Контрастный «душ» из фовизма и соц-арта на выставке «Вечная любовь» в «Хазинэ»

Как под крылом татарского живописца, представителя классической школы Азата Байбекова двое его сыновей сформировались в художников совершенно иного направления – в последователей фовизма и сюрреализма, однако, большая загадка!

Контрастный «душ» из фовизма и соц-арта на выставке «Вечная любовь» в «Хазинэ»

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Выставка «Вечная любовь» в НХГ «Хазинэ» ГМИИ РТ приурочена к двум юбилеям: к столетию со дня рождения Азата Байбекова (родился в декабре 1924 года), а его старший сын Ильдар Байбеков нынешним летом отметил 70-летие. Жаль, не смог выбраться из Лондона на выставку в Казань со своими работами «младшенький» - 63-летний известный сюрреалист Ринат Байбеков. Его произведения придали бы вернисажу дополнительный шарм, но и без того экспозиция «качает» пространство своей контрастностью.

Открывают выставку два зала с произведениями Ильдара Байбекова. В своих работах мастер последовательно развивает модернистскую фигуративную живопись. Он виртуозно сочетает традиционные образы и национальные мотивы с авангардными художественными подходами. В сопровождающей экспозицию аннотации указано, что «творчество художника отражает жизненные ценности, семейные устои и сельскую тематику. Его картины привлекают внимание благодаря ярким цветам, выразительным образам и глубокому национальному духу, оставаясь важной частью культурного наследия татарского народа». 

Автор этих строк побывала в «Хазинэ» за час до официального открытия вернисажа. Делюсь личными ощущениями. Поначалу некая ироничность сюжетов вкупе с буйством красок Ильдара Байбекова, яркого последователя фовизма (и кто бы мог подумать, что, зародившееся во Франции в начале ХХ века и просуществовавшее не более пяти лет, это направление получит реинкарнацию на земле Татарстана в наше время!) и импрессионизма, буквально парализует зрителя. Стоишь как вкопанный! Настолько все не похоже и в то же время – узнаваемо.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Творения Ильдара – это взрыв, извержение сочной палитры и вечный праздник. Невзирая на серые краски повседневности, художник неизменно видит в окружающем мире нечто особенное. И не так, как остальные. При этом он не переписывает, не переподчиняет и не переделывает мир вокруг себя: парадокс в том, что именно таким он его и видит! В свои 70 Ильдар Байбеков дает пример оптимизма наперекор всем и всему. Такова философия мастера – видеть Свет даже в вязком тумане повседневной рутины. Логично, что вслед невольно откликается, подзаряжается, ободряется и зритель, пусть даже он и не сведущ в тонкостях художественных стилей.

Насыщенные множеством деталей произведения Ильдара Байбекова изучать нужно вдумчиво, без спешки. И тогда замысловатые узоры из брызжущих энергией красок сплетаются в колоритный национальный орнамент, словно в венок ассоциаций. И все это – не чужеродное, а наше, родное! То, что лежит в основе народного архетипа, - и сказки, и быт, и легенды…

Вот представьте: Тукай как щеголь - в красных туфлях, а курносый очаровашка Шурале - с маникюром («Габдулла Тукай. Посвящение музе», 2006), заурядный для кого-то сбор картошки похож на феерический мексиканский карнавал («Праздник. Сбор картофеля», 2023-2024). И насколько жизнеутверждающие такие картины автора, как «Наш папа вернется с войны» (2008), «Любимый рецепт хозяйки» (2018), «Весна пришла» (2020), «Легко ли быть молодым» (2018) и «Дом, который построил сын» (2015), причем на крыше этого самого отчего дома играют на скрипочках крохотные ангелы! А на полотне «Универсиада. Перед стартом» (2013) вокруг царицы Сююмбике кипит целая вселенная, включая «мелких» древнеегипетских богов и греческих олимпийцев.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

В первых двух залах выставки «Вечная любовь» представлены 47 произведений автора, созданные им с 1990-х по наши дни. Но как же они контрастируют с работами отца – классического представителя соц-арта Азата Мухамедовича Байбекова (1924–2011). Пятнадцать полотен уважаемого мастера расположены в третьем зале: в основном это программные работы, возможно, созданные по госзаказу («Ленин после первой ссылки», «На почте», «Медицинская комиссия» и так далее). Есть и небольшая галерея великолепных портретов – легендарного снайпера ВОВ Анатолия Чехова, героя Советского Союза Михаила Девятаева, мастера спорта СССР Спартака Галеева, жены художника, медсестры Гульфии Гайнутдиновой…

Искусствоведы подчеркивают, что творчество Азата Байбекова формировалось в рамках социалистического реализма, однако в зрелые годы он выработал собственный поэтический язык, основанный на лиризме, теплоте и особом восприятии времени. Критики называют его автором «феномена остановившегося времени»: в работах, созданных даже в XXI веке (например, «Казань – интересная книга», «Поэту Габдулле Тукаю», «Помни дедушку» - они также представлены в «Хазинэ»), художник с нежной ностальгией воссоздает атмосферу 1950-х годов. В каждом полотне ощущается рука большого мастера! И даже обидно, что ретроспективная экспозиция, тем более приуроченная к 100-летию мастера, оказалась такой усеченной. А хотелось бы увидеть больше полотен этого художника, внесшего значительный вклад в развитие татарского изобразительного искусства.

Автор фото: Ольга Юхновская / ИД «Вечерняя Казань»

Выставка «Вечная любовь» в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ открыта для посещения по 9 ноября включительно.

Напомним, ранее мы писали о выставке «Земля» в духе русского космизма петербургского художника с казанскими корнями Антона Леухина.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей