Галерея современного искусства приглашает казанцев в тайный мир Ахметова
Выставка казанского художника «Там, где тебя всегда ждут» открылась в ГСИ ГМИИ РТ. Стиль мастера уникален: создавая картины-притчи из металла, дерева, эмали, красок, художник играет на струнах души.

Новая персональная выставка художника Рината Ахметова – это продолжение большой серии «За забором» (кстати, «Вечерняя Казань» первой написала об этом проекте в октябре 2021 года, а также об удачном сотрудничестве мастера с петербургской «Эрартой»). Причем экспозиция «За забором» поначалу не планировалась как философско-художественный сериал. Сначала это был личный отклик художника на ситуацию, когда весь мир закрылся во время вынужденной самоизоляции из-за эпидемии COVID-19. Поднятая тема привлекла внимание широкой общественности, всколыхнув в людях глубокие внутренние чувства и ассоциации. Ринат Ахметов так объяснял тогда свою идею редактору отдела культуры «Вечерней Казани»: «Пандемия зажала людей по всему свету, она сократила до минимума их гражданские права и возможности, заперев в четырех стенах и сузив взгляд на мир. Я тоже искал некую духовную опору в те дни. Помогли жажда вырваться на свободу, желание заглянуть в неизведанное будущее, которое все равно должно было наступить. И еще меня «держала» надежда, поддерживаемая любовью и верой».

Неудивительно, что проект оказался чрезвычайно востребован. За неполные четыре года выставка с большим успехом прошла в восьми городах Татарстана, Сибири, а также в санкт-петербургском музее современного искусства «Эрарта». А нынешняя выставка – девятая по счету.
Первым в серии «За забором» стал триптих, в который вошли условные «Засуха» (огромное палящее солнце словно падает на иссохшую землю, как символ катастрофы, апокалипсиса), «Золотой квадрат» (трещины в земле почти исчезли, то есть идет процесс излечения, осмысления, перезагрузки – как будто все прошлое кануло безвозвратно) и опять же условное «Возрождение» (восходящее на рассвете солнце уже выглядит угрозой всему живому). В некотором смысле этот триптих стал манифестом мастера.

На выставке «Там, где тебя ждут» представлены еще два программных произведения проекта – это созданные в 2020-м «Дверь в…» и «Дверь из…». Первую уже приобрел музей современного искусства «Эрарта» (поэтому на выставке мы видим только постер, копию), а вторая находится в собственности автора. У этих загадочных произведений всегда останавливается много зрителей. Представьте: где-то в Вечной Пустоте (так в прежние времена называли космос) – тоненькая дверная щель, из которой льется дивный золотистый цвет. В какой мир ведет она человечество из темной бездны, окружающей его? Вторая же «дверь» - на фоне цветущего мира, но дверца из этого рая приоткрыта в пугающее свой чернотой неизведанное пространство. Куда пойти – на Свет или во Тьму? Душа замирает: какой простор для фантазии и толкований!
Интересно, что на самом деле художник не дает названий своим работам. И делает это сознательно: приглашая зрителя к творческому квесту. И тот - откликается, причем активно!
- Мы живем в огромном информационно вихре, в быстротечно меняющемся времени, которое подавляет человека. Своими работами я хочу предложить зрителю «остановиться, оглянуться», предложить ему возможность немного поразмышлять, пофилософствовать, прислушаться к себе. Очень трогает реакция людей, где бы ни проходили выставки проекта «За забором» (кстати, в разных городах им присваивают разные названия, но все они с философским подтекстом), - поделился в день открытия вернисажа с редактором отдела культуры «Вечерней Казани Ринат Ахметов. – Буквально про каждую картину сочиняют целые рассказы! Поражаюсь просто, насколько богатые ассоциации порой рождаются. И еще часто люди «иллюстрируют» мои работы стихами, в частности Анны Ахматовой и Бориса Пастернака. Благодаря впечатлением зрителей я неожиданно для себя увлекся поэзией, могу вам прямо сейчас процитировать стихи без подготовки (и действительно, прочел несколько больших отрывков. – «ВК»).

Свои композиции Ахметов создает, используя железо (даже ржавое, которое на полотнах превращается в абрисы кудрявых зарослей, например, у речки), изрядно «пожившее» дерево, березовые колышки, фигурные накладки из разного по цвету и фактуре металла. Формат всех работ – квадрат, то есть 100 на 100 сантиметров, и это для автора принципиально. Сюжеты неизменно поэтичны и многозначны. Их загадочность и некая кажущаяся эфемерность не мешает специалистам называть метод Ахметова «концептуальным реализмом».
Творческое высказывание казанского художника стало предметом изучения для многих отечественных искусствоведов. Например, профессор, завкафедрой ювелирного дизайна и технологий Иркутского исследовательского технического университета Раиса Лобацкая посвятила Ахметову большую аналитическую статью в журнале «Изобразительное искусство Урала, Сибири, Дальнего Востока».

В публикации искусствовед, в частности, подчеркивает: «Идеология новой художественной философии как будто бы вновь тяготеет к модернистской стилистике с ее изысканностью, тактичной иронией, таинственностью, праздничностью. Правда, на этом очередном витке искусства мы уже, к счастью, не видим тяготения к изломанности гламура, характерного для рубежа XIX–XX веков. Здесь все конкретнее и жестче – именно так, как в проекте Рината Ахметова: у него «за забором» – романтизированный мир с тайной многозначностью смыслов, создающих эстетику, созвучную новому столетию, близкую многим и вызывающую неподдельный интерес у современных знатоков визуального искусства».
По словам Ахметова, начинался проект с 24 произведений, теперь их в нем более 40. И похоже, что останавливаться в поиске новых смыслов художник не намерен. Эксперимент продолжается, и вот уже на выставке «Там, где тебя ждут» можно послушать звуковые композиции петербургского звукооператора Петра Иванова, что, конечно же, усиливает эффект восприятия.

Заслуженный деятель искусств Татарстана Ринат Ахметов родился 8 декабря 1968 года в Казани, окончил Казанское художественное училище по специальности «художник-оформитель» в 1989-м. С 1997 года работает в мастерских Союза художников РТ. В 2012-м увлекся декоративно-прикладным искусством и добился высоких результатов в использовании техники художественной резьбы по дереву и металлу. Сегодня Ринат Ахметов – художник-профессионал, виртуозно владеющий новыми приемами обработки металла, тонко чувствующий красоту его цветовых нюансов. Используя оригинальные способы отделки, он раскрывает художественные и декоративные качества материала. Обращаясь к национальным древним формам и орнаментам, Ринат Ахметов глубоко осмысливает традиционные мотивы и талантливо стилизует их, вкладывая современный смысл. Это отсылает нас к искусству древних мастеров, органично чувствовавших связь предмета и декора.

Произведения автора находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Казанский Кремль», Литературного музея им. Г. Тукая, музея современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург).
Выставка «Там, где тебя ждут» в ГСИ продлится по 29 июня 2025 года.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.
После новости о согласовании варианта дублера Оренбургского тракта казанцы выразили недовольство отсутствием обсуждений проекта с экспертным сообществом. На круглом столе пришли к выводу о необходимости создания другого варианта дороги.












