"Баба-яга в Америке", или Как говорить музыкой

"Играющий тренер" - не слишком частое явление в мире музыки. И если кое-кто из студентов консерватории еще может сказать, что учится у педагога - артиста, востребованного здесь и сейчас, то у учащихся детских музыкальных школ такой возможности по большому счету нет. Однако в Казани есть уникальный ансамбль "Импровиз-рояль", все его участницы - педагоги по классу фортепиано в детских музыкальных школах. На последнем - без преувеличения феерическом концерте этого ансамбля в БКЗ им. Салиха Сайдашева интереснее всего было наблюдать за публикой. Дети и взрослые смотрели на пианисток с таким удивлением и гордостью, что аналогии напрашивались сами собой: это как если бы прямо сейчас перед будущими фигуристами с обязательной программой выступала на льду Татьяна Тарасова, а перед юными гимнастками гнулась, как хлыст, Ирина Винер."Импровиз-рояль" знают и ценят в Москве, Израиле, Сирии... Уникальность этого ансамбля в том, что на концертах пианисты играют не заученные и отточенные многочасовыми репетициями пьесы (хотя это они тоже умеют делать), а импровизации на заданные темы. Проще говоря, они играют музыку, которая рождается на глазах у публики.Свободному музицированию пианисты "Импровиз-рояля" обучают и своих учеников. Например, в первой музыкальной школе имени Чайковского, где работает солистка ансамбля Лия Маклыгина, открыли даже отделение свободного музицирования. Мы побывали на уроке по этому необычному предмету: Лия Геннадьевна занималась с первоклассниками - семилетними Эмилем Сафиным и Валерием Лазаревым. Каждый из них сидел за отдельным инструментом - цифровым пианино. "Сегодня мы продолжаем изучать стиль русской народной музыки. Сочиняем музыкальные истории про Петрушку. Я думаю, что Петрушка - он такой..." - сказала Лия Геннадьевна и заиграла двумя руками что-то такое, русское народное, ярмарочное (эта мелодия родилась сейчас: никаких нотных сборников на уроках свободного музицирования нет и не может быть). Удивительно, но почти сразу же "Петрушку от Маклыгиной" сыграли по очереди и ее ученики. Мгновенно подобрали по слуху. И начали импровизировать: "Как Петрушка сердится", "Как Петрушка смеется"... - Метод свободного музицирования можно сравнить с риторикой, - объясняет Лия Маклыгина. - Научиться играть на рояле - то же самое, что уметь понятно и красиво построить речь. Все люди сначала учатся говорить, только потом - учат буквы, складывают их в слова, пробуют писать... Вот и на наших уроках мы изначально не ноты учим - не музыкальные "буквы". Мы учимся произносить звуки: я нажимаю на рояле клавишу, а ученик, сидя за своим инструментом, находит ее по слуху и повторяет этот звук - ноту. Потом учим слоги (интервалы), слова (аккорды)... Музыкально-речевая способность формируется путем музыкального диалога. В итоге ребенок учится мыслить за инструментом, мыслить музыкой и говорить музыкой. И только потом - читать музыку: играть ее по нотам. Ну а следующий этап - научиться пересказывать ее своими словами, сочинять свои рассказы... По словам Лии Маклыгиной, через музыкальный диалог учили игре на инструментах еще во времена Баха, Моцарта... Об этом, например, свидетельствуют экспонаты, которые она видела в музее музыкальных инструментов в Берлине: сдвоенные - с двумя клавиатурами (для учителя и ученика) - клавесины эпохи барокко. Когда в музыкальном мире укоренилась эра игры записанной - композиторской музыки, метод обучения через импровизацию перестал быть востребованным. В Казани метод обучения игры на музыкальных инструментах через импровизацию начал возрождать двадцать лет назад супруг Лии Геннадьевны - профессор Казанской консерватории, создатель ансамбля "Импровиз-рояль" Александр Маклыгин. Сначала он испытал этот метод на педагогах музыкальных школ, чтобы потом проверить, работает ли эта методика на примере уже их воспитанников. Результаты обнадеживали. Сегодня многоцелевая программа "Свободное музицирование" работает во многих музыкальных школах Казани: в первой, четвертой, седьмой, восьмой, школе "Идель"...Спрашиваю Лию Маклыгину: роскошь или экономия по нынешним временам заниматься на цифровых пианино? - Для уроков свободного музицирования цифровой инструмент - очень удобно и выгодно. Из пианино можно извлечь звуки флейты, английского рожка - какого угодно инструмента, что только помогает импровизировать. Можно задавать любые ритмы на специальной ударной установке. А еще можно тут же записывать все свои эксперименты, слушать их потом, разбирать ошибки... Цифровые фортепиано помогают пополнять банк слуховых восприятий. - Эти инструменты специально приобрели для уроков свободного музицирования? - На республиканском конкурсе методических работ я со своей работой "Фортепиано XXI века" выиграла Гран-при, а нашей школе выделили грант на создание отделения свободного музицирования и покупку цифровых инструментов. Но это неважно, на каком именно инструменте обучать этому методу. Через импровизацию можно научиться играть на любом рояле. И не только рояле - на скрипке, на арфе, на баяне... Просто так получилось, что в Казани этот метод практикуют пока только пианисты. - Лия Геннадьевна, я правильно понимаю: на уроках свободного музицирования от учеников не требуют правильной постановки рук, как на обыкновенных уроках в традиционных музыкальных школах, не требуют блестящей техники? - Бесполезно ставить пианисту руки, если у него уши не слышат. Мы занимаемся развитием музыкального слуха, учим думать музыкой, размышлять за инструментом. Это не менее важно, чем техника, над которой мы тоже работаем. - Нет ли опасности, что выросший на технике свободного музицирования пианист превратится в исполнителя, который не способен трактовать сочинения профессиональных композиторов наиболее близко к авторскому замыслу? - Нет. Наоборот: такой пианист быстрее поймет замысел композитора. В нем нет ужаса - ни перед нотным текстом, ни перед инструментом. Свободное музицирование учит мыслить объемно и увлеченно. Учит слышать себя и других...Пока мы беседовали, ученики Лии Маклыгиной заскучали. Прошу их напоследок сыграть что-нибудь любимое. Любимого оказывается так много, что я выбираю произведение по неизвестному мне названию - "Баба-яга в Америке". То, что я услышала, можно было ставить саундтреком к фильму про Джеймса Бонда.- Это нам дали задание сочинить музыкальную страшилку на основе увеличенного трезвучия, - объясняет Эмиль Сафин. - И я представил страшную Бабу-ягу, но не в русской сказке, а в современной Америке... Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Подписывайтесь на нас в Дзен!
По данным следствия, четверо сотрудников полиции поймали иностранца на трассе и начали вымогать у него крупную сумму. Пока задержаны только трое, кто еще мог быть в группе «оборотней», не раскрывается.
Следствие добилось для предполагаемого заказчика покушения на Ирину Шевыреву продления ареста — это время правоохранители хотят использовать для проверки причастности Шевырева и к другим преступлениям.
Кабмин Татарстана наконец выбрал вариант трассировки дороги-дублёра Оренбургского тракта, однако этот вариант вызвал критику. Эксперты считают, что с обществом решение так и не обсудили.
Родители студентов рассказали, как в учебное заведение принимали не по учебному принципу. Якобы чтобы попасть в колледж, «нужно немножко потрудиться» - финансово. Но защита настаивает, что свидетели не давали такие показания.
После новости о согласовании варианта дублера Оренбургского тракта казанцы выразили недовольство отсутствием обсуждений проекта с экспертным сообществом. На круглом столе пришли к выводу о необходимости создания другого варианта дороги.












