Городская среда
24 сентября 07:11
Автор материала:Алина Камалютдинова

Застройщикам предложили «платить дань» на школы и больницы Татарстана

Строительство в пригородах Казани без развития инфраструктуры власти уже давно признали ошибкой. Исправить ее хотят за счет строительных компаний.

Застройщикам предложили «платить дань» на школы и больницы Татарстана

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Татарстан уже наделал ошибок

Непродуманная стратегия развития Татарстана в свое время привела к проблемам с инфраструктурой и транспортом. Жители пригородов Казани знают о них не понаслышке. Покупая жилье по низкой цене, они надеялись на скорое развитие инфраструктуры, а в итоге стали «заложниками» неразвивающихся микрорайонов.

- Самый яркий пример есть рядом с Казанью - Куюки. Построен огромный микрорайон с недостатком социальной инфраструктуры, отсутствием транспортной инфраструктуры. Куюки с городом связывает лишь одна дорога, которая перегружена из-за поселка Салмачи. Все рабочие места находятся в Казани, и люди вынуждены простаивать в полуторачасовых пробках, что выливается в огромную социальную проблему, - рассказал на заседании комитета Госсовета Татарстана по жилищной политике и инфраструктурному развитию директор института пространственного планирования республики Олег Григорьев.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

От этих проблем страдают не только Куюки, но и вся Казанская агломерация. По словам Григорьева, то же самое происходит и в Камской агломерации.

По этой причине институтом и министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана было принято решение о «стопе» строительства некоторых проектов жилых комплексов. Старт так и не был дан даже тем проектам, которые планировались на территории с развитой транспортной инфраструктурой. Григорьев привел в пример «Большой Зеленодольск», где запрещено строиться из-за отсутствия объектов социальной инфраструктуры.

Казани осталось лишь перенять опыт других городов

Для разрешения этой проблемы в других городах России уже разработали специальные методы. Например, использование программы комплексного развития территорий, в рамках которой принимаются решение, как будет вестись застройка. С инициатором строительства заключается договор, в котором четко прописывается, когда и в каких объемах будут появляться объекты. Этот метод в Татарстане не прижился, хотя он активно используется в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Более эффективный метод, по словам Григорьева, инфраструктурный договор, который инвестор и город заключают при подготовке проекта территории. В нем расписываются обязательства обеих сторон. Инвесторы в таком случае должны частично оплачивать объекты транспортной и социальной инфраструктуры.

- Таким образом развитие территорий происходит без негативных факторов и намного быстрее, - отметил спикер.

Третий способ назвали «инфраструктурным сбором». Инвестор, заходя на стройку, заключает договор с городом или Москвой как субъектом и перечисляет определенную сумму в бюджет города на развитие инфраструктуры. В Перми, к примеру, инвесторы платят по семь с половиной тысяч за квадратный метр.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Инфраструктурный сбор успешно ввели уже как минимум в пяти городах России, благодаря чему проблем с поиском денег на развитие инфраструктуры у властей больше не возникает.

- На эту практику можно посмотреть и каким-то образом адаптировать под Татарстан, - отметил спикер.

Успешно в муниципалитетах также «купировали» желание инвестора сократить свои расходы путем увеличения стоимости жилья. Там создали специальные механизмы сдерживания цены.

По словам Григорьева, многие инвесторы в Казани уже готовы внести свой вклад в развитие инфраструктуры. Институт сейчас занимается проектом планировки 29-го проезда в восточной зоне Казани, которым заинтересованы пять крупных инвесторов. Они вызвались оплатить проект планировки и инфраструктуру, поскольку от этого зависит срок реализации их собственных идей.

Депутат Госсовета Татарстана, гендиректор регионального оператора УК «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» Евгений Чекашов поинтересовался, кто в случае введения инфраструктурного сбора будет контролировать расходование этих средств. Григорьев предложил создать для этих целей республиканский фонд.

Предложения Григорьева поддержали все присутствующие. Гендиректор компании-застройщика «ГК ЖИК города Казани», депутат Госсовета Эмиль Хуснутдинов отметил, что этот вопрос уже давно необходимо решить, поскольку пока социальные объекты строятся бессистемно - «кому как попадет».

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей