Варварство на виду у всего города
Как стало известно «Вечерней Казани», ответчик вызван в суд в рамках дела по части 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Заседание состоится в 14 часов 15 августа в зале № 6 судебного участка № 2 по Вахитовскому судебному району г. Казани (ул. Коротченко, д. 2), о чем указано на сайте ведомства.
Получил официальное подтверждение (копия имеется в распоряжении редакции) о заседании из исполкома Казани и один из авторов открытого письма главе Татарстана, опубликованного на сайте «Вечерней Казани» в июне 2024 года. И письмо это без внимания первого лица в республике не осталось. В извещении, полученном нашим визави, прямо указано – «На ваше коллективное обращение от 13.06.2024 года о разрушении сграффито во время проведения ремонта здания по ул. Сибирский тракт, 12, корпус Д, поступившее из Администрации Раиса Республики Татарстан…».
Напомним, чуть более года назад в открытом письме представители казанской общественности просили остановить варварскую «реновацию» на корпусе «Д» КНИТУ (по ул. Сибирский тракт, 12), снять закрывшие историческое сграффито утепляющие панели, выяснить степень его сохранности, а в последующем - реставрировать.
Протокол об административном правонарушении за невыполнение в установленные сроки законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, в отношении КНИТУ был составлен и направлен в суд год спустя – 24 июня 2025 года. За подобное деяние «полагается» штраф от одной до двух тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет, а юридическим лицам – штраф от десяти до двадцати тысяч. (Здесь попрошу не смеяться!) Но даже в случае наложения штрафа никто не дает гарантии того, что сграффито вернут городу в прежнем виде.
В охранных списках нет, значит, и беречь необязательно?
Фабула конфликта такова. Во время реконструкции корпуса «Д» Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) весной 2024 года верхняя часть сграффито была сбита, а остальная часть закрыта панелями из ваты для теплоизоляции, причем с повреждениями от шурупов, которыми крепятся эти панели. По правде говоря, подобную порчу городского имущества (в данном случае – произведения монументального искусства) так и подмывает назвать публичным вандализмом…
Еще год назад ректор КНИТУ Юрий Казаков в своем телеграм-канале заявлял, что «с городскими властями согласован проект реновации актового зала», а облик оригинального изображения, дескать, будет перенесен на цифровые носители и позже восстановлен, но «при этом оригинальное изображение останется под теплоизоляционным и декоративным покрытием и будет защищено от воздействия агрессивных природных факторов».
Общественность на данный пассаж резонно потребовала объяснений: зачем на месте исторического панно создавать новое, если можно привести в порядок старое?
Ощущение беды, что сграффито окончательно будет потеряно для горожан, усилилось, когда проректор КНИТУ по административно-хозяйственной деятельности Максим Тюпич в интервью газете «Вечерней Казани» заявил: «Никаких охранных действий по нему, ну, особых охранных действий нет, поэтому было только вот единственное пожелание администрации, что данное изображение должно быть сохранено. Каких-либо возражений, споров до момента проведения строительно-монтажных работ не было».
Фактически, с горечью констатировали в 2024-м авторы открытого письма, это стало признанием того, что если здание (сграффито на нем) не находится в списке объектов культурного наследия, то с ним можно делать все что угодно… И ставили вопрос ребром о компетенции должностных лиц и их правомочиях «…решать судьбу высокохудожественного произведения, созданного двумя лауреатами Государственной премии Татарстана им. Г. Тукая».
Примерно в те же сроки выяснилось, что руководство КНИТУ вообще не имело никакого права закрывать панно! Более того, утвержденный проект реконструкции корпуса «Д» предполагал исключительно полную реставрацию сграффито, и был одобрен главным художником Казани, начальником отдела городского дизайна Управления архитектуры и градостроительства Казани Жанной Белицкой. Сразу после ЧП в официальном письме на имя начальника Управления административно-технической инспекции Исполнительного комитета г. Казани Наиля Минвалеева она констатировала, что «выявлено закрытие граффити слоем утеплителя, не соответствующее согласованному паспорту» и настаивала на том, чтобы к нарушителю приняли меры административного воздействия.
Недопустимо вычеркивать творческое наследие из нашей истории
Напомним, что открытое письмо раису Татарстана подписали художница Альфия Саргин (Ильясова, племянница Кильдибекова), директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, заместитель директора ГМИИ РТ, искусствовед Дина Хисамова, директор Казанского художественного училища им. Н. Фешина Ольга Гильмутдинова, директор филиала Российской академии художеств в Казани Махмут Вагапов, директор Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Ким Миннуллин, заведующий Центром энциклопедистики Института Татарской энциклопедистики и регионоведения АН РТ Рафаиль Шайдуллин, ведущий научный сотрудник Института истории имени Ш. Марджани АН РТ Альфия Галлямова, заведующая Центром искусствоведения ИЯЛИ Рауза Султанова, народный художники РТ, лауреат премии им. Г. Тукая Фарит Валиуллин, народный художник РТ, лауреат премии им. Г. Тукая Михаил Кузнецов, народный художники РТ, лауреат премии им. Г. Тукая Наиля Кумысникова, заслуженный архитектор РФ, лауреат премии им. Г. Тукая Герман Бакулин, народный художник Узбекистана, заслуженный художник РТ Озад Хабибуллин, народный художник РТ Рашид Гилазов, главный архитектор музея-заповедника «Казанский Кремль», заслуженный архитектор РФ, лауреат премии им. Г. Тукая Рустем Забиров, заслуженный художник РФ, лауреат премии им. Г. Тукая Григорий Эйдинов и другие уважаемые горожане.
Все они с тревогой (но и с надеждой тоже!) следят сейчас за тем, как развивается история замурованного сграффито.
Казанское панно выполнили в 1966 году известные художники-монументалисты Рустем Ахметович Кильдибеков (1934—2023) и Василь Маликович Маликов (1924—1992). Оба – лауреаты Государственной премии имени Габдуллы Тукая, народные художники Республики Татарстан. А Маликов еще и участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Славы двух степеней.
Выйдя в публичное пространство, конфликт вызвал общественный резонанс. Многие коренные казанцы высказывали мнение, что обращаться подобным образом с творческим наследием выдающихся мастеров (и ветеранов!), словно вычеркивая их из истории и культурного пространства республики, по меньшей мере постыдно.
Для простых казанцев это память о родном городе, которую украли
Несколько поколений казанцев, конечно же, помнят, что панно «Химия» покрывало (хотя оно все еще там томится, как в темнице, за безликой облицовкой!) торцовую фасадную стену актового зала корпуса «Д», создавая масштабный градостроительный акцент.
Несмотря на то, что сейчас панно скрыто, словно его тут отродясь не бывало, фантомная память восстанавливает детали. Монументальная работа состояла из двух композиционных частей: справа — фигуры молодых ученых, слева — изображение оборудования нефтехимического завода с цистерной и товарным поездом. Венчал композицию аллегорический образ девушки — Химии, держащей в руках кристаллическую решетку.
То, что сграффито «Химия» вошло в историю татарского и советского изобразительного и монументального искусства, — факт неоспоримый. Искусствоведы пишут: «…молодые советские ученые показаны здесь всецело отданными своему делу, заметно выражена взаимосвязь образования и наукоемкого производства. Это символ эпохи и достижений советской науки и искусства».
Они правы, конечно. Но для простых казанцев сграффито «Химия» — неотъемлемая часть воспоминаний о родном городе. А еще о юности, о надеждах, о времени, которое мы проживали и продолжаем проживать здесь и сейчас. Определенно, за минувшие почти 60 лет сграффито на Сибирском тракте сроднилось с историей места, вошло в наш казанский культурный код. Так же, как известные всем жителям столицы Татарстана сграффито «Казань – порт пяти морей» на фасаде гостиницы «Волга», и «Казань – столица Татарии» на фасаде железнодорожного вокзала. Каждое из них – народное достояние.
Нам бы гордиться тем, что до первой четверти ХХI века в городе еще сохранились уникальные примеры этого редкого на сегодняшний день вида искусства, которое, увы, достаточно пострадало с разрушением многих зданий советской эпохи.
Подчеркиваю – гордиться, а не оплакивать.
Кстати, создается сграффито в уникальной, сложнейшей технике, которая зародилась еще в античности, и далеко не каждый может ей в совершенстве овладеть. Подобные произведения буквально наперечёт в современной России. Совершенно естественно, что за судьбой сграффито «Химия» сейчас с тревогой следят деятели искусства и культуры из других регионов страны.
Накануне публикации я снова побывала у корпуса «Д» КНИТУ на Сибирском тракте. Площадка перед входной группой обнесена добротным забором: здесь кипуче благоустраивают территорию. Как следует из объявления, работы завершатся 3 сентября. А вот насчет сграффито никаких телодвижений и обещаний не видно и не слышно. И на что, наивная, надеялась… Стояла, как на кладбище, у безликого серого «саркофага», в котором томится «девушка Химия». Где же герой, что освободит ее и вернет на законное место на радость городу?