Татарстан - один из регионов, где очень быстро развивается туристическая сфера. В планах у республики - увеличить годовое число туристов до 4,5 миллиона человек, что на 200 тысяч выше показателя предыдущего года. Об этом рассказали на туристическом форуме «Ориентиры будущего», площадкой для мероприятия выбрали Millennium Panorama Hotels.
Собравшиеся в зале туроператоры переговаривались и обсуждали Казань: «Такой красивый город стал, да? Помню, несколько лет назад…». Делились представители туриндустрии и шутками, например, замминистра экономического развития России Дмитрий Вахруков заявил: «70 процентов москвичей считают, что на первом свидании должны платить москвичи». Одна из спикеров стала рассказывать, как их встречали на форуме. Если кратко - на столе был «и баурсак, и бэккен».
- Для меня это маркер ценности, гордость за свою национальность. Спасибо вам за эти важные вещи, - ответила заместитель генерального директора - директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Ольга Захарова.
«Такого внимания к сфере не было никогда»
Главное тема для обсуждения - будущее индустрии. Представитель федерального правительства рисовал оптимистичную картину.
- Туризм находится в фокусе внимания руководства страны. Такого внимания к этой сфере не было никогда. Сейчас важно правильно предугадывать тренды. Главная тенденция сейчас - развитие цифровых технологий. Они начинают управлять всеми процессами, нам нужно под это подстраиваться, - рассказал Вахруков. - Автоматизированные процессы начинают управлять нашим поведением, а не мы ими. Это не хорошо и не плохо - это новая реальность, к которой приходится подстраиваться.
Председатель Госкомитета по туризму Татарстана Сергей Иванов же считает, что будущее в кооперации региональных компаний. И помочь здесь могут нейросети.
- Будущее - это баланс между региональными туроператорами и большим включением в технологические платформы. Сегодня люди уже не пользуются традиционными поисковыми сервисами. Все чаще они используют нейросети с искусственным интеллектом. Туристы советуются с ними, куда поехать и что посмотреть. Наша задача, чтобы все услуги татарстанских операторов присутствовали там, - уточнил Иванов.
В то же время, возразил Вахруков, экспертизу от туроператора ИИ заменить не может. Также есть и вопрос смены понятия «туроператор». Если ранее фирмы создавали самостоятельно весь пакет услуг, то теперь люди в основном самостоятельно покупают услуги транспорта, а туроператор по сути становится продавцом гостиницы и еще каких-то дополнительных условий. Стоит и вопрос балансирования нагрузки внутреннего туризма страны.
- О Татарстане можно говорить бесконечно - это никогда не будет преувеличением. Может быть, мы сегодня уделяем республике меньше внимания, но это потому, что здесь к команде нет никаких вопросов. Туризм уже развился, люди поехали. Мы видим это по двузначному в этом году приросту турпоездок, - отметил Вахруков.
Он также добавил, что в Татарстане налажены все механизмы - обычно же они реагируют на те места, где есть какие-то проблемы. Так, республика стала одним из самых быстрорастущих регионов по притоку туристов.
За восемь месяцев 2025 года в Татарстан приехало на 18 процентов туристов больше, чем в прошлом году. В прошлом году в республике побывало 4,3 миллиона путешественников. В гостиницах остановились 2,8 миллиона туристов.
- Я думаю, что планку в четыре миллиона преодолеем. Конечно, чем больше, тем лучше. Мы ждём официальных данных Росстата, и уже по ним будем говорить. Но планируем приблизиться к цифре 4,5 миллиона человек, - поделился планами председатель республиканского Госкомитета по туризму.
На популярность республики у туристов повлияла и негативная ситуация с курортами на Черном море, отметил замминистра экономического развития страны Вахруков.
Молодежи напомнили о программе «Больше, чем путешествие»
Программа «Больше, чем путешествие» работает в России уже несколько лет - молодежь может отправиться в путешествие по всей России совершенно бесплатно. Страну смогли увидеть уже более 300 тысяч ребят. Конечно, участники проходят не только туристическую программу, но и образовательную.
- Помимо этого стандарта, у нас есть разные тематические направления, треки, туры. Это инновации, промышленность, технологии, история, патриотизм. То есть у ребят есть возможность еще и выбрать ту тему, которая им будет интересна. Как они хотели бы дальше расти, развиваться, именно по такому математическому, профессиональному, карьерному треку дальше идти, - рассказала гендиректор АНО «Больше, чем путешествие» Олеся Тетерина.
Как отметила спикер, здесь «один в поле не воин» - программа работает с туристическими операторами. За время работы программы с «Больше, чем путешествия» работало более 500 различных туристических операторов.