Малые города ищут подходы к цифровизации
Цифровые системы облегчают работу и помогают сэкономить трудовые и финансовые ресурсы, поэтому они особенно необходимы малым городам и историческим поселениям, в которых бюджет ограничен. Об этом рассказал генеральный директор ООО «Экострой» Андрей Статов на форуме «Развитие малых городов и исторических поселений» в Казани.
В России многие малые города уже оцифруются. Однако спикер отмечает, что зачастую органы местного самоуправления не используют результаты цифровизации. Грешат этим и крупные города, поэтому игнорирование цифровизации в малых городах вполне объяснимо.
Однако преимуществ от использования цифровых технологий множество. Статов рассказал, что благодаря цифровизации снижается нагрузка на сотрудников, поскольку люди экономят время при формировании и выдаче документов, подготовке отчетов, планировании бюджетов. Современные системы повышают эффективность использования бюджетных средств, поскольку выявляются объекты, нуждающиеся в реконструкции. Помимо этого с помощью технологий можно контролировать ход строительства или реконструкции, следить за подрядными организациями и оперативно с ними взаимодействовать.
Более того, цифровые системы гарантируют прозрачность. Через информационные сервисы жители могут посмотреть, что было сделано в городе, оставить свои комментарии или привлечь внимание власти к каким-то проблемам.
Татарстан работает над цифровыми двойниками
Хорошим примером стал Татарстан, где инновационные системы не только создаются, но и активно используются властями и населением.
Руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина рассказала о недавней разработке региона - первом цифровом банке коллективных знаний региона в мировой истории. Сервис представляет собой большой видеопортал, где пользователи могут просмотреть ролики о важных объектах инфраструктуры Татарстана и больше узнать о республике. «Банк» доступен на трех языках: русском, татарском и английском.
Также в Татарстане внедрены цифровые системы, позволяющие регулировать процессы строительства. Например, государственная информационная система градостроительной деятельности, информационная система управления проектами, система цифровизации ЖКХ, система мониторинга состояния жилищного фонда и реализации программ капитального ремонта, которая позволяет формировать долгосрочные программы капремонта.
Важным кейсом Татарстана также является сервис «Народный контроль», где жители могут оставлять жалобы. Система работает с 2012 года. Ежегодно от татарстанцев поступает более 100 тысяч жалоб.
- У нее есть кураторы, модераторы на уровне министерств. Там распределяются все заявки. Жители могут лайкать посты друг друга, таким образом согласившись с проблемой. Чем больше таких лайков набирает этот пост, тем скорее решаются проблемы, - рассказала спикер.
Недавно в работу был запущен цифровой двойник Казани, позволяющий власти в режиме реального времени отслеживать ситуацию в городе и оперативно принимать решения. Более того, система позволяет установить проект в цифровом дубликате города и посмотреть, как он повлияет на инфраструктуру.
Сейчас власти работают над созданием виртуальных дворов Татарстана в рамках реализации программы «Наш двор». Благоустройство дворов в республике стартовало в 2020 году. С того времени уже 5174 двора приведены в порядок.
Оцифровка дворов помогает вести управленческий учет, контролировать ситуацию на площадке и вносить данные о подрядных организациях и гарантии.
Уже оцифрованы 457 дворов, которые были благоустроены в 2020-2021 годах. Для создания двойника делается «слепок» двора, из которого искусственный интеллект выделяет элементы инфраструктуры и «дорисовывает» их.
Директор центра городской трансформации Дмитрий Кремлев сообщил, что цифровые двойники есть уже и у парков Казани.
Агентство инвестиционного развития в свою очередь использует систему «Татарстан и мир», суть которой придумала Минуллина. После командировок, форумов и встреч сотрудники вносят данные визиток в систему, формируя таким образом большую базу контактов. Помимо этого в этой системе прописываются данные о том, где уже бывал гость и какие подарки от агентства он получал.
Лучшим сервисом агентства признан инвестиционный портал Татарстана, где можно найти инвестиционную карту и точки подключения. Минуллина отметила, что портал «копируют» другие регионы при создании собственных сайтов. Недавно на портал была добавлена дополнительная онлайн-витрина имущества Татарстана, где представлены заброшенные имущественные объекты, нуждающиеся в реконструкции.
Руководитель агентства поделилась также идеей о необходимости позиционирования региона в цифровом пространстве других стран. Например, в социальных сетях Китайской Народной Республики созданы аккаунты Татарстана, где простым языком рассказывается о регионе. Минуллина отметила, что такой подход помогает привлекать еще больше инвестиций.
Однако для дальнейшего развития этой сфере, по словам Минуллиной, крайне необходима федеральная программа. Благодаря этому будет дан четкий план развития и бюджет.
Малым городам нужен дизайн-код
Ведущий дизайнер ООО «Архитектурный десант» Аделина Ситдикова отметила, что дизайн-код крайне необходим и большим, и малым городам. В особенности важно найти свой стиль небольшим населенным пунктам, поскольку они теряют свою идентичность из-за отсутствие порядка.
Дизайн-код необходим для создания единой стилистики оформления города, привлечения туристов и понимания идентичности.
Свой дизайн-код сейчас «ищет» небольшое село в Татарстане - Черемшан. Над созданием стиля населенного пункт работает ООО «Архитектурный десант». Оценив благоустройство города, дизайнеры выявили проблемы устаревания архитектурных объектов, дефицита пешеходных зон и визуального шума.
- Черемшан не типичен для своей категории поселения, он является центром района и опорным населенным пунктом для 68 сел. Несмотря на это, сам остается селом, с понятными для исторической среды проблемами, - поделилась спикер.
Для создания дизайн-кода крайне необходим диалог с жителями, отметила спикер. Во время долгих слушаний с черемшанцами дизайнеры находили «ДНК» культуры села, который мог бы стать основой дизайн-кода. По словам Ситдиковой, вначале жители с опаской относились к масштабным изменениям в стилистике благоустройства, однако увидев первые результаты, сами начали предлагать свои идеи.
История Черемшана раскрылась в главном историческом объекте - в трехсотлетней крепости. Ее силуэт дизайнеры взяли за основу формирования логотипа. Дополнили логотип природные элементы.
В качестве основной идеи визуальной концепции - четырехчастность. Четыре фирменных цвета основаны на главных цветах народов, проживающих в селе: это татары, чуваши, русские и мордва. Деление на цветовые блоки символизирует стык разных культур.
Для малых населенных пунктов, по словам дизайнера, важны простые образы и удобный фирменный стиль. Это необходимо для того, что жители и власть смогли придерживаться дизайн-кода в будущем без поддержки дизайнеров.