От советских строек до Универсиады
Приволжский район ведет свою историю с 1918 года, когда в составе Казани были образованы Железнодорожный и Плетеневский районы. Сам Приволжский район образован в 1956 году. Сейчас в нем живет 272,5 тысячи человек, по численности населения он уступает лишь Советскому району. Зато по площади Приволжский - крупнейший в Казани. Его территория начинается от городского центра и включает в себя поселок Салмачи, а также республиканскую и детскую клинические больницы. На территории района находятся производства «Нэфис Косметикс», завода «Радиоприбор», казанского завода синтетического каучука.
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Пожалуй, сильнее всего облик района определил спальный микрорайон Горки. Застройка его началась в 1970-е, основу его составили пятиэтажные хрущевки и дома высотой 9–13 этажей. Большим изменениям территория подверглась и во время подготовки к Универсиаде 2013 года. Построенная к соревнованиям Деревня Универсиады рассчитана на проживание 14,5 тысячи человек и стала желанным местом для студентов, претендующих на место в общежитии. В наследство от Универсиады остались и спортивные объекты, расположенные на территории района, например спорткомплексы «Тулпар», «Зилант», Казанская академия тенниса, центр волейбола «Санкт-Петербург», плавательные бассейны «Акчарлак» и «Буревестник», Центр хоккея на траве.
Спасет ли метро многострадальные поселки?
Большую роль в жизни города и, следовательно, района в последние годы играют поселки. На территории Приволжского района их вместе с деревнями 26. Самые крупные – Мирный, Победилово и, конечно, одна из самых «горячих» точек города – многострадальный поселок Салмачи. В отличие от соседней «деревни» Куюки поселок формально находится в черте Казани. Узкая проезжая часть на выезде из города со стороны Горок стала местом постоянных дорожных заторов, из-за которых жители пригородов уже привыкли закладывать в лучшем случае час пробок в распорядок дня. Властями, экспертами и жителями высказываются разные идеи, как «соединить» Салмачи и остальные поселки на окраинах с городом. Одна из них - строительство метро. Впрочем, не все считают, что такое решение сделает жизнь в пригородах легче.
- Я скептически отношусь к этой затее. Понимаю, что это некий «костыль» из-за невозможности построить туда транспортные связи без сноса строения и расселения поселков, – считает урбанист Дмитрий Сагдеев. – Метро – это транспорт высокой провозной способности, его необходимо загружать народом. Но проблема в том, что в Салмачах и Куюках практически нет рабочих мест. В час пик эта ветка метро будет загружаться. Ну а между 9:00 и 17:00 там будут ездить «полторы бабушки». С утра все уедут на работу, а вечером будут возвращаться. Я считаю, что для такого вот исключительно пикового транспорта строить подземную ветку метро – это просто расточительство.
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Урбанист предлагает, что на данный момент жителям Салмачей и Куюков хватит и автобусных маршрутов при условии их адекватного планирования. Даже если станцию метро и удастся построить, не факт, что удастся обеспечить к станции подвозной автобусный маршрут, чтобы он охватывал остальную часть поселка. Многие улицы в поселении очень узкие, транспорту будет трудно разъехаться и развернуться.
– Нужно в целом изменить подход к формированию зон ИЖС. Я противник того, чтобы в городе продолжать строить частные индивидуальные дома. То есть я считаю, что в административных границах города индивидуальной жилой застройки, новой во всяком случае, быть вообще не должно, поскольку это создает массу проблем, – говорит урбанист.
В свое время мэр Казани Ильсур Метшин высказывался о «проблеме Салмачей» довольно жестко. По словам градоначальника получалось, что бесконтрольное расширение поселка, ставшее головной болью для городских властей, произошло едва ли не само собой.
«Бывший совхоз, который некогда выращивал сельскохозяйственную продукцию, решил продать земли. Ни проекта планировки территории, ни генплана там не было – и случилось то, что случилось. Люди покупали участки, строили жилье, количество машин сначала было две на одну улицу, потом по одной на каждый дом, сейчас на каждый дом по две», – отмечал Метшин в 2017 году.
Депутат Казгордумы Сергей Виноградов по Дубравному избирательному округу № 18 в Приволжском районе отмечает необходимость ремонта и постройки новых дорог в районе.
– Например, в 8-м микрорайоне нужен внутриквартальный проезд. Имеющаяся на этой территории дорога очень загружена, особенно зимой. Конечно, избиратели часто обращаются и по поводу инфраструктуры, например постройки школ. Свою роль играет и специфика района – он самый зеленый в городе, на его территории находится великолепный парк «Горкинско-Ометьевский лес». И в сфере эксплуатации, безопасности парков необходимы улучшения, – говорит депутат.
Городские власти планируют в Приволжском районе активную застройку
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Уже началась активная реализация проекта планировки территории «Волжские просторы», а на улице Рауиса Гареева уже строят многоэтажки.
Также в микрорайоне М-14 планируется построить бассейн, физкультурно-оздоровительный комплекс, МФЦ. Предполагается, что в микрорайоне будут жить 12 тысяч человек. Активная застройка идет в районе ЖК «Станция Спортивная» в Усадах. По проекту планировки территорий там власти обещают построить как минимум четыре школы. На месте бывшего завода «Коламбия», производившего тротуарную плитку, будет построено 15 жилых домов – сейчас там уже есть ЖК «Парк Маяк».
Что же касается дорог, то по генплану Казани запланирована дорога общегородского значения регулируемого движения по улице Комиссара Габишева. В 2025 году планируется ремонт участка дороги по улице Садовой от улицы Центрально-Отарской до остановки «Садовая» в поселке Старое Победилово. Также в 2024 году откроют мост через Монастырскую протоку в Отарах, который разгрузит близлежащие дороги.
По проекту планировки территории «Каенлы» ожидается строительство жилого комплекса на 6,5 тысячи человек с домами высотой до 20 этажей. Также заложено возведение двух детских садов на 560 мест, школы на 1224 ученика. Также в планах и благоустройство территории Березовой рощи. По одноименному проекту планировки будет построено около 195 тысяч квадратных метров жилья на 6,5 тысячи человек. Здесь уже разместят шесть детских дошкольных учреждения общей вместимостью 2090 мест, три школы на 4448 учеников.
Два жилых микрорайона планируется возвести между улицами Портовой, Девятаева и Меховщиков. Жилых домов там построят на 357 тысяч квадратных метров в расчете на проживание более 14 тысяч человек. В проекте заложено восемь детских садов на 1380 мест.
При изучении Приволжского района возникает ощущение, что у локации нет своего «лица» – настолько данная территория неоднородна. Похожим образом, кстати, высказывался и мэр Казани Ильсур Метшин. Сравнивая Вахитовский и Приволжский районы, которые управляются одной администрацией, градоначальник отметил, что эти районы абсолютно разные. Если Вахитовский – центр города, то Приволжский состоит из спальных микрорайонов и нуждается в капремонте домов и инфраструктуры. Так что можно назвать хрущевки и «человейники» визитной карточкой района.