Среди разноцветных деревьев и высокой травы болот на берегу Казанки будто бы «выдернули» часть природы. На участке в десятки метров разровняли дорогу, выложили материалы и установили колышки. Судя по ответам ведомств, признаки застройки у акватории стали неожиданными для всех. Предполагается, что именно здесь собираются построить СНТ «Прибрежный».
На месте болот образовался пустырь
То, что вы попали в Авиастроительный район, сейчас определить очень просто - перестает работать интернет. Спускаемся к заполненной осенними листьями берегу Казанку - с одной стороны остается жилой массив Борисоглебское, а с другой - железная дорога.
Всего несколько дней назад также погулять с собакой сюда, на берег акватории, пришел один из местных жителей. Но вместо красивых маршрутов на месте пути его ждал пустырь. По словам казанца, он обнаружил «голое поле, засыпанное песком, со следами гусеничной техники» и двух людей, которые работали на территории.
В начале недели на место поехала и корреспондент «Вечерней Казани» - рабочих на месте не было, остались лишь следы работ. Как нам рассказали в казанской мэрии, разрешения на стройку на месте нет. И абсолютно точно - строить СНТ там просто нельзя.
- Согласно Генеральному плану, участок находится в зоне природных территорий (ФЗ-400) - здесь разрешены лишь отдельные виды объектов (объекты МЧС, пункты общественного порядка, ООПТ и т .д.). Садоводческие товарищества (СНТ) там размещать нельзя. Сейчас мы проверяем ситуацию и сообщим в надзорные органы, если обнаружатся нарушения, - заверили в ведомстве.
При этом, как отметил член президиума Татарстанского общества охраны природы Владимир Демидов, он проводил исследования и еще пять лет назад предлагал превратить территорию в ООПТ - место уникальное по нескольким пунктам. Например, болото на месте - источник рек, питающих Казанку. А еще участок относится не к реке Казанке, а к водохранилищу, где действуют более строгие правила охраны.
На территории и трубы Водоканала…
В одно время с нами на место приехали и работники Водоканала - они фотографировали развернувшуюся стройку. По словам рабочих, их отправили посмотреть, что происходит на территории, где пролегают трубы. И, конечно, к ним за согласованием работ на месте никто не обращался.
- На данный момент в МУП «Водоканал» не было обращений по поводу согласования строительства в районе прохождения коммуникаций сетей. Строительство в охранной зоне трубопроводов запрещено и может производиться только с учётом минимально допустимых расстояний согласно требований нормативных документов, - отметили в пресс-службе ведомства.
Биолог-зоолог, член Всероссийского общества охраны природы Антон Бортяков рассказал, что говоря о территории, речь идет о водоохранной зоне и прибрежной полосе, которые не подлежат застройке капитальными строениями и где запрещена вырубка. Но в последние годы Госдума разрешила возводить капитальные строения в водоохранной зоне, если они не наносят вреда экосистеме. Есть и еще одно «но» - по каждому объекту в этом случае должна проводиться экологическая экспертиза, однако этого не делается.
Почему стройка на месте опасна
Среди других рисков Демидов перечисляет высокий уровень грунтовых вод - строительство капитальных домов может привести к их проседанию и загрязнению. Рядом находятся свалка завода, старое кладбище и взлетная полоса, что создает неблагоприятную экологическую обстановку.
По словам Бортякова, водоохранная зона должна сохранять естественные лесные экосистемы, которые формируют сохранность водостока, а также аккумуляцию, питание и сохранность мелких водоисточников. Но это все практически уничтожается одним только сведением зеленых насаждений.
- Если водоупорные слои грунта пробивает фундаментная конструкция, то вода уходит в более глубокие слои грунта, и больше просто не появляется на поверхности, питая реки. Такая простая логика: сделали яму, вода в эту яму стекла и ушла. Больше она в речку уже не попадет, - отмечает биолог-зоолог.
Более того, каждое СНТ образует определенный объем отходов, они зачастую попадают в грунтовые воды и затем в реки. А применение ядохимикатов, удобрений создает аналогичные промышленному сельскому хозяйству концентрации в грунтовых водах, заключил эксперт.