Городская среда
13 апреля 07:00
Автор материала:Алина Камалютдинова

Преображение подземного перехода у «Кольца» в Казани задерживает высокий ценник

Метшин поручил до конца этого года привести в полный порядок подземный переход в центре города - начинали реконструкцию еще в прошлом году. Впрочем, городские власти признают, что не знают, когда завершат капремонт.

Преображение подземного перехода у «Кольца» в Казани задерживает высокий ценник

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Мэр вспоминает молодость и ждет обновления

Необходимость обновления подземного пешеходного перехода у торгового центра «Кольцо» признают городские власти. В марте этого года мэр Казани Ильсур Метшин поручил городскому комитету потребительского рынка, руководителю исполкома и главе администрации Вахитовского и Приволжского районов заняться данным вопросом. По словам градоначальника, подземный переход он помнит еще с того времени, когда был руководителем аппарата администрации Советского района. Эту должность Метшин занимал с 1995 по 1997 год.

- Я там каждый уголок помню. И он, к сожалению, такой же, как и 20 лет назад, - вздыхал градоначальник.

Мэр Казани привел в пример состояние перехода у парка Горького и на Горьковском шоссе, которые выглядят намного современнее подземки в центре.

Обновить подземный пешеходный переход на улице Пушкина должны были ещё к саммиту БРИКС. Бурная деятельность рабочих началась в мае. Тогда торговые павильоны с одной из сторон закрыли. Жители надеялись, что подземка заиграет новыми красками и станет светлее и уютнее. Так, по крайней мере, было задумано, судя по представленным эскизам. Большой подземный переход с цветочными клумбами должен был появиться к октябрю, однако после витражного остекления павильонов работа резко прекратилась.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

В 2019 году, кстати, все торговые точки в переходе вовсе хотели снести, поскольку срок аренды закончился. Предпринимателям удалось избежать закрытия 27 точек. Помещения принадлежат компании ООО «Сагаис», учредителем которого числится Рестам Салахов. Соучредителями являются Елена Зюзя и Андрей Гаврилов, по совместительству генеральный директор компании. Торги на установку нестационарных торговых объектов ООО «Сагаис» выиграло в 2023 году. По данным сервиса «Контур.Фокус», на конец 2024 года чистая прибыль организации составила 2,4 миллиона рублей, выручка — 7,6 миллиона рублей. Договор об установке НТО будет действителен до 2033 года.

Мечтали снести весь подземный пешеходный переход когда-то архитекторы студии Heads Group, которые подготовили концепцию реконструкции торгового центра «Кольцо». Согласно их проекту, вместо подземки должен был появиться наземный переход.

Автор фото: социальные сети

Несмотря на нарушения договоров и предложения архитекторов, подземному переходу несколько раз удавалось избежать разрушения. Останется он и после реконструкции. Салахов в разговоре с корреспондентом «Вечерней Казани» рассказал, что ремонт будет проводить исполком города. Компания к очередной реконструкции отношения не имеет. Ремонт перехода должны провести в рамках общей стратегии по улучшению городской инфраструктуры и созданию комфортной среды. Согласно Стратегии Казани — 2030, в благоустройство города с 2025 по 2027 год власти планируют вложить более 10,3 миллиарда рублей.

«Объект находится в ведении комитета внешнего благоустройства исполнительного комитета Казани. В текущем году планируется разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта подземного перехода. Сроки ремонта пока не определены, требуются значительные финансовые вложения. К саммиту БРИКС арендатором были полностью обновлены торговые павильоны», — рассказали в мэрии.

Эскизы не соответствуют реальности

Редактор телеграм-канала «Казанец» Денис Семёнов считает, что переходу не хватает света. Пространство выглядит «темно, грязно и колхозно с этими пластиковыми постоянно ломающимися панелями на киосках».

- Помню свои ощущения, когда с одной стороны всё заставлено стойками с цветами и продавцы пристают, мол, купи-купи. А с другой стороны зажатая страшными киосками толпа сама себе мешает. Отвратительно, - отметил спикер.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Эскизы и рендеры, по которым год назад реконструировали переход, не соответствуют реальности, считает Семёнов. Такой ширины пространства в переходе без сноса павильонов не будет. Более того, планировалось сохранение павильончика в середине, который мешает всем: поток людей в этом переходе большой, особенно в час пик.

- Учитывая пешеходный трафик центральной станции метро и самого перехода, надо их просто убрать оттуда. Пусть придётся ремонт делать за муниципальный счёт, зато станет светло и просторно, - рассказал Семёнов.

Не по законам урбанистики

Один из авторов телеграм-канала «Казан Урбанче» Василь Закиев напомнил, что подземный переход у «Кольца» – это единственный выход со станции метро «Площадь Тукая» и одновременно единственный способ перейти улицу Пушкина в самом центре Казани. Это нонсенс с точки зрения современной урбанистики, отмечает собеседник издания.

Спикер считает, что городу крайне необходим наземный переход через улицу Пушкина. Урбанисты предлагают установить его на главной пешеходной оси города между Баумана и Петербургской. Сейчас людям приходится спускаться под землю только ради того, чтобы перейти улицу шириной менее 20 метров — это атавизм. Пропускная способность при появлении наземного перехода не должна ухудшиться: через 50 метров по обе стороны уже есть светофоры. Реализация этого решения поможет вернуть городу нормальную связь между двумя ключевыми общественными пространствами.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

- Современный город обязан ставить пешехода в центр внимания. Это не крики активистов, а градостроительный стандарт: с 2022 года в России действуют правила Минстроя «Улицы и дороги населённых пунктов», прямо требующие приоритета пешеходной и велосипедной инфраструктуры при проектировании, - добавил собеседник.

Подземный пешеходный переход также требует капитального обновления: нормального ремонта, равномерного освещения, навигации, безбарьерной среды, общественного туалета в стиле крупных торговых центров и, желательно, обогрева зимой. По мнению собеседника, представленные эскизы реконструкции разумны и могут улучшить пространство, но они не решают главной проблемы.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей