О том, как преображается в наши дни уникальный памятник промышленной архитектуры конца XIX века — комплекс зданий пивоваренного завода Петцольда в Старо-Татарской слободе, сегодня журналистам рассказали председатель Комитета РТ по охране ОКН Иван Гущин и владелец компании «Эдельвейс групп», собственник лофт-квартала «Красный Восток» Булат Хайруллин.
Исторический комплекс пивзавода Петцольда (первый собственник) весьма примечательный, но стоял в запустении долгие годы: за весь период эксплуатации он ни разу не реставрировался. Но вот это время настало. У расположенной в одном из самых живописных мест Казани локации есть все, чтобы стать мощнейшей точкой притяжения горожан и гостей столицы Татарстана.
Общая площадь объекта составляет 15 тысяч квадратных метров, из них 10—11 тысяч «квадратов» предложат арендаторам. Сумма инвестиций в реставрацию комплекса составила 5 миллиардов рублей. Себестоимость вложений на каждый метр – 250 тысяч.
Из десяти зданий архитектурного комплекса в целом готовы четыре, еще два – на подходе: так называемый подвал (трехэтажное здание, литера 9) и ледник (литера 10), их должны сдать в декабре 2025 года. Впереди более грандиозная реставрация знаменитого высотного здания пивоварни с флюгером с цифрами «1907». Владелец надеется полностью закончить реставрацию квартала в 2030-м.
Масштабной реставрации комплекс ждал более полувека
Судя по представленным прессе чертежам, собственник намерен преобразовать этот уникальный памятник в современное общественное пространство с офисами, магазинами, включая продовольственный, кафе, театральными площадками, конференц-залами, ВИП-переговорными, open space, рестораном (для него спроектированы мясной, рыбный и овощные цеха и отдельные подъезды для доставки) и кафе.
Разработанный проект реставрации и адаптации исторической застройки прошел экспертизу и получил одобрение Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия. Первый этап работ пройден: сделан демонтаж аварийной кровли и внутренних конструкций, проведена гидроизоляция кирпичной кладки, сделаны инъекционные процедуры для укрепления стен. Теперь специалисты перешли ко второму этапу, включающему укрепление железобетонных перекрытий и знаменитых сводов Монье - характерных элементов промышленного строительства конца позапрошлого века.
- Мы демонстрируем прессе каждый объект, который сегодня реставрируется в Казани и на территории Татарстана, вне зависимости от источника финансирования - за бюджетный счет, благотворительные средства либо за частные инвестиции, - начал пресс-тур Иван Гущин. – Нам важно, чтобы ваши читатели и зрители видели, как преображается и что вообще делается в республике в сфере сохранения культуры и наследия. Лично для меня территория комплекса пивоваренного завода очень значима, это ключевой объект Старо-Татарской слободы. Территория развивалась как промышленная, начиная с 1836 года, с маленького предприятия и со временем разрослась до внушительных размеров. В советское время количество выпускаемой продукции исчислялось тысячами декалитров лимонада, пива, в том числе и безалкогольного. Готовясь к проекту, мы тщательно изучили все архивы и поняли, что вопрос масштабной реконструкции комплекса ввиду аварийности его конструкций вставал минимум полвека назад!
Основные проблемы данного места – постоянные подтопления из-за плохих грунтов и близости озера Кабан, те же беды, кстати, и у соседней территории — завода братьев Крестовниковых. Но процесс реставрации не может быть быстрым, нам предстоит еще многие годы уделять объекту пристальное внимание.
По словам главы Комитета РТ по охране ОКН Гущина, архитектурный комплекс пивоваренного завода состоит из множества зданий, десять из них - объекты культурного наследия.
Часть зданий отреставрировали ко всемирной студенческой Универсиаде, прошедшей в Казани в 2013 году, остальные были законсервированы.
- Лишь в позапрошлом году работы по объекту активизировались, - продолжил Гущин. - Данную территорию посетил раис республики Рустам Минниханов, представленная нами концепция в целом получила его одобрение. Сегодня настало время показать, что уже сделано. Мы говорим о двух здания – литера 9 и литера 10, в наименованиях они значатся как «Подвал» (честно, не знаю почему, ведь это трехэтажное строение) и бывший «Ледник». На них завершены самые сложные и, пожалуй, самые ценные этапы реставрации по стабилизации зданий. Это важно, чтобы остановить угрозу обрушения и разрушения памятников. Специалисты, которые занимались проектированием и инженерными изысканиями, подтверждали, что эти ОКН находились в состоянии «ограниченно работоспособных»: отдельные конструкции вообще признали аварийными. На втором этапе, который уже начался, предстоит усилить перекрытия, в том числе уникальных сводов Монье, и так далее. Ориентировочно в декабре 2025 года работы завершатся. Все проектные решения комитетом согласованы: мы не сомневаемся в том, что собственник продолжит бережную реставрацию. Но мы также призываем правообладателей объекта не торопиться, а поэтапно решать вопросы, связанные с сохранением нашего наследия, потому что на самом деле аварийность на объекте запредельная: вы и сами видите, в каком состоянии корпус с флюгером. Реставрация этого сложного здания еще впереди.
Никаких закрытых территорий: вход будет свободным
После пресс-подхода и экскурсии по территории редактор отдела культуры «Вечерней Казани» задала свои вопросы владельцу лофт-квартала Булату Хайруллину.
- Булат Илшатович, почему после паузы вы взялись за реставрацию именно «Подвала» и «Ледника», а не за какие-то другие строения?
- Потому что они были в самом плачевном состоянии, рушились буквально на глазах, а когда строили новый мост через Кабан, то на них появились новые трещины, так что медлить было нельзя. Первым делом была необходимость прокачки фундамента, на противоаварийные работы ушло много времени, каждый этап, проектную документацию мы согласовывали с комитетом ОКН. Сейчас надо устанавливать кровлю, рамы, чтобы защитить от любых внешних факторов внутренние помещения.
- Сразу за «Ледником» мы видим строительство квартала жилой застройки «Променад». Она тоже к вашей территории относится?
- Это наши партнеры, но к проекту лофт «Красный Восток» данный ЖК отношения не имеет. Думаю, со временем жители квартала станут постоянными посетителями нашего общественного пространства.
Перед нами, семьей Хайруллиных, стоит задача в первую очередь сохранить культурное наследие – исторически сложивший промышленный кластер, которые имел значение не только для Казани и республики, а в прежние времена – для Российской империи, а затем и в масштабах СССР, во времена которого тут производилось очень много разнообразной продукции – лимонады, алкогольные и безалкогольные напитки.
- Есть четкое видение, чем наполнить территорию, чтобы заинтересовать горожан?
- Рассчитываю, что здесь появится кластер молодой интеллигенции нашего города и республики. Надеемся, что сюда будет стекаться молодежь. В первую очередь помещения планируем сдавать под общепит, фитнес, будут помещения общественные и коммерческие. Планируем выставки, в том числе сельскохозяйственные, потому что это важная отрасль республики, к тому же в немалой степени связанная с пивоварением. Плюс пространство вокруг тоже будет активно использоваться: на внутренней площади комплекса можно и концерты проводить, и ярмарки, и другие публичные мероприятия.
- То есть крафтовое пиво на территории бывшего пивзавода сам бог велел варить? А что по бане, о строительстве которой ранее заявлялось?
- Постараемся найти профессионалов, которые смогут обеспечить интерес публики, это я о ценителях крафтового напитка. А от бани отказались, потому что она оказалась нецелесообразной на данной территории, хотя экономически она была выгодна. Но мы же стараемся все максимально в первозданном виде сохранить, не достраивая и не перестраивая здания, а ради бани пришлось бы менять историческую планировку.
- Появится ли музейная экспозиция в комплексе?
- Обязательно! Совместно с сотрудниками Комитета РТ по охране ОКН мы нашли множество архивных фотографий, готовим экспозицию, которая обязательно сфокусирует интерес казанских любителей старины и вообще истории города.
- Впереди у вас подготовка к реставрации знаменитого высотного здания пивзавода с флюгером. Как скоро к ней приступите?
- Точно не в этом году, хотя ориентируемся на сдачу всего комплекса в 2030-м. Когда приступим к проекту реставрации исторической «высотки» с башней, станет понятно, как здание можно приспособить к современному использованию, – возможно, устроим офисный центр или даже гостиницу. Хочется сделать там смотровую площадку, откуда как на ладони и озеро с окрестностями, и новое здание Камаловского театра. Все будет зависеть от дальнейшего проектирования. На окупаемость вложений в лофт, кстати, закладываем шесть-семь лет.
- А что насчет транспортной и вообще доступности? В этом плане место пока не слишком удобное.
- Я вот что скажу: закрытых зон на территории ОКН вообще не будет! То есть никаких заборов, кроме кованых ворот с буквами «КВ» («Красный Восток». - «ВК») со стороны улицы Тукая, но они скорее декоративную функцию выполняют и чтобы на машинах не въезжали. Главное: мы открываем территорию с двух сторон – с улицы Габдуллы Тукая и со стороны прогулочной зоны вдоль озера! Во-первых, строим подземную стоянку на 50—60 машин. Во-вторых, со стороны улицы Марджани появятся два красивых въезда и выезда, причем авто никому не помешают: машины будут аккуратно въезжать сразу вниз и спокойно выезжать с территории, никого не тревожа. Это было пожелание раиса республики, по его же рекомендации вдоль нынешнего забора (его уберем) между улицей Марджани и лофт-кварталом благоустроим зеленую зону, построим красивую лестницу, обеспечив для пешеходов проход на территорию. То есть кругами до улицы Тукая ходить уже не придется, и, прогуливаясь вдоль Кабана, люди свободно смогут зайти в лофт. Мы хотим, чтобы люди здесь проводили свободное время как можно чаще.
- Булат Илшатович, ваша семья (наследники бизнесмена, мецената, депутата ГД РФ Айрата Хайруллина. – «ВК») имеет разные активы, включая агрохолдинг, банк и многое иное, но кажется, что впервые фамилия Хайруллиных звучит в связи с реставрацией объектов культурного наследия? Это ваш гуманитарный вклад в малую родину?
- Вы правы, это первый реставрационный проект для нашей семьи, до этого с ОКН мы не работали. Это не основная наша деятельность. Но мы зашли сюда, чтобы все сохранить, даже старые чугунные столбы стараемся не утратить, не то чтобы что-то перекраивать. Реставрация – это, конечно, не про быстрое зарабатывание денег. И еще – огромная ответственность.