На Кировской дамбе сейчас устанавливают шумозащитные экраны. Общественность на это градостроительное решение отреагировала однозначно: экраны портят облик города. К сожалению, шумозащитные экраны постепенно превращаются в неотъемлемый элемент казанского ландшафта. В прошлом году их установили на мосту «Миллениум», несмотря на недовольство жителей. Сейчас поступают так же, закрывая обзор казанцам на красивые виды города. Урбанисты жаловались, что в городе часто принимаются необоснованные решения, которые портят Казань, превращая её исключительно в точку притяжения туристов, где обычным жителям — не место.
Бесконечные заборы, опасные пешеходные переходы и неудачные велодорожки
В последнее время Казань жадно собирает негативные эпитеты и нелицеприятные звания в свой адрес — такие как «столица заборов» и «столица шумозащитных экранов», с грустью отмечает редактор телеграм-канала «Казанец» Эдгар Сулейманов. Столицу Татарстана можно назвать и столицей архитектурного китча, уверен собеседник.
В центре города урбанисты отмечают высокий уровень так называй «заборизации». По словам урбаниста Тимура Апелова, при наличии газона шириной полметра заборы не нужны.
Активная заборизация началась в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году. Устанавливали их для повышения безопасности дорожного движения, однако жители понимают, что остановить несущийся автомобиль забор не сможет. Ограждения создают лишь иллюзию безопасности и контроля.
В последние годы, по словам Апелова, устанавливать заборы стали все же реже. Власти наконец осознали их бесполезность, в том числе на туристических улицах.
Ещё одно странное градостроительное решение — П-образные пешеходные переходы. Такой есть, например, у Лядского сада.
- На самом деле вместо одной конфликтной точки, где автомобилисты пересекаются с пешеходами, создаются три конфликтные точки. Это вреднейший проект в центре города, не удалось ничего с ним сделать, — сетует урбанист.
Апелов, как любитель велотранспорта, напомнил ещё и о неудачной велодорожке на улице Большой Красной. Изначально предлагалось установить перед велодорожкой муниципальную автопарковку, которая в итоге защищала бы велосипедистов от автомобильного потока. Такое же решение уже было внедрено в парке «Черное озеро», и это решение было удачным.
То же самое должно было появиться и на Большой Красной, но Управление Госавтоинспекции МВД по Казани не утвердило автопаркинг из-за ширины полос. В итоге, теперь велодорожку построили фактически без «физических границ», она используется владельцами машин как парковка.
ТЦ «Кольцо» как первый шаг к безвкусице
К категории спорных градостроительных объектов редактор телеграм-канала «Казанец» Сулейманов относит постройки в центре города, особенно ТЦ «Кольцо». В частности, эксперт обращает внимание на пятачок вокруг торгового центра в тандеме со зданием ПФР, элитной недвижимостью за ним и стихийно застроенной улицей Пушкина.
- Невольно осознаёшь, что находишься в городе, где не было главного архитектора и не существовало внятных регламентов застройки. Аналогия напрашивается только с современной Махачкалой — кто был в этом городе, тот поймёт, — отметил Сулейманов.
Имеющиеся объекты в центре города и прилегающих территориях можно разделить на две категории: архитектура, несоразмерная человеческому восприятию, и обычный архитектурный китч, считает собеседник издания.
- Подобная агрессивная и грузная архитектура в контексте среднеэтажной исторической застройки давит на человека и выбивается из общей панорамы, «съедая» всё пространство вокруг себя. Не стоит напоминать, что такие решения губят весь архитектурный ансамбль, делая его разношёрстным и разорванным. Безусловно, в городе нужно создавать высотные акценты, но делать это следует с умом и эстетикой, а не грубо и бесталанно, — рассказал Сулейманов.
Из китчевой классики урбанист выделяет такие «памятники» безвкусицы, как старые добрые ТЦ «Кольцо», Дворец земледельцев, театр кукол «Экият» и Центр семьи «Казан».
- Эти строения можно считать ярчайшими примерами того, как строить не нужно. Но если Дворец земледельцев, «Экият» и «Чаша» со временем сумели превратиться в полноценные достопримечательности, попутно принося прибыль в казну города, то ТЦ «Кольцо» так и остался просто ошибкой, которую необходимо принудительно исправить. На месте собственников я бы перепродал актив в более умелые руки с возможностями и не мучил себя и жителей, — советует спикер.
Всё, что удалось отстоять
Большинство казанцев не могут похвастаться активной гражданской позицией — в отличие от того же Екатеринбурга, где жители героически живым щитом отразили строительство храма на месте полюбившегося всем парка возле драматического театра, отмечает Сулейманов.
- У Казани же просто нет аналогичных ярких примеров сплочённости. Если сесть и вспомнить последние годы, то все запланированные спорные стройки так или иначе были реализованы в конечном итоге. А если и нет — то чаще по причине отсутствия финансирования или других факторов, — обращает внимание собеседник. — С чем связана слабая общественная позиция казанцев — сказать сложно. Но хотелось бы большей вовлечённости жителей в архитектурную жизнь города. Ведь безразличие порождает хаос, и именно от нас зависит то, каким будет наш город через десять лет.
Одним из удачных примеров сплоченности казанцев в борьбе за архитектурный облик города он назвал озеро Харовое, от застройки которое удалось защитить благодаря общественности. На месте водоема планировали построить автопаркинг и жилой комплекс. Группа протестующих собирала подписи и связывалась с местными властями. Благодаря этому им удалось привлечь внимание раиса республики Рустама Минниханова.
Один из редких недавних примеров сплоченности — сорванные планы по строительству бетонного завода на берегу Казанки. Тогда при строительстве восьми мини-отелей у моста «Миллениум» и отеля «Миллениум Панорама» на берегу реки, в водоохранной зоне, решили воссоздать бетонный завод, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение строек, вспоминает урбанист Апелов.
- Его уже начали строить, но экоактивисты отстояли территорию, — отметил спикер.
Не удалось однако тогда остановить строительство отелей на прибрежной зоне, которую частично засыпали песком для возведения построек. Позитивным примером Сулейманов назвал историю со строительством Соборной мечети на берегу Казанки — между Чашей и «Ривьерой». Тогда люди объединились и отстояли локацию. Но здесь на кону стояли интересы состоятельных жителей домов на первой береговой линии. Эти случаи доказывают, что, объединившись, неравнодушные казанцы могут остановить строительство неоднозначных проектов, обращают внимание эксперты.