В бывшем здании швейной фабрики «Адонис» в Казани проходит архитектурно-градостроительная конференция «Диалоги». На мероприятие собрались студенты, архитекторы, дизайнеры и другие гости. Посмотрели обновляющееся здание, где уже скоро откроется новое креативное пространство, и послушали экспертов про творческие точки притяжения.
Столице Татарстана не хватает креативных мест
В Казани есть потенциал для развития креативных кластеров (это современные комплексы-пространства для развития творчества), но недостаточно развита инфраструктура, рассказывал на открытии основатель CreativeSpace.ru., Ex-руководитель FLACON-X Ян Ярмощук. Он отметил, что спрос на месте превышает предложение. А «Адонис» может стать таким местом притяжения.
Первый этаж «Адониса» - гостиная, второй - медиалаб. На третьем этаже располагается лекторий, а на четвертом- панорама. На месте уже открыта кофейня, меняется и задний двор дома Михляева-Дряблова. Как пообещали на конференции, казанцы смогут посетить это пространство уже следующим летом.
- Подобные креативные кластеры - это то, чего нам не хватало, и то, в чем созрела необходимость. Мы будем поддерживать проекты, пусть таких кластеров будет больше - не один и не два. Пусть Казань будет магнитом, где собрано все самое передовое, - сказал на открытии мэр Ильсур Метшин.
Откроется пространство уже весной 2026 года, но реконструкция будет идти два года.
Как преображался казанский Московский рынок
Креативное пространство из Казани представлял исполнительный директор Московского рынка Тарлан Гусейнов. На обновление места у команды ушло два года и превышенный бюджет. Московский рынок появился в Казани еще в 1976 году. Много лет рынок принимал казанцев, в 2022-м его выкупил ресторанный холдинг GINZA PROJECT. С 2023-го по 2025-й рынок реконструировали вместе с прилегающими территориями. Этой весной он наконец-то открылся. При реконструкции команда поставила цель сохранить историю места и связь с людьми.
- У нас не было задачи все снести и построить что-то новое, набрать новых людей. Мы пришли на готовый объект с историей, - отметил Гусейнов.
По словам спикера, во время реконструкции «многие постоянно говорили, что что-то невозможно».
- Мы хотели вырастить дерево, нам говорили, что оно расти не будет. В итоге все прекрасно растет. Нам говорили, что это не то место, где должен открываться рынок, что «скорее всего, к вам никто не будет ездить», - перечислял Гусейнов. - Говорили, что старшее поколение не захочет ходить, как и младшее, но люди продолжают посещать рынок.
На сегодня обновленный рынок открыт уже больше полугода - уже в следующем году ему исполнится 50 лет. При этом, как отметила главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина, в будущем преображенными хотят видеть все рынки города.
- Мы хотим, чтобы каждый из рынков как-то преобразился, стал подцентром района. Чтобы это была история не просто про гастрономию и продукты, а про людей, которые живут рядом и которые воспринимают это место как нечто свое, - отметила Тухватуллина.
Как «Арт-Квадрат» поменял Уфу
Раньше жители столицы Башкортостана не ходили по городу пешком, обходили центр стороной, а на выходные и вовсе уезжали из города подальше, рассказал главный архитектор Уфы Руслан Хайруллин. Ситуацию изменило появление креативного кластера «Арт-Квадрат». Ранее депрессивная точка стала местом притяжения с самой дорогой арендой в городе.
- Были улицы транзитные, по которым люди просто пробегали по делам, и были серые зоны, закрытые дворы, склады, гаражики, какие-то остатки фабрик… Часть зданий использовалась для торговли - это были мертвые пятна на карте города. И вот несколько лет назад у нас случилось явление, которое можно назвать эффектом «Арт-Квадрата».
Исторический центр стал доступным, депрессивная точка - востребованной. Кроме того, место сломало и привычные маршруты - «центр стал магнитным». Павел Пономарев, один из создателей кластера, раскрыл «механику» успеха, основанную на социальной психологии. Во-первых, это принцип 35 метров (это предельная дистанция социальной коммуникации). По словам Пономарева, дальше этого расстояния человек не распознает эмоции другого человека. Поэтому маршруты внутри «квадрата» специально разрабатывались так, чтобы каждые 35 метров был поворот. Если возможности сделать поворот не было, команда ставила визуальные преграды, которые мешали человеку смотреть дальше. Так, любой находящийся в «Арт-Квадрате» может взаимодействовать с другими посетителями, «видя их улыбки и эмоции». Кроме того, есть узкие проходы для создания эффекта оживленности, даже когда трафик небольшой. А многочисленные арки работают как эффект портала. Люди двигаются и проходят дистанции, сами того не замечая.
Библиотеки в Ташкенте стали «культурным катализатором»
- В 2023 году мы реализовали проект детской республиканской библиотеки в Ташкенте, которая находится в объекте культурного наследия. Детей там не было, я их не видела, сколько раз я ни посещала эту библиотеку, пока мы ее изучали и пока мы ей занимались, - рассказывала архитектор Мария Леонтьева.
Библиотека превратилось в пространство, где могут собираться люди всех возрастов. Более того - ранее не читающие подростки стали брать книги в руки. Позже президент Узбекистана инициировал программу по преобразованию 12 библиотек по всей стране. Сформировалась и среда: появились новые кафе, лучше стали выглядеть и киоски.
В Перми при государственной поддержке создается креативный кластер «Завод Шпагина», отметил заместитель генерального директора Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» Дмитрий Лапшин. Место для него было выбрано с учетом его транспортной доступности и наличия развитой набережной. Уже сейчас, до официального открытия, на этой территории проходят музыкальные фестивали, функционирует галерея и организуются выставки. Проект демонстрирует, как можно эффективно использовать промышленное наследие для создания новых культурных объектов.