Согласно стратегии «Татарстан-2030», принятой в 2015 году, в нашей республике обозначены три агломерации со своими зонами влияния: Казанская, Камская и Альметьевская. Казанская включает в себя Казань, Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Лаишевский и Пестречинский муниципальные районы. Говоря про агломерацию, подразумевают скопление населённых пунктов вокруг крупного города, объединённых разными социально-экономическими связями. Для Казани вышеназванные районы становятся основными направлениями расширения города и строительства жилых комплексов. Урбанист Вероника Ярмилова подчёркивает, что границы агломераций в большинстве своём не связаны с границами городов, которые являются их ядрами. Можно привести примеры, когда единую агломерацию составляют сразу несколько городов (крупнейшая агломерация Токио-Иокогама, или Сан-Франциско-Сан-Хосе в США). Зато города пытаются контролировать определённые процессы в агломерациях через расширение своих границ и поглощение соседних районов.
В Государственном бюджетном управлении «Институт пространственного планирования Татарстана» нам ответили, что сдача мастер-плана Казанской агломерации запланирована на конец декабря 2023 года. Таким образом, совсем скоро мы увидим план развития региона, рассчитанный до 2050 года. Одна из задач мастер-плана — выстроить сбалансированную систему расселения населения агломерации, где численность людей и количество рабочих мест соотнесены верно.
— Бывают полицентричные агломерации, когда крупные города активно застраиваются, выстраивая общие культурные, экономические, транспортные связи между собой, и как бы сливаются в одну территорию, — объясняет доцент кафедры конструктивно-дизайнерского проектирования Института дизайна и пространственных искусств Степан Новиков. - Казань развивается по другому принципу — моноцентрическому. В этом случае вокруг крупного города растут микрогорода, населенные пункты, которые потом становятся районами города и имеют в большей степени жилую функцию. Тогда микрорайон может иметь высокую ежедневную маятниковую миграцию в город, что повлечёт ряд проблем. Чтобы этого не было, нужно хорошо выстроить транспортные связи, а по-хорошему те города, которые входят в агломерацию, должны иметь свою основную градоформирующую функцию, а какие-то функции, конечно, могут замещаться. Вот Зеленодольск и Юдино достаточно независимые города. Иннополис тоже может стать своеобразным городом-спутником — взаимозамещающим, но с одним главным центром.
Важно, чтоб строительство населённых пунктов в рамках агломерации не создавало проблем жителям больших городов и было удобно малым. В последние годы все же наблюдалась некая хаотичность застройки. Как пример территории с нарушенным балансом можно привести село Куюки в Пестречинском районе. Важно следить, чтобы не было переуплотненности территории и вокруг крупного города не росли так называемые гетто. В населённых пунктах нужны объекты социальной инфраструктуры: детские сады, школы, культурно-досуговые учреждения и возможность применить свой труд на «месте». Без этого возникнет очень много проблем.
— Городские власти не должны идти на поводу только у девелоперов, кто строят на бывших сельскохозяйственных территориях, которые после прирастают к инфраструктуре Казани. Одно дело, когда они сразу строятся по казанским нормативам (более строгим и жестким), другое дело — когда строятся по регламентам сельским. Тут нужно анализировать как жилой комплекс будет потом развиваться, а транспортную сеть нужно не только дорожную, но и метро, и электрический транспорт, — говорит Новиков.
«Большого города без агломерации не бывает»
Развитие агломерации даёт хороший экономический эффект городу (за счёт роста численности населения и, соответственно, увеличения денежного оборота), с другой стороны — может создавать угрозу для малых городов и сел. Их социальная инфраструктура начинает уничтожаться: закрываются школы, больницы, поликлиники, меньше ремонтируются дороги. Население стягивается в крупные города, что приводит к уменьшению демографии районов.
— В принципе, большого города без агломерации не бывает. Исторически сложилось, что когда город растёт, он поглощает посёлки вокруг него и приближается к другим городкам, — говорит урбанист Дмитрий Сагдеев. — Например, посёлок Осиново ещё лет 50 назад — это был далёкий пригород, сейчас он близко к городу. Последние 20 — 30 лет наметилась тенденция, что при приближении к посёлкам их в состав города не включают. При этом на территорию делается общий мастер-план, когда план района рассматривается в комплексе с городом. У нас проблема в том, что до определённого времени этого не делалось, отсюда и дисбаланс, и хаотичная застройка.
Процесс расширения сопровождается большими объёмами жилищного строительства в городских пригородах и соседних населённых пунктах. Помимо хаотичной застройки проблемой может стать неправильное планирование транспортного пути. Когда город сильно расширяется на периферию, просто забывают оставить высокоскоростной коридор. Так произошло с «Салават Купере» и Осиново — туда ничего скоростного уже не пустишь, если только что-то не сносить, а в Куюках вообще ничего не сделать, кроме как пускать дороги в обход.
Основные направления Казанской агломерации
— Агломерации никто не придумывал специально. Формирование и укрупнение промышленных центров — это естественный процесс, который происходит уже сотни лет, — говорит доктор экономических наук Игорь Кох. — Крупные агломерации эффективны, потому что расположенные в них предприятия связаны одной технологической цепочкой. От этого идёт меньше транспортных издержек, большое население даёт возможность быстро маневрировать рабочей силой, развивать учебные заведения и научные центры, создавая благоприятную среду для инноваций. Однако наряду с экономическими выгодами агломерации несут и проблемы (социальные, экологические), а также ухудшают возможности развития окружающих ее территорий.
Наверное, самым популярным направлением Казанской агломерации пока остаётся Зеленодольский район. Между посёлками Залесный и Осиново продолжается строительство «спального» района «Салават Купере». Рядом строится микрорайон ЖК «Радужный» (от ООО «Татстройинвест»). Вдоль трассы М-7 планируют ещё один город-спутник «Зелёный Дол» по частно-государственному инвестпроекту. Расчётная численность населения — более 100 000 человек. На территориях у Айши и Ореховки осваивается зона коттеджного строительства, что в будущем даст возможность присоединения Зеленодольска к Казани.
В Лаишевском районе идет застройка в районе Больших и Малых Кабанов, села Усады, Сокуров, Новых Салмачей, района аэропорта. В Высокогорском районе — огромные объёмы жилищного строительства. В Верхнеуслонском районе развиваются Иннополис (рассчитанный на 155 тысяч жителей), направление города Свияжска. Пестречинский район — Куюки.
Экономика — основной фактор
Развитие агломерации даёт близлежащим населённым пунктам возможности больших городов, например, получение более широкого вида услуг. При этом проживание остаётся в более комфортных условиях. В такой системе расселения населения большую роль играет транспортная инфраструктура. Не всегда удаётся найти решения, чтоб не создавались пробки. Ранее директор Института пространственного планирования Татарстана Олег Григорьев говорил, что из Лаишевского района каждое утро в Казань заезжает 26 тысяч человек, из Пестречинского и Высокогорского районов — по 17 тысяч, из Зеленодольского — 19 тысяч, из Верхнеуслонского — 7,9 тысячи. Такое количество людей неизбежно приводит к пробкам.
Для решения важно развивать не только дорожную сеть, но и железнодорожную и метрополитен. Большую ставку в Институте пространственного планирования делают и на снижение автомобильного потока за счёт пересаживания населения на общественный транспорт.
— Говоря о Татарстане, можно отметить макро- и микроуровень агломерации. Мы видим, как развивается большая промышленная агломерация со всеми финансово-промышленными группами, мощностями, — говорит экономист Ирек Галямов. — Комплекс промышленных районов, объединённых в одну технологическую цепочку, ориентированную на экономическое развитие — и это очень развивает транспортную сеть. Поэтому сделали хорошую дорогу между Казанью и Набережными Челнами, дорогу в Иннополис и другие — это макроуровень. Если рассматривать городскую агломерацию, то всегда развитие идёт за счёт численности населения и консолидации финансовых и промышленных сил — так достигается экономический эффект. Численность в городе прибывает, границы расширяются.
Откуда в нашей стране появилось слово «агломерация»
Немного предыстории: в 2012 году международная компания McKinsey опубликовала доклад, где изложила свой взгляд на развитие ведущих городов мира. По их мнению, глобальная экономика в современном мире » это экономика городов. В них проживает больше половины населения планеты и на них приходится до 80% мирового валового внутреннего продукта. А значит, городские агломерации «оживят» мировую экономику. Города будут конкурировать между собой вместо стран. В России нашлись политические деятели, кто поддержал идею, и с тех пор развитии таких агломераций стали включать в стратегии развития регионов.
К слову, в советское время была развитая практика территориально-пространственного развития, за что отвечал Госплан СССР. «Территориально-производственные комплексы» развивались вокруг большого градообразующего предприятия, а также целого ряда предприятий, связанных с ним производственными цепочками. Логика размещения заводов с городами диктовалась в большей степени политическими, географическими, логистическими мотивами. Современные агломерации всё-таки в большей степени связаны с экономическими факторами.