Кабмин Татарстана утвердил окончательный маршрут дороги-дублёра Оренбургского тракта. Ещё месяц назад эксперты в области градостроительства рассматривали три варианта трассировки, каждый из которых был представлен различными ведомствами.
Так, Институт развития Казани считал наиболее выигрышным вариант прокладки дороги вдоль железнодорожных путей — это позволило бы минимизировать экологический ущерб. Согласно генплану города до 2040 года, строительство дороги-дублёра предполагалось через Даурскую улицу с выходом на Вознесенский тракт. Третий вариант был представлен Институтом пространственного развития республики. Он делал акцент на функции въездных ворот со стороны М-12. Однако этот вариант подвергся критике как со стороны экспертов, присутствовавших на заседании, так и со стороны урбанистов — из-за необходимости вырубки 66,5 гектара лесного фонда.
Наилучшим эксперты называли вариант, предложенный Институтом развития города. Он считался наиболее удобным и экономичным. Тем не менее власти Татарстана утвердили вариант, разработанный Институтом пространственного планирования республики. Это решение вызвало обеспокоенность среди экоактивистов.
Нагрузка на Оренбургский тракт снизится, но ненадолго
Комментируя окончательный вариант трассировки, редактор телеграм-канала «Казанец» Денис Семёнов отмечает, по аналогии с Вознесенским трактом, дорога-дублёр Оренбургского тракта снизит нагрузку лишь на величину статистической погрешности. К тому же учитывая, что дублёр начинается на задворках города, нет никакой удобной связки с другими направлениями. На тот же Оренбургский тракт напрямую выходит проспект Универсиады, поедут ли люди на задворки города неудобными объездами, чтобы ещё и платить — вопрос с подвохом.
Один из очевидных минусов в том, что вылетные магистрали работают в обе стороны, то есть они же и влётные в город одновременно, соответственно приводят большой поток машин извне в нагруженные районы города, добавил Семёнов.
- Не имея до сих пор завершения Большого казанского кольца с обходом центра со стороны Волги, затягивать в это направление безостановочным дублером огромный поток машин — грозит полным пробочным коллапсом на и так уже перегруженных улицах центра города. Альтернативный вариант дублёра, встроенный в дорожную сеть Казани, в этом смысле намного более предпочтителен, так как позволял бы перераспределять потоки, дозируя их, — отметил спикер.
Эксперт негативно высказался и о необходимости из-за строительства дороги вырубки лесного массива. Семёнов не верит в то, что реализация проекта пройдёт с минимальным экологическим ущербом, хотя бы потому, что этого никто не озвучивал. А это значит, что работа будет выполнена с огромным объёмом земляных работ, насыпями, выемками и так далее, то есть с максимальным экологическим вредом.
Ведущий подкаста «Мамкины урбанисты» Василь Закиев считает, что дублёр способен заметно снять транзит и часть загородного потока с Оренбургского тракта, особенно с М-12 и Лаишевского направления. Однако городские пробки он решит лишь частично и ненадолго — дальше всё «съест» новая застройка и рост числа машин.
«Без общественных обсуждений и исследований – это преступление»
Биолог и экоактивист Антон Бортяков также обращает внимание на экологические риски и жалуется, что масштабные градостроительные проекты утверждаются без широкого обсуждения с населением и профессиональным сообществом. По его словам, сложилась некая схема, при которой решения принимаются в узком кругу, без всестороннего анализа и привлечения активистов и экспертов. Жители узнают о нововведениях постфактум – в момент, когда выбор сделать и «обжаловать» его практически невозможно.
- В пределах самого коридора этой трассировки есть на соседствующих с населенными пунктами территориях более удобный вариант маршрута, не связанный с массовой выработкой лесных насаждений, также на самом Подувалье. Рядом можно выкупить частные территории, и уменьшить угол изгиба и перепада высот. Этого не сделано. Трассировка принята в наиболее простом варианте и наиболее тяжелом для природы, — отметил спикер.
Ещё одна проблема — отсутствие полноценных исследований территории. Бортяков убежден, что карты и спутниковые снимки не дают полной картины. Биологи должны пройти неоднократно по этому пути, чтобы не упустить из виду редкие виды растений и животных. Эксперт предполагает, что эта территория вполне может быть местом обитания краснокнижных видов.
- Когда такие исследования не проводятся, а проект принимается и утверждается в высоких кабинетах, я это вижу как биолог – именно преступление, потому что оно совершается в отношении неограниченного количества жителей населения, огромных площадей природных территорий, заведомо включающих в себя в том числе и особо охраняемые виды, занесенные в Красную книгу, — считает собеседник.
Активисты требуют соблюдения процедур, которые гарантируют взвешенность и обоснованность решений. Пока эти процедуры не выполнены, у общества остаются веские основания для беспокойства.